Вопросы обучения одарённых детей уже более 100 лет привлекают к себе внимание специалистов. Только с 1975 по 1983 годы были проведены пять Всемирных конференций по работе с одарёнными детьми, где участвовало в общей сложности до 1200 представителей примерно из сорока стран мира. Это показывает, что проблема обучения одарённых детей и молодёжи вызывает большой интерес во всём мире. Проблема выявления и обучения одарённых детей является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как она напрямую связана с перспективой развития общества и его процветанием. Только талантливый и максимально развитый человек ведёт общество к новым открытиям в науке и кардинальным переворотам в производственной сфере. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Поэтому выявление, обучение и воспитание одарённого ученика – одна из главных задач совершенствования системы образования, а работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в Российской школе.
Следует различать одарённых детей разных категорий. Это
Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников довольно трудно. В больших городах эта проблема решается с помощью лицеев и гимназий с углубленным изучением отдельных предметов. В таких как наш – путём осуществления новых нетрадиционных подходов к обучению, организации эффективной внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.
В работе с одарёнными детьми следует использовать следующие принципы педагогической деятельности:
Самым главным и необходимым в работе с одарёнными детьми является создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования, а также создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одарённых учащихся, развитие у них самостоятельности мышления и инициативности. Работа с одарёнными детьми начинается на первых уроках физики с изучения индивидуальных способностей учеников, создания банка данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности детей, а также разработки специализированных индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одарённых учащихся. В дальнейшем она должна быть направлена на вовлечение одарённых детей в активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность. Эти дети требуют к себе особого внимания в плане индивидуализации обучения. С этой целью на уроках следует давать одарённым детям более сложные по сравнению с остальными задания углубленного или опережающего характера по подготовке сообщений, рефератов, презентаций, решению задач повышенной сложности, а также ставить их в роли исследователя, консультанта или учителя.
Большое значение имеет внеурочная работа, которая подразделяется на следующие формы:
Работа с одарёнными детьми основывается на сотрудничестве педагога и ученика и предполагает использование современных технологий и прежде всего здоровьесберегающую и информационно – коммуникативную.
В настоящее время большой популярностью среди одарённых детей нашей школы пользуется проектная, исследовательская и научно – поисковая деятельность. Им нравится разрабатывать проекты, проводить исследования, создавать презентации и защищать их, то есть их привлекает серьёзная научная работа.
Действенной формой работы с одарёнными детьми становятся ученические научные общества. В нашей школе создано такое общество и на его базе добровольное формирование подростков школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области физики. В данный момент в него входят 32 ученика 7 – 11-х классов. Руковожу этим формированием я сама, а помогает мне ученица 10 класса Башкирова Татьяна.
У меня есть программа, которая предусматривает целенаправленную работу по созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одарённых детей и подготовку их к будущей жизни в высокотехнологичном конкурентоспособном мире.
Главной задачей этой работы является развитие навыков самообразовательной, научно-поисковой и исследовательской деятельности и коммуникабельных способностей талантливых детей. Внеурочная работа по физике весьма многогранна и один учитель удовлетворить все запросы одарённых детей не в состоянии. Частично эту проблему поможет решить постоянная связь школы с внешкольными детскими учреждениями, промышленными предприятиями и социумом. Большую помощь в этом могут оказать родители.
|