Рассогласованность отношений как причина трудновоспитуемости современного подростка
Скорикова Н., студентка группы 4С2
Сингирцева И.П., преподаватель
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. В психолого-педагогической литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения зачастую связаны с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.
Большая общественная важность данной проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.
Воспитание и перевоспитание трудных детей и подростков явля¬ется, таким образом, одной из многочисленных проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. К сожалению, происходящие в стране социально-экономические катаклизмы ослабили воспитательную фун¬кцию большинства семей. Все усилия семьи направлены на выжива¬ние, на поиски заработка. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности и поведе¬ния подростка непредсказуем. Поэтому школа сегодня должна по-но¬вому взглянуть на свои задачи и возможности. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение про¬блемы организации эффективной работы по профилактике и коррек-ции отклоняющегося поведения школьников. Недостаточная разрабо-танность этой проблемы в науке указывает на необходимость специ-ального изучения и поиска наиболее эффективных путей профилак¬тики и коррекции трудновоспитуемости детей и подростков, исходя из причин, вызвавших трудновоспитуемость. Одной из причин, обуславливающих трудновоспиту¬емость, является рассогласование личностных отношений.
Понятие рассогласование можно рассматривать как несоответствие, рас¬хождение между осознанием подростком своих отношений (к себе, к другим, к собственной учебной деятельности) и реальным содержа¬нием и проявлением этих отношений в школьной среде. Иначе гово¬ря, рассогласование личностных отношений подростка состоит в ис¬кажении его представлений о своих отношениях с реальным содержа¬нием этих отношений. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что рас¬согласованность личностных отношений подростков может стать при-чиной их трудновоспитуемости. Исходя из этого, предполагаются пути коррекции поведения трудновоспитуемого подростка через ней-трализацию рассогласованности его личностных отношений с помо¬щью применения системы специально организованных педагогических воздействий в ходе учебно-воспитательного процесса, в рамках учебно-воспитательных планов общеобразовательной школы. Целью психолого - педагогической коррекционной работы с труд¬ным школьником является оказание ему помощи в становлении пол¬ноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком ¬является помощь в его социальном самоопределении, которое зависит от органи¬зации двух условий - обеспечения включенности трудного подростка в реальные социальные отношения и самореализации его в процессе социального взаимодей¬ствия, т.е. предоставление возможности трудному подростку бо¬лее полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Можно наметить следующие направления работы по организации коррекционной работы с трудными детьми и подростками.
1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консульта¬ции и т.д.).
2. Актуализация всех источников нравственного опыта школь¬ников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, от¬ношения между учащимися в классе, отношения детей с роди¬телями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
4. Оптимальное соотношение форм практической деятельно¬сти и нравственного просвещения на разных этапах с учетом по¬ловозрастных особенностей учащихся.
Практика показывает, что корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Однако для этого необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но знать норму и симптомы патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
|