Цель урока: научить детей различать части растений.
Задачи урока: познакомить с основными частями растения; основными функциями частей растения; расширить представление об окружающем мире; развивать познавательный интерес.
Оборудование:
картинки: кустарники, деревья, травы
плоды растений, корнеплоды,
картинка с изображением гороха – у каждого ученика,
конверты с карточками из Приложения к рабочей тетради «Плоды растений» - у каждого ученика.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
На доске картинки с изображением растений.
- Какое задание можно придумать? (разделить на группы) Какие?
Дети по одному выходят и прикрепляют картинки в нужную группу (травы, кустарники, деревья).
-Вы знаете много разных растений, и сегодня на уроке мы будем говорить о том, что общего у разных растений.
2. Работа над новым материалом.
Временами дует очень сильный ветер.
- Как такие могучие и огромные деревья или тонюсенькие, нежные цветочки стоят на земле и не падают?
- Что же их держит, как вы думаете, ребята? (корень)
– Внимание, вопрос юным знатокам природы! Зачем необходим корень растению?
(Корень нужен растениям для того, чтобы питаться – поглощать воду и минеральные соли из почвы, а также прочно удерживать растение в земле)
- Найдите и покажите корень на картинке с изображением растения, соедините корень на растении с названием в рамочке.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик».
Сделайте глубокий вдох носом, затем – длинный выдох, как будто хотите сдуть с одуванчика пух.
- А как дышат растения? (с помощью листьев)
- Найдите и покажите листья на картинке, соедините листья на растении с названием в рамочке.
Игра.
- Угадайте, какому растению принадлежат эти листья? (Показать листья берёзы, дуба, клёна)
- Растения питаются с помощью корня, но как же питательные вещества попадают в листья? (По стеблю)
Стебель соединяет корни и листья, помогает растению питаться и дышать, а значит и расти, а ещё он выносит листья к свету. А зачем растению свет мы узнаем на других уроках окружающего мира.
- Найдите и покажите стебель на картинке с изображением растения, соедините стебель на растении с названием в рамочке.
Работа с картинками на доске.
- Чем отличаются стебли этих растений? (Стебли деревьев – очень высокие прочные стволы. У кустарников имеется несколько стеблей – стволиков. У трав – стебли мягкие. Стебли огурца, тыквы, арбуза стелются по земле. Стебли некоторых кактусов похожи на зелёные шары с колючками вместо листьев)
Физминутка
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, и два наклон
Зашумел тихонько клён.
- Рассмотрите растения на картинках. Какую часть вы ещё можете выделить? (цветы, плод с семенами)
- Как вы думаете, какую роль в жизни растения играют цветы?
Самая главная роль цветка - это размножение, потому, что на месте цветка почти всегда возникает плод с семенами.
- Соедините цветы и плоды на растении с названиями в рамочке.
Работа с учебником (с.18)
- Какие растения нарисованы на этой странице? (пастушья сумка, настурция, кабачок)
- Рассмотрите внимательно картинку с изображением кабачка.
- Как называется нижняя часть растения? (корень)
- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)
- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)
- Сколько на рисунке цветов у этого растения? (два)
Практическая работа.
- Отгадайте загадку.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
Сейчас рассмотрим это яблоко. Если плод разрезать пополам, внутри мы увидим семена. Внутри любого плода должны быть семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя даёт жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохраняться и прорастать через несколько лет.
Работа по учебнику (с.19) Отгадайте загадки.
На: Что общего у разных растений?
Замечательный конспект, спасибо автору!!!