Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения и воспитания учащихся в МОУ лицее № 102 и преподавания курса ОБЖ.
Глебов А.А., преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории МОУ лицея № 102 г.Ростова-на-Дону.
Проблемы здоровьесбережения сегодня очень актуальны. Основным документом, регламентирующим организацию здоровьесберегающего образовательного процесса, является приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 года № 1418 "Об утверждении Примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений».
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы заметны следующие негативные тенденции:
· значительное снижение числа абсолютно здоровых детей;
· стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% учащихся;
· резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
· увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
В школьном возрасте происходит формирование мотивационной сферы. Именно поэтому в программе курса ОБЖ выделены мотивационные блоки для целенаправленного формирования мотивации безопасного поведения и ведения здорового образа жизни.
В курсе ОБЖ с 1-го по 11-й класс систематизирован обширный материал о сохранении здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системе ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Но, оговоримся, что теперь преподавание ОБЖ, согласно расписания, уже не ведется с 1 по 7 класс, следовательно - только старшие классы конкретно и целенаправленно изучают жизненно необходимые вопросы человеческого бытия.
Курс ОБЖ как раз и предназначен для формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Он обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Таких, как:
ü распознавание и оценка, опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека,
ü определение способов защиты от них, а также ликвидация их негативных последствий
ü умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объеме.
В числе учителей-предметников в школе преподаватель-организатор ОБЖ занимает в вопросах формирования ЗОЖ особое место. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях "здоровье" и "ЗОЖ", прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам здорового образа жизни.
Практика показывает, что там, где существует система занятий в школе по курсу ОБЖ, которые ведут профессионально подготовленные специалисты, решение проблем ЗОЖ получает мощный импульс.
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы педколлектива лицея по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Программа курса ОБЖ также интегрирована с курсами "Окружающий мир", "Биология" и "Физическая культура", "Этика и психология семейной жизни".
Одновременно проводится отслеживание эффективности проводимой работы администрацией школы.
В настоящее время работа в лицее по сохранению здоровья учащихся ведется в следующих направлениях:
- организованы и функционируют группы здоровья (для поддержания общего физического состояния отдельных школьников);
- налажена работа по психологическому тестированию и анализу функционального состояния школьников;
- имеются наработки по составлению карт индивидуального развития школьников;
- внедряются в учебный процесс специальные дополнительные комплексы физических упражнений (гимнастика для глаз, упражнения для осанки и т.д.);
- налажена работа по привитию культуры здоровья средствами комплексной программы ОБЖ с 8-го по 11-й класс;
- внутри воспитательной системы школы сформирована подсистема ученического самоуправления, которая активно вовлечена в решение проблемы стабилизации здоровья школьников;
- в лицее успешно функционируют различные по уровню и направленности спортивные, военно-спортивные кружки и секции. Спорт пользуется популярностью у учащихся;
- лицей располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами и хорошей спортивной базой.
Вместе с тем преподаватель-организатор ОБЖ тоже входит в связку педагогов, которые оказывают серьезную помощь классным руководителям в формировании ЗОЖ следующим образом:
- принятие участия в тематических классных мероприятиях;
- проведение консультаций по конкретным вопросам, связанным с безопасной жизнедеятельностью детей;(особенно в 1 – 7 классах, где не ведется преподавание ОБЖ);
- принятие участия в проведении родительских собраний;
- помощь в организации классных соревнований по программе "Школа безопасности";
- помощь в создании объединения учащихся 8-9-х классов, связанного с пропагандой и ведением здорового образа жизни.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в лицее можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:
Медико-гигиенические технологии:
§ Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов;
§ Проведение прививок;
§ Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультуры.».
Физкультурно-оздоровительные технологии:
§ Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. (уроки физкультуры, секции и т.д.)
Экологические здоровьесберегающие технологии:
§ Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей;
§ Обустройство пришкольной территории;
§ Зеленые растения в классах, рекриациях школы;
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
§ Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ. (к сожалению, только в старших классах!)
Защитно-профилактические
К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействия.
§ Ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся.
§ Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков;
§ Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия;
§ Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период. Рациональное питание!
Информационно-обучающие
Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.
§ Проведение тематических классных часов;
§ Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья и на родительских собраниях.
§ Оформление тематических стендов на тему здоровья.
Результатом правильно спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов стало улучшение не только здоровья учащихся лицея, но и рост показателей успеваемости - более80% обучаются на "4" и "5". Учащиеся лицея принимают активное участие в школьных, районных, городских соревнованиях и занимают призовые места. При прохождении допризывной медицинской комиссии показатели состояния здоровья выпускников нашей школы в последние годы стало улучшаться. Растет из года в год количество выпускников, которые поступают в военные училища и другие силовые структуры. А там требования к здоровью абитуриентов высокое!Педагогами, администрацией, медицинскими работниками лицея № 102 делается многое для того, чтобы дети ходили на занятия с удовольствием.
Создать в лицее условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт использования эффективных методов обучения- главное направление деятельности педколлектива нашего лицея.
|