Submitted by Вагиза Вакилевна Шарафеева on Fri, 07/01/2011 - 23:16
Мастер класс «Инновационные методы воспитательной работы с классом»
Урок благотворительности «Дом без одиночества»
Пояснительная записка
Мастер класс проводился в 7-м классе в рамках зонального тура республиканского конкурса «Классный руководитель года». В классе 15 учащихся: 7 мальчиков и 8 девочек. Все учащиеся по национальности татары. Мероприятие проводилось на русском языке. В подборе и организации материала мы опирались на те принципы, которыми руководствуемся в своей воспитательной деятельности: • Воспитание – это жизнь рядом и вместе. • Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими. • Человеку нужно быть нужным. • Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Позволь мне сделать – я пойму. • Уважение детского незнания. Материал должен быть доступным, понятным, красочным и интересным, чтобы подросток с удовольствием принимал участие в воспитательном мероприятии.
Цель мероприятия: побудить учащихся помогать окружающим не только по убеждению учителей, родителей, а делать это по «зову сердца».
Задачи: • совершенствование умения работать со словарем; • помочь детям дать толкование значения слова «благотворительность» через их собственное восприятие; • формирование умения анализировать, обобщать, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения; • развитие ассоциативного воображения; • воспитание активной жизненной позиции; • воспитание гуманного отношения к окружающим людям; • создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородными в жизни.
Данное мероприятие проводилось, используя технологию тренинга общения и состояло из 4 -х этапов.
1-й этап актуализации собственных знаний методом «мозгового штурма». Задачи выявить умение детей работать в группе, умение пользоваться словарем, и дать собственное определение понятия. Чтобы не потерять интерес учащихся, определение давали с помощью метода «синквейн». Этап закончился рефлексией. Учащиеся оценивали результат своей работы и свое умение дать определение понятию.
2-й этап изучения фактов и сведений методом беседы и игры «Волшебная рука». В ходе данного этапа выявилось мотивы совершения добрых дел учащимися и задачи или план действий и возможностей каждого ребенка. «Волшебная рука» каждого ученика проецируется при помощи видеокамеры на доску, поэтому учащиеся могут познакомиться индивидуальным планом каждого. Итогом данного этапа является план волонтерской деятельности класса.
3-й этап отработки навыка поведения. В ходе ролевой игры учащиеся отрабатывают навыки поведения в конкретных и подобных ситуациях. Перед этапом при помощи энергизатора учащиеся делятся на 3 группы.
4-й этап - творческий проект. Группы учащихся получают задание построить «дом без одиночества». В нашем случае каждая группа строил отдельный элемент дома, но по желанию классного руководителя можно дать различные задания (например: подготовить социальную рекламу, написать обращение взрослым и т.д.). Далее классный руководитель подводит итоги, и мероприятие завершается «кругом». Данное мероприятие целесообразно проводить в начале учебного года, так как здесь планируется дальнейшая волонтерская (тимуровская) деятельность класса. В ходе мероприятия совершенствуются умения работать со словарем, умения анализировать поступки людей, обобщать и делать собственные выводы, наконец, умения строить отношения у себя дома, в классном коллективе, с друзьями.