Submitted by Ирина Волкова on Wed, 12/01/2011 - 22:23
ВОЛКОВА И.А. Урок музыки в 6 классе (Критская)
«Инструментальная баллада».
УРОК 19: «Инструментальная баллада» - 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ:Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.
Цель:подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры.
- развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- тренировать умение владеть своим дыханием и голосом.
Музыкальный материал:произведения Фридерика Шопена: «Баллада№1»; песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель
Оборудование:магнитофон, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (текст песни)
Ход урока
1 ЭТАП: организационный
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере одного из самых талантливых польских композиторов – ФРИДЕИКА ШОПЕНА.
2 этап:повторение пройденного материала
На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в различных жанрах фортепианной миниатюры.
- Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете? (Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд и др.)
- Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к КАМЕРНОЙ МУЗЫКЕ? Почему?
Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, чтоФридерик, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов.
Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий .
- Вспомните понятие ПРЕЛЮДИЯ?(Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная,раскрывающая, как правило, один образ.)
Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.
- С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке? (прелюдия №7, прелюдия №20, прелюдия №24)
3 этап:изучение нового материала
Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это БАЛЛАДА.
В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды .
Музыкальная БАЛЛАДА –вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера,ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.
В музыке БАЛЛАДА впервые получила классическое выражение в вокальном произведении Франца Шуберта.
- Каком? (баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте)
Инструментальная баллада- жанр, характерный для романтической музыки. Сегодня вы познакомитесь с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено героико-трагическое настоящее страны и народа.
Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая взволнованность — с картинной живописностью.
СЛУШАНИЕ: фрагменты из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена
- Какое настроение снесёт эта музыка?
- Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?
В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены.
ВСТУПЛЕНИЕ: сдержанное, эпически суровое, выполняет функцию пролога.
Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом изображении.
ЛИРИЧЕСКИЕ интонации
плавная линия в горизонтальной плоскости
ТРАГИЧЕСКИЕ, скорбные мотивы
Линия уходит вниз
ПОРЫВИСТЫЕ, взволнованные интонации
линия переходит в верхнюю плоскость
Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку.
СЛУШАНИЕ: фрагменты из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена
Результаты работы занесем в таблицу.
«Баллады №1» соль минор Ф.Шопена
Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре БАЛЛАДЫ.
СЛУШАНИЕ: песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель
Эта песня называется «Баллада о гитаре и трубе».
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Начнём разучивание этой песни.
ПЕНИЕ: песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель
4 этап:домашнее задание
Записать известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру БАЛЛАДЫ.
5 этап: Подведение итогов урока
Подведём итоги нашего урока.
- С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились? (Баллада)
- Вспомните понятие БАЛЛАДА?БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного характера,ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.
- Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически? (Баллада №1 соль минор)
- К какому жанру музыки относится эта баллада? (инструментальная)
- С какой ВОКАЛЬНОЙ балладой мы сегодня познакомились? (песня Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского, написанной в жанре БАЛЛАДЫ)
- Назовите её? («Баллада о гитаре и трубе»)
Молодцы! За работу на уроке оценки получают_______. (выставление оценок).
Спасибо за урок!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2007.
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
3.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.