Чтобы подготовить ребенка к успешному обучению в школе, вовсе не достаточно научить его читать и считать.
Целенаправленное обучение родному языку, развитие речи, мышление – вот основные задачи воспитания и обучения малыша в дошкольный период.
Будущий первоклассник должен владеть достаточным словарным запасом и иметь сформированные навыки речевого общения. Помимо этого, он должен уметь связно. Логично, грамматически правильно излагать свои мысли и небольшие литературные тексты. Таким же образом ребенок должен уметь рассказывать: о каком-либо предмете (не только называть и подробно его описывать); о каком-либо событии или явлении, о последовательности событий, простейшие рассказы и сказки. Сочиненные самостоятельно.
Иными словами к моменту поступления в школу ребенок должен иметь весьма высокий уровень развития связной речи и мышления.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так, же совершенствовать речь, научаясь мыслить. (Т.Сохин)
Исследованиями установлено, что без руководства взрослых связная речь развивается крайне медленно, с большим трудом. Или практически не развивается.
Для того чтобы ребенок был готов к усвоению в школе знаний научного характера, в дошкольном детстве он должен получить достаточно четки и обобщенные представления об окружающих предметах, их свойствах, о живой и неживой природе и т.д.
С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить при этом следует медленно, плавно, правильно, с добрым выражением лица и, не подделываясь под детскую речь.
Независимо от того, есть ли у ребенка развитая речь или он произносит только отдельные слова и небольшие предложения, используйте в работе с ними различные сюжетные картинки, иллюстрации к знакомым сказкам, беседуйте по ним, составляя рассказы, посильные для вашего ребенка.
Иллюстрации к сказкам осмысливаются после их прочтения. По серии картинок к сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» можно провести беседу, а затем разложить иллюстрации к сказкам в определенной последовательности.
Работу с серией картинок, связанных общим содержанием, осуществляйте по следующему плану:
1.Разложить по порядку всю серию картинок;
2.Побеседовать по каждой картинке;
3.Убрать все картинки;
4.Предложить ребенку правильно разложить всю серию.
Можно предложить ребенку задание составить целую картинку из определенных частей. Для этого надо взять две одинаковые сюжетные картинки (открытки). Одну из низ разрезать на несколько частей и попросить ребенка сложить ее сначала по образцу, а затем самостоятельно по памяти.
Все эти виды работ пробуждают интерес детей, активизируют их внимание, развивают память, речь и логическое мышление.