А.Л. Семенов
Изменение целей образования в различных предметах. Предметная ИКТ-компетентность и качество информатизации
В ближайшие годы в школьном образовании должен быть сформирован спектр целей обучения и требований к выпускникам. Будут построены операционализации этих требований, соответствующих разным уровням использования ИКТ. Первые широкие попытки этого отражены в британских школьных стандартах. В системе образования США среди ряда серьезных попыток можно выделить работу International Society for Technology in Education: разработанные в начале века этой организацией стандарты The National Educational Technology Standards (NETS) (http://cnets.iste.org/) оказали влияние на многие последующие разработки в ряде стран. Среди более поздних попыток заслуживает внимания деятельность консорциума Partnership for 21st Century Skills http://www.21stcenturyskills.org/. В России основой для оценки степени адекватности могут служить образовательные стандарты в разделе, относящемся к Информатике и ИКТ. Однако среди стандартизационных документов по другим предметам ИКТ-компетентность нашла выражение только в примерной программе по природоведению (для 5—6 классов) www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/11.doc
Рассмотрим, например, систему целей математического образования, в качестве начала координат беря традиционную российскую, фактически существовавшую в XX веке систему целей, и сдвигая ее «на вектор» информатизации. Возникнет следующий спектр «показателей обученности на тройку», относящихся к «задачному» компоненту математическому образования:
В области чистой математики:
-
произвести произвольные арифметические действия, найти значения элементарных функций на калькуляторе;
-
за несколько секунд правильно назвать сумму и произведение любых однозначных чисел, не пользуясь калькулятором;
-
за минуту сложить два трехзначных числа и умножить однозначное число на двузначное;
-
за 3 минуты с использованием карандаша и бумаги сложить (в столбик) 8 двузначных чисел;
-
оценить результат вычисления, включающего 10 действий, по порядку, при условии, что оценка может быть произведена с использованием только умножения однозначных чисел и сложения двузначных чисел;
-
указать на графике промежуток возрастания и выписать его начало и конец;
-
задать правильные параметры представления графика на компьютерном экране;
-
решить на бумаге линейное уравнение;
-
указать на экране точки, соответствующие решению системы двух уравнений с двумя неизвестными;
-
найти, с помощью инструмента компьютерной алгебры, решение любого уравнения из существующего сегодня задачника;
-
подставить в формулу числовые значения или иные выражения;
-
и т.д.
В области прикладной математики и информатики:
-
осуществлять переход от условного содержательного описания (текстовой задачи) к формульной модели (системе алгебраических, тригонометрических и дифференциальных уравнений и неравенств) в заранее описанном классе ситуаций; классы включают, например, скатывание тела по наклонной плоскости, совместную деятельность двух бригад землекопов, динамику популяций хищников и жертв и т.д.;
-
осуществлять переход от условного содержательного описания (текстовой задачи) к вычислительной модели;
-
оценивать точность, существенную для интерпретации результатов решения той или иной задачи;
-
грамотно использовать инструменты обработки результатов измерений, например сглаживание;
-
делать выводы о степени соответствия результатов измерения принятой гипотезе.
Аналогичные требования в области русского языка могут выглядеть, например, так:
-
записать устный текст в письменной форме с помощью ручки и бумаги (40 знаков в минуту) и клавиатуры (100 знаков в минуту), в том числе — с его цифровой записи, соблюдая базовые правила русской транскрипции;
-
выбрать из предлагаемых программой орфографического контроля вариант исправления ошибочно записанного слова;
-
не используя инструмент орфографического контроля, грамотно писать слова из известного словаря в 5 тыс. Слов;
-
расставлять в тексте знаки пунктуации и соблюдать другие грамматические правила, как с использованием рекомендаций инструмента грамматического контроля (2 ошибки на 10 тыс. знаков), так и без (4 ошибки на 8 тыс. знаков);
-
и т.д.
По-видимому, в течение ближайшего десятилетия к данному списку добавятся еще умения, относящиеся к работе с инструментами автоматического распознавания устной речи. В ближайшее время не приходится рассчитывать на массовое использование инструментов «понимания» (при естественном понимании того, что это значит и широкой области, в которой рассматривается «понимание»).
В области географии мы будем требовать без использования ИКТ называть столицы государств из списка в 30 единиц, численность населения с такой-то точностью из стран такого-то списка, найти в Интернете…, прочитать карту…, определить свои координаты с помощью GPS, руководствуясь рекомендациями компьютерного рутера пройти по маршруту…
То же и с другими предметами.
Исходя из описанного подхода, элементом качества информатизации отдельного образовательного учреждения или системы образования страны будет степень адекватности целей и показателей в отдельных школьных предметах потребностям информационной цивилизации.
Таким образом, к задачам информатизации всей системы образования относится внесение ИКТ-компетентности в новое поколение стандартов.
В рамках формируемой системы целей, в частности, выраженных в системе требований к уровню подготовки выпускника, показателем качества информатизации будет уровень соответствия этой системе целей. В качестве специфического ИКТ-компонента этого показателя можно рассматривать только результаты в видах деятельности, предполагающих использование ИКТ.
|