Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение нового материала
Учащимся демонстрируется репродукция картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Проблемный вопрос:
Как вы думаете, почему эта картина сегодня появилась на нашем уроке?
(Потому что, на ней изображена опасная ситуация, бедствие, ЧС)
Послушайте, как об этом событии написал А.С.Пушкин
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом,- пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
О каком стихийном бедствии идёт речь?
(Извержение вулкана)
Совершенно верно, извержение вулкана.
В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти Римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво, (презентация «Улицы античного города»). Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески (продолжение слайд-шоу), цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. Утром 24 августа раздался оглушительный грохот, и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. В этот миг вершина Везувия раскололась на две части, а из образовавшегося жерла поднялся огненный столб. Это было начало катастрофы. Слой камня и пемзы – окаменелого пепла – на 1600 лет укрыл город. Летом 1827 года К.Брюллов побывал на раскопках Помпеи. Он увидел лавки и дома с утварью. Были еще свежими колеи на мостовой. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались следы от чаш с вином. Потрясенный этим зрелищем, художник делает первые наброски. Воображение помогло ему увидеть город не мертвым, а живым, борющимся со смертью. Он понял эту трагедию последней схватки сильного и красивого, но обреченного народа с жестокой природой. Здесь, на улицах древнего города Помпеи, рождалась эта картина – пока еще как предчувствие, как смутный образ (показ слайда последний день Помпеи).
Обратимся к нашему полотну.
Каждая группа на картине – это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повернуты к зрителю лицом (презентация с фрагментами картины).
Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - воплощение корыстолюбия.
Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве, - смятение и страх.
Коленопреклоненная мать с детьми недвижны, их вера милосердие Бога так велика, что они не трогаются с места, предавшись молитве.
Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений и боязни.
Самоотверженная любовь – сыновья, несущие на плечах старика – отца.
Юный жених неотрывно глядит в мертвое лицо невесты – его горе сильнее страха.
И лишь одна фигура воплощает спокойствие – художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. Это автопортрет. Как вы думаете, зачем Карл Брюллов вводит в картину автопортрет?
( это помогает художнику стать ближе к этим событиям).
Непроглядная грозовая чернота нависла над землёй, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.
Местность, выбранная Брюлловым для фона картины, - улица, лежащая за городскими воротами. В картине сочетаются два освещения: красное от извержения вулкана и синевато-жёлтое, которым осветила первый план сверкающая молния. Основой композиции автор выбрал светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. Источника света - холодный лимонно-жёлтый блеск вспыхнувшей молнии, и более тусклое красное сияние потока раскалённой лавы. Молния в грозном величии озаряет ужасный мрак и скользит по верхушкам голов молящегося народа. Она освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнувшего города. Мрачный тон зарева вулкана, переходящий в густой чёрно-коричневый цвет пепла. Красный цвет преобладает – это и одежды героев картины, и весь задний план, залитый пылающим заревом. И лишь в центральной части картины, освещённой вспышкой молнии, введены голубоватые, зеленоватые, желтоватые тона.
Попробуем и мы погрузиться в события того дня на примере отрывка из письма Плиния Тациту римскому историку.
(групповая работа учащихся (2 человека) за ПК по выявлению основных характеристик ЧС.)
Вам предстоит, прочитав текст выбрать слова, характеризующие опасное природное явление.
« Дух мой содрогается, о том вспоминая… Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивая его. С другой стороны чёрная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзлась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, ещё редкий. Густой чёрный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную…»
Все ли те признаки которые вы подчеркнули относятся к извержению вулкана? Какой признак можно считать лишним? (земля содрогнулась) к какой чрезвычайной ситуации природного характера можно отнести это явление? (Землетрясение)
(Демонстрация презентации «Виды землетрясений») Высвобождение энергии, накопленной в недрах Земли, вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождения этой энергии называется энергией тектонических процессов, связанных с движением плит, на которые разбита земная кора
На границах между плитами происходят: раздвижение плит, сдвижение плит, скольжение одной относительно другой.
В месте столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности и эти землетрясения называются тектоническими. Землетрясения во внутренних частях плит называют внутриплитовыми. Землетрясения могут возникать и под действием вулканов, они называются вулканическими. Землетрясения, вызванные обрушением кровли шахт или подземных пустот, называются обвальными. Землетрясения могут быть вызваны техногенной деятельностью человека (взрывы, искусственное обрушение горных пород).
Землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и одно из первых мест по числу человеческих жертв.
По данным статистики в XX веке землетрясения унесли 1 млн. жизней, а за всю историю – 75 млн., наиболее крупные представлены в таблице (таблица – раздаточный материал, находится у каждого учащегося на парте).
Дата
|
Страна
|
Магнитуда
|
Количество жертв
|
Апрель
1905
|
Индия
|
8,3
|
320 000
|
Декабрь
1908
|
Италия
(Сицилия)
|
7,5
|
160 000
|
Сентябрь
1923
|
Япония
|
8,3
|
200 000
|
Декабрь
1927
|
Китай
|
8,3
|
200 000
|
Октябрь
1948
|
СССР
Туркмения
(Ашхабад)
|
7,5
|
130 000
|
Июль
1976
|
Китай
|
7,3
|
200 000
|
Декабрь
1988
|
СССР
Армения
|
6,9
|
30 000
|
90% землетрясений происходит в Тихоокеанском поясе, 5-6% - в Средиземноморском, Турции, Иране, Индии, 4-5% - внутри плит.
|