Пояснительная записка
Знаковой традицией новой демократической России стало то, что в школах проводятся занятия и уроки, посвященные воспитанию патриотизма.
Формирование уважения к истории своего государства и к истории других государств является важной составной частью воспитания гражданина России.
«Люби все другие народы как свой собственный». Для развития своей культуры чрезвычайно важно вживание в другие, а не отгораживание от них стеной.
Главной и основной целью данного занятия является знакомство учащихся с отдельными эпизодами истории России, с понятием «патриотизм».
Задачами занятия являются: приобщение учащихся к духовному и культурному наследию страны; создание условий для раскрытия потенциальных возможностей личности.
Воспитание любви к России, чувства гордости за свою страну – вот те приоритеты, которым хотелось бы отдать первенство на данном занятии. Любовь к стране выражается и через эмоциональное отношение к ее истории.
Юному гражданину России очень важно знать историю своего государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, которое невозможно без гражданской составляющей.
Третье тысячелетие требует понимания того, что все мы жители одной планеты, которая является нашим общим домом – Отечеством. Долг каждого человека на этой Земле – внести свой вклад в «копилку» человечества. Это означает, что для настоящего патриота любовь к «родному пепелищу» должна сочетаться с отчетливым пониманием недостатков в жизни страны, уважением к достижениям других народов и осознанием общности человечества.
Хотелось бы подвести учащихся к дальнейшему восприятию таких основных понятий русского патриотизма, как: «русский народ», «русская земля», «русская вера», «русская культура», «русская веротерпимость»…
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2 – 4 КЛАССЫ) ПО ТЕМЕ:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт - Петербург
Тема занятия:
Цель занятия:
- приобщение учащихся к духовному и историческому наследию России;
- воспитание патриотических чувств;
- воспитание коллективизма и умения работать сообща;
- познакомить детей с отдельными эпизодами истории России.
Оборудование. Аудиозаписи песен о Родине, изображения герба, флага; рисунки и сочинения детей, презентация «Патриотизм».
Девиз нашего занятия:
«Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство, а важнейшая сторона культуры духа, когда человек и весь народ поднимаются над самим собой. Это, прежде всего, преданность своему народу, любовь к Отчизне».
Д. С. Лихачев
I. Родной край
Ученик. Ученик.
Хороша Россия, Хороша Россия,
Ой, как хороши В полдень так нежна,
Взгляд озерных глаз ее Но еще красивее
И тепло души. В сумерках она.
И не зря в полете, Хороша Россия
Расставаясь с ней, Утром на заре,
Плачут даже гордые Но еще чудеснее
Стаи журавлей. В лунном серебре.
Хороша Россия Хороша Россия
В блеске летних звезд, В ледоход весной,
Но еще прекраснее Только первый снег ее
В золоте берез. Снится нам и в зной.
Учитель. Есть старинная загадка: "Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы, да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвертое – жаждущим родник". Что это за дерево?
Ученик. Деревьев разных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей!
Береза с давних времен почитаема и любима на Руси. В июне в стародавние времена справляли праздник – березкин день. Девушки выходили в березовые рощи и заплетали в косы тонкие ветки, украшали деревья яркими лентами, загадывали о суженом.
Ученик.
Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.
Ученики исполняют песню "Во поле береза стояла".
Учитель.
- Как Вы понимаете значение слова «Родина?»
Ученики.
Родина – это место, где мы родились.
Родина – это место, где мы живем.
Родина – это место, где живем мы и наша семья.
Родина – это место, где нас ждут и любят.
Родина – это место, где живут наши друзья, и куда мы всегда хотим возвращаться.
Звучит песня "С чего начинается Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).
Учитель. Давайте вспомним пословицы о Родине.
Ученики.
– Человек без Родины – что соловей без песни.
– Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
– Родина – мать, умей за нее постоять.
– Смело иди в бой, Родина за тобой.
– Родина краше солнца, дороже золота.
– За край родной иди бесстрашно в бой.
– Своя земля и в горести мила.
– Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
– Всякому мила своя сторона.
– Дома и стены помогают.
– Любовь к Родине сильнее смерти.
– На родной сторонке и камешек знаком.
– На чужой стороне Родина милей вдвойне.
– Нет в мире краше Родины нашей.
– Родная землица и во сне снится.
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
– Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
– Кто Родиной торгует, того кара не минует.
– Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
– Родина краше солнца, дороже золота.
– За край родной иди бесстрашно в бой.
Ученик.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Эту жизнь в родном моем краю,
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клены, эти тополя ...
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я люблю тебя?
Звучит песня " Любите Россию» 1КУПЛЕТ Как воспеть эту землю под высокими зорями, С песней белого севера, с небом юга лазоревым, С тем, что в сердце прописано и вовек не стирается? Над седыми Курилами новый день загорается. ПРИПЕВ Света тебе и радости, мира и благоденствия, Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе. Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя, Высокого неба ясного и счастья желаю тебе. Света тебе и радости, мира и благоденствия, Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе. Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя, Высокого неба ясного и счастья желаю тебе. 2 КУПЛЕТ Как воспеть эту землю, всё, что прожито-пройдено, Всё, что в будни и в праздники именуется родиной, Со степями широкими, с перелётными стаями, С городами далёкими - молодыми и старыми? ПРИПЕВ Света тебе и радости, мира и благоденствия, Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе. Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя, Высокого неба ясного и счастья желаю тебе. Света тебе и радости, мира и благоденствия, Верных друзей хороших, солнечных дней в судьбе. Желаю тебе, земля моя, желаю тебе, земля моя, Высокого неба ясного и счастья желаю тебе.
II. Защитники Русской Земли
Учитель. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадет, и товарища спасет, а где силы убудет, там он смекалкой дойдет. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнем противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.
Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, – от былинных богатырей.
Ученик.
Сидел Илья Муромец сиднем 30 лет, а вылечили его старички. Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: "Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей…».
Зачитывается отрывок из стихотворения Алексей Толстого «Илья Муромец».
Автор.
Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья;
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
И ворчит Илья сердито:
Илья Муромец.
Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою –
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!..
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!..
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!
Зачитываются отрывки из стихотворений на тему Великой Отечественной Войны.
Ученик
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною, С проклятою ордой!
Ученик Ученик
Спасибо вам, солдаты, Как вы вступали в города!
Вы в битве Родину спасли, Навстречу вам бежали дети.
Преодолели все преграды. Вам благодарны навсегда
Спасибо вам от всей Земли, Мы все, живущие на свете.
За все спасибо вам, солдаты. Мы помним всех по именам,
И в добрый час, счастливый час, И всех обнять мы рады!
Час мирного рассвета, От всей души спасибо вам,
Во имя вас, во имя вас Спасибо вам, солдаты!
Мы празднуем Победу!
Ученик Ученик
Чтоб не лежал весь мир во мгле, Да, сделали все, что могли мы,
Себя в бою вы не щадили, Кто мог, сколько мог и как мог.
И стольким людям на Земле. Не искать иного слова,
Вы счастье жизни подарили! Иной судьбы
От всех, кто вами был спасен, На целом свете нет.
От всех, кто нынче рядом, Ты вся –
Примите наш земной поклон, Сплошное поле Куликово
Советские солдаты! На протяжении многих сотен лет.
Учитель.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
- Надо ли любить свою Родину?
- А что значит любить свою Родину?
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги...
Ученик Ученик
Берегите Россию – Родина моя, моя Россия!
Нет России другой. Как сказать тебе,
Берегите ее тишину и покой, Что я тебя люблю?
Это небо и солнце, Это море, это небо синее,
Этот хлеб на столе Эту жизнь в родном моем краю,
И родное оконце Этот дождь и эти вьюги злые,
В позабытом селе… Эти клены, эти тополя ...
Берегите Россию – Родина моя, моя Россия!
Без нее нам не жить. Как сказать, что я люблю тебя?
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Любите Россию,
Для русского сердца
Земли нет милей.
Исполняется песня "Уголок России" (сл. Е.Шевелевой, муз. В.Шаинского):
Простор небесный сизокрыл
И тишина кругом...
Мне уголок России мил,
Мой добрый отчий дом.
Стою, не глядя на часы,
Березкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет!
Припев:
Уголок России,
Отчий дом,
Где туманы сини
За окном,
Где твои, немного грустные,
И глаза, и песни русские...
Проходят дни, бегут года –
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдаль ведут.
Но сколько б ни было дорог
И бесконечных дней,
Всегда России уголок
Живет в душе моей.
Учитель.
- Как вы понимаете значение слова «патриот?»
Патриоты - это люди, честно выполняющие профессиональный долг на своем месте. Учителя, которые учат, врачи, которые лечат. Военные, служащие в Российской армии, инженеры, надеющиеся возродить производство. Патриоты - это все мы, многонациональный народ России, который любит свою страну вопреки всем и всяческим обстоятельствам. Под патриотизмом принято понимать любовь и преданность к своему Отечеству, народу, своей семье.
Но есть еще и такое понятие – «национализм». В чем же различие между патриотизмом и национализмом? Ответом на этот вопрос будет отрывок из Письма №3 Д. С. Лихачева «Самое большое»:
«…Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов».
Сначала мы желаем добра своим близким, а в последствии и всем, кто нас окружает – это и будет означать чувство патриотизма в каждом из нас.
Ученик 1 (зачитывает сочинение на тему «Патриотизм»)
Сочинение на тему: «Патриотизм»
Патриотизм – это любовь и преданность Родине, народу. Вся наша огромная страна, Россия, состоит из множества маленьких, и, не очень маленьких народов, объединенных общими традициями, обычаями, праздниками.
Когда мы бываем маленькими, то мы любим свою маму, свою семью, свой дом, свою улицу – чем мы не маленькие патриоты. Но с каждым днем эти чувства любви и привязанности к своей семье, городу, стране расширяются и углубляются.
Особенно эти чувства обостряются, когда уезжаешь куда – нибудь далеко и надолго из родных мест. Мы начинаем тосковать по родным местам, и, кажется, что ничего лучшего на земле, чем твоя маленькая Родина, быть не может.
Ученик 2 (зачитывает сочинение на тему «Патриотизм»)
Сочинение на тему: «Патриотизм»
Патриотизм – это понятие сложное. На мой взгляд, патриотизм – сплоченность многих людей в тяжелых для страны ситуациях. Это когда люди забывают все мелкие обиды и поднимаются воедино против одного врага. Патриотами были: Минин и Пожарский, Кутузов и Суворов…, не только они, но и весь русский народ, который шел защищать свою Отчизну. Люди совершают героические поступки, жертвуя собой ради любимой Родины.
Патриотами можем быть и мы, дети. Для этого нам необходимо хорошо учиться, слушать родителей, любить окружающую нас природу.
Ученик 3 (зачитывает сочинение на тему «Патриотизм»)
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия… Россия... Раздолье... Равнины ...
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства.
И все же не можешь никак наглядеться.
Патриотизм – это любовь к нашей огромной и прекрасной стране – России. Каждый из нас живет в семье. Семьи эти разные, разных национальностей. Но национальность не имеет значения. Настоящему человеку неважна национальность. Если мы живем в одной стране, то надо жить дружно и объединяться со всеми, кто живет рядом. Объединяться нужно для того, чтобы жить было интереснее и веселее, а еще, для того, чтобы в случае необходимости защитить Родину.
Любовь к России воспитывается в семье, в школе. Мы изучаем историю своей семьи, своей улицы, своего города, своей страны. Мы слушаем рассказы старших, читаем книги, совершаем прогулки по городу.
Я люблю свою семью, свой город, свою страны. Я могу назвать себя патриотом.
Учитель.
- Будем любить свой народ, город, природу, свою семью. Если в семье все благополучно, то к такой семье тянутся и другие. Так и в жизни народов. Народы, в которых проявляется истинный патриотизм, живут в дружбе и мире со всеми народами.
Список используемой литературы:
1. http://rusvladimir.chat.ru/
2. Сборник стихов о Родине. Москва. Изд. «Просвещение – 1998г.»
3. Сборник стихов о Родине. С. Я. Маршак. Москва. Изд. «Просвещение – 1993г.»
4. Песенник «Песни о Родине». 1994. изд. «Музыкальная лира».
5. «Фестиваль открытых уроков»
6. Д. С. Лихачев «Письма о добром»
7. Кудрявцева Т. А. «Здравствуй, Россия!» - М.: Просвещение; СПб.: Специальная литература, 2003. – 143с.
8. Пчелов Е. В. «Государственные символы России» - учебное пособие. М.: «Тид «Русское Слово – РС», 2002.
9. «Начальная школа»
10. Сочинения учащихся школы № 47 – 4 «А» класса
|