Данные об авторе
Регион:
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория:
Все целевые аудитории
Предмет(ы):
Внеклассная работа
Используемые учебники и учебные пособия:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:
«Когда следует обижаться?»
Письмо № 9
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2007 -2008 учебный год
Тема урока : «Когда следует обижаться?»
Цели урока:
Ø познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва;
Ø воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как любовь к ближним, уважение к людям;
Ø развитие речи, обогащение и активизация словаря.
Ход урока :
Учитель:
Сегодня, на данном занятии, мы будем говорить об очень важных качествах человека. Но, для начала, я бы хотела обсудить с вами одну ситуацию, которая произошла с одним мальчиком Мишей.
(К Мишиному папе приехал из другого города старый, ещё школьный, товарищ. Миша слышал как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трёх мушкетёров:
Если придётся
Выручить друга
Из кабалы, из тюрьмы,
Шпагой клянёмся, шпагой клянёмся,
Шпагой клянёмся мы.
Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то вечером, беседуя с папой, сказал:
- Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.
- А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо «не разлей вода», - удивился папа.
- Дружить дружили. Да вот только он мне обещал диск послушать, а дал его Алёшке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!
Папа доверительно-серьезным тоном начал говорить Мише:
- Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и
понимания. Спрячь обиды поглубже , научись прощать, научись не огорчаться по
пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он
настоящий друг, таким, как он есть – со всеми его странностями и мелкими
недостатками. И в конце концов, разве это главное, кто первый получит диск?)
- Какое чувство испытывал Миша?
- А что такое обида? Как вы понимаете это? Подберите синонимы к этому слову.
- В словаре Даля значение трактуется так: «Обида – всякая неправда тому, кто должен переносить её; всё, что оскорбляет, бесчестит, порицает, причиняет боль».
- Как вы это понимаете?
- Почему обиделся Миша?
- А стоило ли вообще обижаться, был ли повод для обиды?
- А разобраться в этой ситуации нам поможет одно из писем Д.С.Лихачёва, письмо № 9 «Когда следует обижаться?». Д. С. Лихачев написал замечательную книгу «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о цели и смысле жизни, о мудрости, совести, справедливости, верности, дружбе, любви, России, культуре, таланте. Замечательно, что теперь у вас появилась возможность пообщаться с удивительно мудрым и добрым собеседником.
( Письмо № 9. «Когда следует обижаться?»
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды -
случайность, то зачем же обижаться?
Не сердясь, выяснить недоразумение – и всё.
Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до неё следует наклониться, чтобы её поднять.
Если решили всё же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чём вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды всё, что к вам не относится. ….
В общем-то излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.
Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.)
- Давайте вспомним ситуацию с Мишей и ответим ещё раз на вопрос: «Стоило ли вообще обижаться? Был ли повод для обиды? Хотел ли Макс обидеть Мишу?»
- Скажите мне, когда же можно обидеться?
Ø Когда тебя хотят специально обидеть; когда тебе намеренно хотят сделать больно.
- Но даже в этом случае стоит хорошо подумать. Следует ли опускаться до обиды?
Ведь обида находится где? Как говорит Д.С.Лихачёв?
- Обида. Это явление встречается в нашей жизни настолько часто, что хотелось бы остановиться на нём немного подробнее. Обижаемся мы… обижаются на нас…
Так что же такое обида? Почему она возникает?
Попробуем взглянуть на эту проблему с нескольких сторон.
Рассмотрим для начала простую ситуацию:
О вас сказали неправду. Точнее даже – полную чушь.
Ну, скажем: - «У тебя три ноги!»
Обидно? Нет. А почему не обидно?
Давайте рассмотрим другую ситуацию:
Человек в автобусе наступил вам на ногу, или задел вас. Вы на него обидитесь? Нет.
А теперь давайте вспомним случай на прогулке. Даша бежала и задела Леру. Что
сделала Лера? Лера «надулась» - обиделась на Дашу.
Почему в транспорте мы не будем обижаться на человека, который нас задел, а на
подружку - Дашу обидимся?
Т.е., выходит, незнакомые задевают нас не специально, а наши друзья делают
это намеренно?
Злые и нехорошие. Они так и стремятся сделать тебе больно. Они хотят довести
тебя до слёз. Они хотят тебя обидеть. Все вместе и каждый по отдельности. А тебе,
такому бедному и несчастному, остаётся только жаловаться на свою долю и
тихонько обижаться.
Но ведь, если хорошенечко подумать, это не так.
Вообще, обижаются все люди. Нам это свойственно. Однако известно, что весь
негатив, всё плохое, что накапливается внутри, обязательно проявляется в виде
болячек. А разве мы этого хотим?
Но если человек обижает тебя намеренно, специально?
Не обращай на него внимания. Представь себе, что это просто муха жужжит, ну и
пусть себе жужжит. И ни в коем случае не принимай близко к сердцу его слова. Он
просто злится и хочет разозлить тебя.
А ещё можно попросить обидчика объяснить его обвинения. Почему он так
говорит? Как правило, если вас намеренно хотят разозлить, то обвинения не имеют
под собой никаких оснований. Ну что же он сможет вам объяснить? Обидчик
будет выглядеть смешно.
А если дня не проходит без твоей обиды? Значит, дело уже не в противных
окружающих, а тебе самом.
Слышали поговорку: «На обиженных воду возят»? Разве мы хотим прослыть
средством для перевозки жидкости. Поэтому пора избавляться от этой вредной
привычки – обижаться.
На Руси был старинный обряд – когда вы чувствовали обиду, вы должны были
закопать в землю косточку, и обида уходила.
Давайте, если мы очень сильно обижены, представим, что мы берём косточку
«обиды» и закапываем её в землю. И вся наша обида сразу уходит.
- В конце нашей беседы, какие правила можно вывести, что бы наша жизнь была без обид?
«Без обиды» :
1.Подумай, хотел ли человек тебя обидеть.
2.Всегда следи за тем, что ты говоришь, и как ты говоришь.
3. Если человек обижает тебя намеренно, не обращай на него внимания, это просто
муха жужжит. Не принимай близко к сердцу его слова. Он просто злится и хочет
разозлить тебя.
4.Открыто заявляй о том, что тебя обидели.
5.Если уж так случилось, что ты обиделся, постарайся поскорее избавиться от этого
чувства. Не стоят обиды такого пристального внимания. Не следует
наклоняться, чтобы поднять обиду.
Нашу беседу я хотела бы закончить высказываниями мудрых людей. Как вы их понимаете:
«Так же трудно заглушить обиду вначале, как помнить о ней по прошествии
нескольких лет.» Ж.Лабрюйер
«Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел» Индейская мудрость
«Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе» П. Буаст
Вывод:
Не обижайте и не обижайтесь сами. Будьте умны! Как говорит Д.С.Лихачёв.
Используемая методическая литература:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:
«Что объединяет людей?».
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2008 -2009 учебный год
Тема урока:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Цели урока:
- познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д. С. Лихачева;
- воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как
забота, любовь к ближним, уважение к людям;
- развитие речи; обогащение и активизация словаря;
Оборудование: презентация «Биография Д. С. Лихачева», статьи Д. С. Лихачева, произведения для проработки;
Ход урока:
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, активно отвечают на поставленные вопросы.
Учитель
- Сегодня, на данном занятии, мы будем говорить об очень важных качествах человека, таких, как забота о ближних, о любви к близким людям, об уважение.
- Я прочитаю вам одно из писем Д. С. Лихачева, письмо № 7 «Что объединяет людей». Д. С. Лихачев написал замечательную книгу «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о любви к Родине, о красоте окружающего мира (Демонстрируется книга – текст можно зачитать полностью, возможно – в адаптированном виде).
Проходит беседа по прочитанному тексту…
-Вспомните, ребята, в первом классе у нас был урок, который назывался «Урок заботы и любви». О чем мы говорили на этом уроке? Мы говорили о заботе и любви к братьям нашим меньшим – к собакам. «Мы в ответе за тех, кого приручили»- звучали слова на уроке. Вспомните, из какого произведения эти слова? Кто их произносил? Эти слова относятся не только к заботе и любви человека к братьям меньшим, но и к заботе и любви человека к свом ближним.
- Как Вы понимаете слово «забота»? Подберите синонимы к этому слову.
В словаре Даля значение трактуется так: «Забота» - это внимание, попечение, уход.
Очень часто мы слышим, как говорят: «Окружить заботой».
Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью.
Забота человека о ближнем помогает человеку жить! Забота и любовь ближних помогает человеку победить недуг, болезнь, помогает решить, казалось бы, неразрешимые жизненные задачи, найти выход из самых сложных жизненных неурядиц.
- О Вас, детях, заботятся Ваши родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и другие близкие люди.
- А Вы, дети, можете позаботиться о Ваших родителях?
- В чем это выражается? Хорошая учеба и примерное поведение являются показателями заботы и любви к Вашим родителям? Почему?
-Кого можно назвать заботливым человеком? (…проявляет заботу, внимание, старание…).
Прослушайте стихотворение П Воронько «Мальчик Помогай»
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Землекопы роют пруд –
Он и с ними делит труд.
Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:
Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.
Что за славный этот край,
Где растет наш Помогай!
- Почему мальчика зовут Помогай? Его можно назвать заботливым мальчиком?
- Заботливые родители. На ваш взгляд заботливые родители - это какие родители?
- Заботливый начальник. Как вы считаете, какими качествами должен обладать такой начальник?
- Заботливое отношение к делу. Нередко можно слышать и такое высказывание. Что оно обозначает?
- Подберите антоним к данному высказыванию (Антоним – «Работать спустя рукава»).
Работа с фразеологическим словарем
«Работать спустя рукава – без должного внимания, кое-как».
- Работать спустя рукава, т.е. не засучивая их, не заворачивая кверху. Работать в таком положении неудобно, т.к. рукава будут мешать работать. А если мы вспомним историю русского костюма, в котором, как правило, рукава были длинные, то поймем, откуда и почему пошло данное выражение.
- Подберите, пожалуйста, синонимы к выражению «работать спустя рукава».(Через пень колоду», «Тяп – ляп»…)
- На уроке литературного чтения совсем недавно мы читали былинный сказ «Как Илья из Мурома стал богатырем». Вспомните, когда Илья «встал на ноги», о ком он позаботился и как? (зачитывается отрывок № 1 из произведения «Как Илья из Мурома стал богатырем» ).
…А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит – малое местечко от пеньев – кореньев расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели…
За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит…ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое – только знай зерном засевай!..
- Кому же помог Илья Муромец вначале, о ком позаботился? (о своей семье).
- О ком еще позаботился Илья? (об односельчанах).
- О ком еще он позаботился? (зачитывается отрывок № 2 из произведения «Как Илья из Мурома стал богатырем»).
…А Илья пошел себе коня искать. Вышел он за околицу и видит – ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребцу грош, а мужичок за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною. Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белояровой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил , свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
Работа с толковым словарем:
«Холить – заботиться о ком-то или о чем – то, ухаживать».
- Действительно, забота о коне помогла шелудивому жеребцу превратиться в богатырского коня. Так и у людей происходит. Если человек чувствует, что о нем заботятся и его любят ближние, то это придает ему силы в жизни.
- А как Вы думаете, о ком потом позаботился Илья Муромец, каков был его следующий шаг? (забота о своей Родине).
- В письме Д. С.Лихачев также пишет, что сначала человек заботится о своей семье, затем о своих односельчанах, затем о своем городе, о своей стране.
- Очень скоро, буквально на днях, 1 октября, будет отмечаться День Пожилого человека. Очень хочется, чтобы в этот день Вы не забыли оказать заботу, внимание и поддержку пожилым людям, которые Вас окружают (бабушки, дедушки, соседи, учителя…).
- Есть хорошая русская пословица «Доброму человеку весь мир – свой дом». В этой пословице говорится о доброте, но разве доброта – это не забота и любовь о ближних?
- У заботливого и любящего человека доброе открытое сердце, он смотрит на этот мир с теплотой и пониманием.
- Говорите людям, которые вас окружают побольше хороших и добрых слов. Каждому человеку приятно слышать хорошие, добрые слова.
«Хорошее слово и в жесткий мороз согревает».
«Ласковое слово слаще меда».
« Доброе слово человеку – что дождь в засуху»
Коллективная работа – составление правил заботливого человека.
Основные правила заботливого человека:
- Относись к человеку так, как бы тебе хотелось, чтобы человек относился к тебе!
- Считайся с характером, привычками и желаниями своих близких, тогда и близкие тебе люди, будут считаться с твоим характером, желаниями и привычками!
- Хорошо и бережно относись к окружающим, помогай им, и тогда, окружающие согласятся любить и уважать тебя, помогать тебе в твоих планах.
- Говори как можно чаще хорошие добрые слова окружающим тебя людям, и в ответ будешь слышать такие же добрые и хорошие слова!
- А теперь давайте сравним правила заботливого человека, составленные нами, с Моральным кодексом, который составил Д. С. Лихачев. (адаптированный вариант ). Есть ли похожие пункты?
Люби людей – и ближних и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.
Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!
-Ребята, представьте себе, что прошло 50 (10, 100) лет. Как, по-вашему, изменятся ли те ценности, о которых идет речь в письме Д. С. Лихачева? Почему?
Домашнее задание:
1 вариант: Выучить наизусть стихотворение «Мальчик Помогай».*
*(Вариант для слабых детей)
2 вариант : Вместе с родителями выполнить дома коллективную творческую работу «Забота и любовь в моей семье» (рисунок, сочинение, фото-коллаж…).
3 вариант: Найти, прочитать и принести в класс произведения, в которых говорится о проявлении таких качеств человека, как забота, любовь, уважение..
Заключительный вопрос урока :
- Каким же должен быть человек, чтобы его любили и уважали окружающие люди, и чтобы у него на душе всегда было легко и свободно..?
- Я уверена, что этот добрый урок научил Вас тому, что надо любить и заботиться о ближних. Даже, если до сегодняшнего дня Вы не задумывались о таких ценностях, как забота и любовь к ближним, то теперь, Вы станете самыми любящими и заботливыми детьми. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:
«Что объединяет людей?».
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2008 -2009 учебный год
Тема урока:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Цели урока:
- познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д. С. Лихачева;
- воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как
забота, любовь к ближним, уважение к людям;
- развитие речи; обогащение и активизация словаря;
Оборудование: презентация «Биография Д. С. Лихачева», статьи Д. С. Лихачева, произведения для проработки;
Ход урока:
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, активно отвечают на поставленные вопросы.
Учитель
- Сегодня, на данном занятии, мы будем говорить об очень важных качествах человека, таких, как забота о ближних, о любви к близким людям, об уважение.
- Я прочитаю вам одно из писем Д. С. Лихачева, письмо № 7 «Что объединяет людей». Д. С. Лихачев написал замечательную книгу «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о любви к Родине, о красоте окружающего мира (Демонстрируется книга – текст можно зачитать полностью, возможно – в адаптированном виде).
Проходит беседа по прочитанному тексту…
-Вспомните, ребята, в первом классе у нас был урок, который назывался «Урок заботы и любви». О чем мы говорили на этом уроке? Мы говорили о заботе и любви к братьям нашим меньшим – к собакам. «Мы в ответе за тех, кого приручили»- звучали слова на уроке. Вспомните, из какого произведения эти слова? Кто их произносил? Эти слова относятся не только к заботе и любви человека к братьям меньшим, но и к заботе и любви человека к свом ближним.
- Как Вы понимаете слово «забота»? Подберите синонимы к этому слову.
В словаре Даля значение трактуется так: «Забота» - это внимание, попечение, уход.
Очень часто мы слышим, как говорят: «Окружить заботой».
Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью.
Забота человека о ближнем помогает человеку жить! Забота и любовь ближних помогает человеку победить недуг, болезнь, помогает решить, казалось бы, неразрешимые жизненные задачи, найти выход из самых сложных жизненных неурядиц.
- О Вас, детях, заботятся Ваши родители, бабушки, дедушки, братья, сестры и другие близкие люди.
- А Вы, дети, можете позаботиться о Ваших родителях?
- В чем это выражается? Хорошая учеба и примерное поведение являются показателями заботы и любви к Вашим родителям? Почему?
-Кого можно назвать заботливым человеком? (…проявляет заботу, внимание, старание…).
Прослушайте стихотворение П Воронько «Мальчик Помогай»
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Землекопы роют пруд –
Он и с ними делит труд.
Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:
Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.
Что за славный этот край,
Где растет наш Помогай!
- Почему мальчика зовут Помогай? Его можно назвать заботливым мальчиком?
- Заботливые родители. На ваш взгляд заботливые родители - это какие родители?
- Заботливый начальник. Как вы считаете, какими качествами должен обладать такой начальник?
- Заботливое отношение к делу. Нередко можно слышать и такое высказывание. Что оно обозначает?
- Подберите антоним к данному высказыванию (Антоним – «Работать спустя рукава»).
Работа с фразеологическим словарем
«Работать спустя рукава – без должного внимания, кое-как».
- Работать спустя рукава, т.е. не засучивая их, не заворачивая кверху. Работать в таком положении неудобно, т.к. рукава будут мешать работать. А если мы вспомним историю русского костюма, в котором, как правило, рукава были длинные, то поймем, откуда и почему пошло данное выражение.
- Подберите, пожалуйста, синонимы к выражению «работать спустя рукава».(Через пень колоду», «Тяп – ляп»…)
- На уроке литературного чтения совсем недавно мы читали былинный сказ «Как Илья из Мурома стал богатырем». Вспомните, когда Илья «встал на ноги», о ком он позаботился и как? (зачитывается отрывок № 1 из произведения «Как Илья из Мурома стал богатырем» ).
…А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит – малое местечко от пеньев – кореньев расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели…
За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит…ухватил лопату да грабли и вскопал и выровнял поле широкое – только знай зерном засевай!..
- Кому же помог Илья Муромец вначале, о ком позаботился? (о своей семье).
- О ком еще позаботился Илья? (об односельчанах).
- О ком еще он позаботился? (зачитывается отрывок № 2 из произведения «Как Илья из Мурома стал богатырем»).
…А Илья пошел себе коня искать. Вышел он за околицу и видит – ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребцу грош, а мужичок за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною. Купил Илья жеребенка, привел домой, поставил в конюшню, белояровой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил , свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
Работа с толковым словарем:
«Холить – заботиться о ком-то или о чем – то, ухаживать».
- Действительно, забота о коне помогла шелудивому жеребцу превратиться в богатырского коня. Так и у людей происходит. Если человек чувствует, что о нем заботятся и его любят ближние, то это придает ему силы в жизни.
- А как Вы думаете, о ком потом позаботился Илья Муромец, каков был его следующий шаг? (забота о своей Родине).
- В письме Д. С.Лихачев также пишет, что сначала человек заботится о своей семье, затем о своих односельчанах, затем о своем городе, о своей стране.
- Очень скоро, буквально на днях, 1 октября, будет отмечаться День Пожилого человека. Очень хочется, чтобы в этот день Вы не забыли оказать заботу, внимание и поддержку пожилым людям, которые Вас окружают (бабушки, дедушки, соседи, учителя…).
- Есть хорошая русская пословица «Доброму человеку весь мир – свой дом». В этой пословице говорится о доброте, но разве доброта – это не забота и любовь о ближних?
- У заботливого и любящего человека доброе открытое сердце, он смотрит на этот мир с теплотой и пониманием.
- Говорите людям, которые вас окружают побольше хороших и добрых слов. Каждому человеку приятно слышать хорошие, добрые слова.
«Хорошее слово и в жесткий мороз согревает».
«Ласковое слово слаще меда».
« Доброе слово человеку – что дождь в засуху»
Коллективная работа – составление правил заботливого человека.
Основные правила заботливого человека:
- Относись к человеку так, как бы тебе хотелось, чтобы человек относился к тебе!
- Считайся с характером, привычками и желаниями своих близких, тогда и близкие тебе люди, будут считаться с твоим характером, желаниями и привычками!
- Хорошо и бережно относись к окружающим, помогай им, и тогда, окружающие согласятся любить и уважать тебя, помогать тебе в твоих планах.
- Говори как можно чаще хорошие добрые слова окружающим тебя людям, и в ответ будешь слышать такие же добрые и хорошие слова!
- А теперь давайте сравним правила заботливого человека, составленные нами, с Моральным кодексом, который составил Д. С. Лихачев. (адаптированный вариант ). Есть ли похожие пункты?
Люби людей – и ближних и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.
Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!
-Ребята, представьте себе, что прошло 50 (10, 100) лет. Как, по-вашему, изменятся ли те ценности, о которых идет речь в письме Д. С. Лихачева? Почему?
Домашнее задание:
1 вариант: Выучить наизусть стихотворение «Мальчик Помогай».*
*(Вариант для слабых детей)
2 вариант : Вместе с родителями выполнить дома коллективную творческую работу «Забота и любовь в моей семье» (рисунок, сочинение, фото-коллаж…).
3 вариант: Найти, прочитать и принести в класс произведения, в которых говорится о проявлении таких качеств человека, как забота, любовь, уважение..
Заключительный вопрос урока :
- Каким же должен быть человек, чтобы его любили и уважали окружающие люди, и чтобы у него на душе всегда было легко и свободно..?
- Я уверена, что этот добрый урок научил Вас тому, что надо любить и заботиться о ближних. Даже, если до сегодняшнего дня Вы не задумывались о таких ценностях, как забота и любовь к ближним, то теперь, Вы станете самыми любящими и заботливыми детьми.
Используемое оборудование:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ)
3 класс
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Письма о добром. Письмо № 8.
Быть веселым, но не смешным».
Составила: учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт - Петербург
учитель начальных классов
Письмо 8 «Быть веселым, но не смешным»
Урок в 3-ем классе
Цели урока:
· познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д. С. Лихачева;
· учащиеся должны понять важность таких проявлений человеческих качеств, как достоинство, скромность, умение слушать окружающих, уважение к людям;
· учащиеся должны получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к жизни и деятельности Д. С. Лихачева.
Оборудование:
· распечатки текста письма 8 «Быть веселым, но не смешным» из книги Д. С. Лихачева «Письма о Добром»;
· книга о Д.С. Лихачеве: «Д. С. Лихачев и его эпоха: воспоминания. Эссе. Документы» (Е. Г. Водолазкин - СПб.: Изд-во « LOGOC » - 2002);
· Д. С. Лихачев «Письма о добром»;
· плакаты с высказываниями Д. С. Лихачева;
· мультимедийная установка (использование зрительного ряда при рассказе о биографии – фотографий).
Ход урока.
Сегодня на первом занятии года мы с вами будем говорить о замечательном Человеке, выдающемся ученом нашей страны Д.С. Лихачеве. В этом году ему бы исполнилось 100 лет. В России и во всем мире очень любят и уважают этого Человека. Наш сегодняшний разговор посвящен светлой памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Вам, ребята, выпала честь учиться в школе, носящей имя этого выдающегося ученого и замечательного человека.
Стадия урока «Знакомство с новой информацией».
1. В начале нашего урока я хотела бы напомнить вам основные факты биографии Д. С. Лихачева.
Основателем рода Лихачевых был Павел Петрович Лихачев. Он приехал в Петербург в конце 18 столетия. Он был достаточно богатым человеком и основал в городе золотошвейную мастерскую и магазин. Однако дела рода Лихачевых пошли неважно уже при Александре III.
Родители Лихачева были истинными петербуржцами. Они были большими любителями балета и привили эту любовь и маленькому Диме. Все в семье Лихачевых было поставлено на службу балету. Но балет стоил немало, и поэтому в семье Лихачевых экономили на всем.
Осенью 1914 года Дима поступил в школу - в Гимназию Человеколюбивого общества. Учиться он поступил в восемь лет и сразу в старший подготовительный класс. Проучившись некоторое время в этой школе, он заболел, и, чтобы не пропускать школу ему наняли домашнего репетитора.
В 1915 году Дмитрий поступил в гимназию имени Мая, которая серьезно повлияла на интересы Д.С. Лихачева. Он не только учился там, но и старался посещать все кружки и занятия, проходившие в этой школе.
В 20-е годы жизнь в Петрограде была тяжелой: зимой в классах сидели в одежде, ели дуранду (спрессованный жмых), молоко получали в обмен на вещи. Так как добираться до школы было далеко и неудобно (семья Лихачевых жила на Петроградской стороне, а школа находилась на Васильевском острове), Дмитрия перевели в школу рядом с домом, которая находилась (и находится сейчас) на улице Плуталова.
Между учениками и учителями в этой школе образовалась тесная связь, дружба. Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Они могли пристыдить ученика, и этого было достаточно. В школе поощрялось собственное мнение учеников. С тех пор Д.С. Лихачев стремился сохранять самостоятельность во мнениях и взглядах.
Среди учителей особой любовью учеников пользовался Леонид Владимирович Георг. Он являлся учителем словесности и был талантливейшим режиссером самодеятельного театра, в который с огромным интересом ходил заниматься Дмитрий Лихачев.
В 1923 году Д.С. Лихачев окончил нашу школу и поступил в университет, который окончил в 1928 году. Сначала Дмитрий Сергеевич работал корректором, а с 1938 года и до конца жизни трудился в Институте русской литературы (Пушкинском Доме).
2 блокадных года прожил Дмитрий Сергеевич в Ленинграде и лишь весной 1942 года уехал в эвакуацию.
Многие годы Лихачев занимался изучением истории древнерусской литературы, возглавлял в Пушкинском Доме отдел древнерусской литературы. Д. С. Лихачев - автор большого числа монографий, почетный доктор многих зарубежных университетов и академий наук.
В 1993 году Дмитрию Лихачеву первому было присвоено звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.
2. Недавняя выпускница нашей школы Чепурова Ольга была лично знакома с Д. С. Лихачевым, и вот как она описывает свою первую встречу с ним.
Каким я знаю Лихачева
Эссе
Когда я слышу имя Д.С. Лихачева, я вспоминаю один эпизод из моего раннего детства...
Мне было 4 года. Я отдыхала на даче в Комарово. Стоял жаркий день. Все знают, что когда тебе всего-навсего 4 года, то ты все еще не потерял исследовательского азарта...
Именно мое любопытство и помогло мне познакомиться с очень известным человеком...
Я перебегала дорогу с одной стороны на другую. Вдруг мое внимание привлекла огромная зелено-бурая гусеница. Она лежала посреди песчаной дороги, пригретая солнцем, и ей, по-видимому, было очень лень двигаться с места. Увидев своеобразное чудо природы, я, верная своим привычкам, присела на корточки и стала с присущим мне интересом и любопытством ее разглядывать.
В это время по дороге навстречу нам шел пожилой человек. Он был высок и худощав. Неторопливыми шагами он направлялся в нашу сторону. Через некоторое время он приблизился ко мне, наклонился и стал вместе со мной рассматривать гусеницу. Увидев, что гусеница меня очень заинтересовала, он стал объяснять мне, что произойдет с ней дальше. Он подробно рассказал, как эта гусеница превратится в куколку, а потом в бабочку. Рассказывал он интересно и увлекательно. Я переводила взгляд с гусеницы на незнакомца, кивала головой и, конечно же, не имела ни малейшего представления о том, кто же со мной беседует о тайнах природы.
Когда он попрощался, пожелав мне удачи, и его фигура скрылась за деревьями, родители сказали мне, что этот пожилой человек - Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Позже я видела его портреты, листала и читала написанные им книги, слышала его голос по радио. Сейчас, осмыслив многие вещи, я могу сказать, что у него были лицо и облик настоящего интеллигента. Талантливый и одаренный, известнейший ученый, он был необыкновенно простым и отзывчивым человеком в жизни и в общении. Когда я узнала, что великий академик был учащимся нашей школы, я вспомнила этот небольшой сюжет и решила рассказать о нем другим.
Стадия урока «Актуализация знаний и представлений, учащихся о том, как важно проявлять в жизни достоинство, скромность, умение слушать окружающих, уважение к людям, как важно быть веселым, но не смешным. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждаемой теме».
Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, активно отвечают на поставленные вопросы.
Сегодня, на первом занятии года, мы будем говорить об очень важных качествах человека, таких, как достоинство, скромность, умение слушать окружающих, уважение к людям, узнаем, как важно быть веселым, но не смешным.
Я прочитаю вам письмо Д. С. Лихачева. Он написал замечательную книгу - «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о любви к Родине, о красоте окружающего мира. Сегодня мы познакомимся с одним из этих писем, оно называется «Быть веселым, но не смешным» (демонстрируется книга - текст можно зачитать полностью, возможно – в адаптированном виде).
Фрагмент 1:
. . . поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.
- А как вы думаете, ребята, что означают слова «форма нашего поведения?» («Форма нашего поведения» - это, прежде всего воспитание!)
- Какого же человека мы можем назвать воспитанным и как вы понимаете такое
понятие, как «воспитанность»? (Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами, и по положению.)
- Сейчас я буду называть некоторые поступки, а вы будете определять, какой человек мог бы так поступить — воспитанный или невоспитанный.
- Если со своими друзьями и знакомыми этот человек вежлив, а с домашними груб и раздражителен?
- Если он не считается с характером, привычками и желаниями своих близких?
- Если он любит высмеивать своих близких при любом удобном случае, не щадя их чувств и не считаясь с их желаниями?
- Если молодой человек пропускает вперед себя женщину, помогает ей войти в транспорт?
- Каждый из вас может сам составить «Правила воспитанного человека». В течение урока вы будете записывать на листе те пункты «Правил воспитанного человека», которые считаете подходящими, или те, которые вам кажутся наиболее важными. А в конце урока мы попробуем обобщить эти правила.
Фрагмент 2:
…человек не должен навязывать своё подавленное состояние другим… по возможности быть приветливым и даже весёлым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда приветливым и весёлым - это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.
- «Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим», - считал древнегреческий драматург Эсхил. Действительно, воспитанный человек не будет показывать всем своим внешним видом свое подавленное состояние, тем самым не будет портить настроение окружающим его людям. Ведь они абсолютно ни при чем. В народе говорят: «Ум, достоинство и честь - лучшее, что в человеке есть». Оставайтесь всегда достойными людьми.
Фрагмент 3:
Но каким весёлым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе ...
- Скажите, пожалуйста, оказывались ли Вы в такой ситуации, когда в компании один человек пытается все время быть в центре внимания, навязывая всем свое мнение, пытается всех развеселить? Что Вы чувствовали при этом?
… не старайтесь чрезмерно быть «душою общества». Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.
- Не надо утомлять окружающих беспрерывными шутками, остротами и просто глупыми пустыми разговорами. Они никому не интересны. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказывать. Не нужно важничать,
«задирать нос», нужно вести себя ровно везде. Истинная вежливость человека заключается в благожелательном отношении к людям, а также в умении соблюдать чувство такта и меры. Есть хорошая пословица: «Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить». А еще в народе говорят: «Сам поет, сам слушает, сам хвалит». Надеюсь, что про вас так не скажут никогда.
Фрагмент 4:
.... Не быть смешным - это не только умение себя вести, но и признак ума... В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, нередко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места.
Недаром в народе есть немало пословиц и поговорок об этом:
· В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
· Где много слов, там мало дел.
· Кто без устали болтает, в том толку не бывает.
Главное, что важно вам запомнить и понять: своим поведением вы проявляете свою суть, свой характер. Есть хорошая народная пословица: «Каков характер, таковы и поступки». Необходимо воспитывать в себе бережное отношение к обществу, к природе, ко всему, что вас окружает. Необходимо научиться уважать самого себя, тогда и окружающие будут вас уважать: «Сам себя не уважишь, и другие уважать не будут». А ведь человек, которого уважают, не может выглядеть смешным. Вот и Д.С. Лихачев, обращаясь к нам, пишет: «Не будьте смешными». Для того чтобы не выглядеть смешным, надо соблюдать и многие другие правила этикета. К примеру: «За обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа».
- Как вы думаете, а зачем нужны правила этикета?
- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете основные правила этикета за столом.
Ситуация. Собралась компания из 6 человек: 3 женщины и 3 мужчин. Кто первым должен занять свое место? (первыми места занимают женщины, начиная с хозяйки дома, а мужчины помогают женщинам занять свои места).
- Можно ли беседовать за столом? (по русской традиции за столом принято беседовать).
- На какие темы можно вести разговоры? (темы для бесед должны быть легкими, избегают тем, которые могут быть неприятны кому-то из присутствующих).
- Как правильно едят первые блюда? (тарелку с первыми блюдами нужно наклонять к центру стола, чтобы по неосторожности не разлить содержимое тарелки на себя; в ложку берут столько супа, сколько можно съесть в один прием).
- Какой ложкой вы будете брать сахар из сахарницы? (ни в коем случае не берут сахар своей ложкой, для этого существует общая).
- Что необходимо сделать в конце обеда? (обязательно поблагодарить хозяев).
- Есть много книг о «хороших манерах». И я уверена, что вы обязательно их прочитаете.
Фрагмент 5:
… Нет «лучшей музыки» в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим...
- Скромный человек всегда приятен. Особенно скромность «подходит» женскому полу. Недаром в народе говорят: «Скромность украшение женщины». В характере, в манерах, в стиле, во всем - самое прекрасное — это скромность. Выглядеть смешным можно не только в поступках, но и во внешнем виде.
Фрагмент 6:
…. Смешным можно быть во всём, даже в манере одеваться… Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота … не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина - это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намёк на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук - этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен...
- Быть опрятно одетым надо потому, что в этом проявляется уважение к другим людям: на вас не должно быть противно смотреть. Умение красиво одеваться - это целое искусство, которому тоже учатся. Великий римский полководец Августин говорил: «Каковы вкусы человека, таков он и сам». Таким образом, по вашему внешнему виду можно сказать многое о вас. «В человеке все должно быть прекрасно». Неповторимый внешний вид - это сочетание многих компонентов. Но даже одна неверно подобранная деталь может испортить все впечатление. Человек, опрятно и со вкусом одетый, всегда располагает к себе окружающих и никогда не выглядит смешным.
- «Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками», - считал известный педагог А. С. Макаренко. Небрежность в одежде свидетельствует о небрежности в душе, о неуважении окружающих.
- Говорят, что некрасивых людей не бывает. Да, это действительно так. Как вы думаете, в чем заключается красота человека?
Фрагмент 7:
Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота — движениям. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь её преодолеть и стесняетесь её».
- Красота человека заключается не столько во внешности, сколько в его душе. «Даже самый лучший грим не скроет безобразного сердца». Внешняя красота тем ценнее, чем больше внутренней красоты за ней скрывается.
- А что, по-вашему, ребята, означает - внутренняя красота?
Фрагмент 8:
… И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других, прежде всего, обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь, противны, хуже - вы смешны. Не будьте смешными! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.
- Прекрасные слова, не правда ли? Как вы поняли их? (Необходимо быть правдивым с людьми, уметь признаваться в допущенной лжи.)
(Предлагаемое далее задание возможно в двух вариантах).
1 вариант: Вспомните и назовите пословицы или поговорки, которые бы подходили к
данному контексту.
2 вариант: На доске записаны пословицы, учащиеся выбирают наиболее понравившиеся им:
· На обмане далеко не уедешь.
· Вранье до добра не доведет.
· Ложь - что мелкая монета, с ней долго не проживешь.
· Ложь дружбу губит.
· У лжи короткие ноги.
· Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
· С враньем весь свет пройдешь, да назад не воротишься.
· Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
· С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
· Правда светлее солнца и дороже золота.
- Ребята, представьте себе, что прошло 50 (100) лет. Как, по-вашему, изменятся
ли те ценности, о которых идет речь в письме Д. С. Лихачева? Почему?
Стадия урока: Получение от учеников обратной связи на уровне понимания сути проблемы «Быть веселым, но не смешным».
- Молодцы, ребята, Вы хорошо поработали. Прочитайте, пожалуйста, что же Вы отметили на своих листах. Каков он, воспитанный человек? (Учащиеся зачитывают свои правила, на доске ведется запись в виде кластера: записывается ключевое слово «ВОСПИТАНИЕ», вокруг которого «накидываются» слова, выражающие образы и определения, подходящие для данной темы).
Порядочность достоинство скромность соблюдение чувство меры
ВОСПИТАНИЕ
ответственность правдивость забота уважение к окружающим и к себе
- Из высказываний Д.С. Лихачева можно составить моральный кодекс. Что такое мораль? Кодекс?
- Я предлагаю вам сокращенный вариант этого кодекса, прочитайте, и, я надеюсь, вы обязательно найдете для себя то, что вам близко и понятно (кодекс прилагается).
Моральный кодекс Д.С. Лихачева
1. Люби людей – и ближних, и дальних.
2. Твори добро, не видя в том заслуги.
3. Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.
4. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
5. Старайся всегда соблюдать чувство меры.
6. Будь патриотом и не будь националистом.
7. Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!
Домашнее задание:
· 1 вариант: Я попрошу вас составить свод правил для своего класса.
· 2 вариант: Я попрошу вас вместе с родителями или самостоятельно проиллюстрировать один из пунктов морального кодекса Д. С. Лихачева.
Заключительный вопрос урока: Каким же должен быть человек, чтобы не выглядеть смешным? (Человек должен быть честным, правдивым, скромным в одежде и в поведении, должен обладать умением слушать других, всегда быть приветливым, ровным со всеми, уважать людей, которые его окружают.)
Используемые ЦОР:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (9 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:
«АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА»
Письмо № 37
Составила:
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2009 -2010 учебный год
«АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА».
Тема урока:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Цель урока:
- приобщение подростков к литературному наследию и расширение географического кругозора на примере путешествия по «Золотому кольцу» и древним городам России;
Задачи урока:
- продолжить знакомство учащихся с деятельностью выдающегося человека современности Д. С. Лихачева, пробудить интерес у учащихся к обсуждению вопросов, ответы на которые могут стать для них нравственными ориентирами;
- воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как:
патриотические чувства к своей Родине, толерантность, гражданственность;
- развитие речи; обогащение и активизация словаря;
Оборудование : Собственная разработка – презентация «Ансамбли
памятников архитектуры»;
Ход урока:
Учитель
Тема урока - «Ансамбли памятников архитектуры». За основу мы возьмем книгу Д. С. Лихачева «Письма о добром», а в частности «Письмо тридцать седьмое». Мы продолжим разговор о том, почему на книжной полке каждого уважающего себя человека должен стоять томик произведений Д. С. Лихачева. Вы уже знакомы со многими «Письмами…» этого выдающегося человека. И я уверена, что они Вам понравились, так как в них достаточно убедительно, и, в тоже самое время, просто, красиво, рассказывается о самом важном – о смысле жизни на земле.
Во вступлении к книге «Письма о добром», Лихачев пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодым оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни». Все мы знаем, насколько красива и достойна была эта жизнь.
В книге всего 47 писем и каждое из них заслуживает внимания и вдумчивого прочтения. Сегодня мы будем рассматривать «Письмо тридцать шестое». В курсе «География: население и хозяйство России» мне кажется, что это будет полезно, данное письмо хорошо корреспондируется с содержанием курса. Это еще раз подчеркивает, насколько «Письма…» Д. С. Лихачева подходят ко всем сферам, аспектам жизни общества.
Работа с первоисточниками всегда полезнее, чем работа с учебником. Предлагаю Вам познакомиться с «Письмом тридцать седьмым».
Самостоятельная работа: ознакомление с текстом.
Учитель
- Какие чувства вы испытали, прочитав письмо?
(Ответы учащихся)
- Объясните, как Вы понимаете слова: «Каждая страна – это ансамбль искусства».
(Ответы учащихся)
- Разделяете ли Вы идею автора о том, что «…города..., сколь бы они не были различны, не обособлены друг от друга».
(Ответы учащихся)
Учитель
-Давайте обратимся к иллюстративному материалу – Презентация «Ансамбли памятников искусства». В качестве эпиграфа – слова «Родина краше солнца, дороже золота». Приведите свои примеры пословиц, высказываний выдающихся людей о Родине.
(Ответы учащихся) Слайд № 1
- Как Вы относитесь к тому, что Московский вокзал в Санкт – Петербурге и Ленинградский вокзал в Москве одинаковы. Почему?
(Ответы учащихся)
- Сравните в чем их одинаковость. Слайды № 2 - 6
- Что бы Вы сделали, если бы являлись Главным архитектором страны? Перестроили бы вокзалы на современный лад, оставили бы прежними..?
(Ответы учащихся)
- Что Вы знаете о «Золотом кольце»? Какие города в него входят? Сейчас мы отправимся в путешествие по некоторым из городов «Золотого кольца» и другим старинным городам России. Слайд № 7
- И начнем мы наше путешествие по Великому Новгороду – северной столице Руси. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи, родина сказочных богатырей и героев. Господин Великий Новгород, являясь одним из самых старинных российских городов, сыграл важную роль в объединении восточных славян, создании русского государства - Руси. Сама древняя история великого города, уникальный комплекс памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков, часть из которых расположена на территории кремля, основанного в 1044 году, - делает город привлекательным местом. Здесь находятся уникальные для всей страны памятники, такие как "Тысячелетие России", собор Святой Софии (1045-1055 гг.), храмы древнерусского зодчества X - XVII вв., знаменитая коллекция новгородских икон.
Слайд № 8
- Именно здесь представлены одни из самых старых икон. Обратите внимание, в каких тонах они выполнены. Иконы, которые Вы видите, представлены именно в том виде, какими они были написаны. Слайд № 9
- Мы продолжаем путешествие – город Кострома. Кострома – тихий городок на берегу Волги. Но тем не менее, у него длинная и красочная история. Этот старинный город пережил немало событий, оставив после этого немало исторических памятников и достопримечательностей. Здесь расположен Ипатьевский монастырь, белокаменные церкви, и памятники. До сих пор сохранившиеся Торговые ряды, памятник Ивану Сусанину, Богоявленский собор, Церковь Воскресения на Дебре.
- Мы продолжаем путешествие – город Ярославль. Символ Ярославля - Спасо-Преображенский собор (1506 - 1516) - это древнейшее здание в монастыре и во всем Ярославле. Северная паперть собора была в свое время монастырским книгохранилищем. Здесь в конце XVIII в. обнаружена знаменитая рукопись "Слово о полку Игореве". С XIII в. в связи с образованием нового княжества Спасский монастырь XII в. являлся усыпальницей династии ярославских князей.
- В Кострому и Ярославль мы отправимся, чтобы смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков. Обратите внимание на цвета, в которых выполнены ансамбли архитектуры. На их основные элементы. Слайды № 10 - 12
- Д. С. Лихачев пишет о том, что города одинаковы, и в тоже самое время, разнообразны и своеобразны…Найдите в тексте часть, где говорится о разнообразии городов (стр. 184, 4 абзац).
- Путешествие продолжается по Томску и Вологде:
Главная достопримечательность города Томска- потрясающая деревянная архитектура. Прогулка по Томску в солнечный день становится настоящим праздником. Дома убраны в праздничный резной наряд. Богатый, изысканный, он оформляет все элементы здания, объединяя традиции деревянного зодчества Русского Севера и классические детали барокко и классицизма. Большая высота и просторность домов, высокие окна, часто сдвоенные и строенные, с крупными стеклами, кажутся удивительными для Томска — города длительной и суровой зимы. Храмы Томска: Богоявленский Собор был построен в 1620 г. Архитектура собора выдержана в стилистике позднего сибирского барокко XVIII в.; часовня Иверской иконы Божией матери - В 1854 г. на месте прежнего деревянного Богоявленского храма была возведена каменная часовня-памятник Иверской Иконы Божией Матери; Богородице-Алексиевский монастырь - основан в 1605 г. в 7 верстах от Томска, на правом (высоком) берегу реки Большая Киргизка при ее впадении в реку Томь (территория современного Северска).
Оправляемся в Вологду. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – крупнейший культурный центр Севера России. В состав музея входит 40 памятников архитектуры - комплекс Архиерейского подворья (Вологодский кремль), включающий Софийский собор и колокольню со смотровой площадкой)…В художественном отделе экспонируются известнейшие произведения древнерусского искусства: Троица Ветхозаветная (Зырянская) конца 14-го века, содержащая единственный сохранившийся образец зырянской письменности; Богоматерь Толгская (Подкубенская) письма первой половины 14-го века, а также серебряный посох 18-го века работы великоустюжского мастера черневого дела Михаила Климшина. Выставляются произведения вологодских кружевниц, традиционные изделия народных промыслов Русского Севера: северная чернь по серебру, плетение из бересты, роспись, резьба по дереву.
Слайды № 13 – 14
- Чем же похожи русские города, что их объединяет? Найдите в тексте утверждения о том, что объединяет русские города (стр. 185, 2 – 4 абзацы). Слайды №15 – 16
- «Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присуще Руси ощущение родных просторов». - Что означают слова: «Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки».
(Ответы учащихся)
- Обратите внимание: на 15 слайде - фото, на котором изображен собор, стоящий полностью в воде. Как Вы думаете – почему он в воде?
(Ответы учащихся)
Учитель
- Все русские города строились на высоких берегах рек. Однако в советские годы преследовалось решение таких важных на тот момент задач страны, как:
Энергетическая;
Транспортная;
Орошение земель;
Водообеспечение промышленности, населения;
- Успешно решили только одну задачу. Как Вы думаете какую? (Энергетическую).
(Ответы учащихся)
- А с остальными получились сплошные проблемы:
Транспортная задача не решена – 1/3 водохранилищ занимают мелководья, и фарватер проходит по старому руслу рек;
Повысился уровень грунтовых вод – 80 % территорий находится в критическом состоянии; что мы и наблюдаем на 15 слайде;
Воды сильно загрязнились – обеспечение населения водой еще более ухудшилось;
Сократился улов рыбы;
- Что бы сделали Вы, чтобы развязать сложный узел водных проблем?
(Ответы учащихся)
- «Сохранить разнообразие городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве». Слайд №17
- Согласны ли Вы с этими словами? Какие же противоречия мы видим в современном градостроительстве, в частности в нашем городе. (Строительство Охта – центра, зданий превышающих по высоте Исаакиевский Собор, Петропавловский Собор, строительство жилых однотипных кварталов…).
(Ответы учащихся)
Учитель
- Завершить наш урок я бы хотела словами Т. Зумакуловой: «Завещанное предками богатство мы сохраним навек в родном краю!»
- Очень хотелось бы, чтобы Вы гордились своей страной – всем, что в ней есть: ее природой, ее людьми, ее историей, ее архитектурой, культурой…
- Великому ученому – геоглогу А. Е. Ферсману принадлежат слова:
«Познавай свою страну, свой край…свою горушку или реченку!
Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое!»
- А К. Д. Ушинский высказал мысль о том, что день проведенный на лоне родной природы, «среди рощ и полей», среди памятников природы и архитектуры, стоит многих недель, проведенных детьми на учебной скамье. Хочется, что бы Вы, старались путешествовать не только за рубежами нашей страны, а по-возможности, путешествовали по огромным просторам своей Родины.
Домашнее задание по выбору:
Ø Напишите небольшое эссе на тему «Завещанное предками богатство мы сохраним навек в родном краю!»
Ø Закончите предложение по прочитанному письму, которое бы начиналось со слов: «Никогда…»; «Зачем только…»; «Неужели…»;
Ø Прошло 100 лет. По-вашему мнению, данное письмо будет актуальным через сто лет? Докажите.
Желаю успехов!
Вам очень пригодится уверенность в успехе, потому, что как говорил Д. С. Лихачев: «Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках - ничего не увидите»,
Краткое описание:
Урок по географии, 9 класс, с опорой на письма Д.С.Лихачёва.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ (11 КЛАСС) ПО ТЕМЕ:
«Природа других стран»
Письмо № 36
Составила:
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ средняя общеобразовательная
школа № 47 им. Д. С. Лихачева
Санкт – Петербург
2009 -2010 учебный год
Тема урока:
SHAPE \* MERGEFORMAT
Цель урока:
- приобщение подростков к литературному наследию и расширение географического кругозора на примере других стран;
Задачи урока:
- продолжить знакомство учащихся с деятельностью выдающегося человека современности Д. С. Лихачева, пробудить интерес у учащихся к обсуждению вопросов, ответы на которые могут стать для них нравственными ориентирами;
- сравнить разные, созданные совместными усилиями людей и стихий, природные ландшафты;
- развитие речи; обогащение и активизация словаря;
Оборудование: книга Д. С. Лихачева «Письма о добром»; собственная разработка – презентация «Природа других стран»;
Ход урока:
Учитель
Тема урока - «Природа других стран». За основу мы возьмем книгу Д. С. Лихачева «Письма о добром», а в частности «Письмо тридцать шестое». Мы продолжим разговор о том, почему на книжной полке каждого уважающего себя человека должен стоять томик произведений Д. С. Лихачева. Вы уже знакомы со многими «Письмами…» этого выдающегося человека. И я уверена, что они Вам понравились, так как в них достаточно убедительно, и, в тоже самое время, просто, красиво, рассказывается о самом важном – о смысле жизни на земле.
Во вступлении к книге «Письма о добром», Лихачев пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодым оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни». Все мы знаем, насколько красива и достойна была эта жизнь.
В книге всего 47 писем и каждое из них заслуживает внимания и вдумчивого прочтения. Сегодня мы будем рассматривать «Письмо тридцать шестое». В курсе «География мира», мне кажется, что это будет полезно, да и подходит по предстоящим темам уроков. Это еще раз подчеркивает, насколько «Письма…» Д. С. Лихачева подходят ко всем сферам, аспектам жизни общества.
Работа с первоисточниками всегда полезнее, чем работа с учебником. Предлагаю Вам познакомиться с «Письмом тридцать шестым».
Самостоятельное ознакомление с текстом.
Учитель
- Какие чувства вы испытали, прочитав письмо?
(Ответы учащихся)
- Сегодня мы поговорим не столько о природе других стран, о ней мы говорили на уроках физической географии, сколько о том, что у каждого народа есть свое чувство природы, свой союз с природой, свое понимание природы. Мы попытаемся сравнить разные созданные совместными усилиями людей и стихий ландшафты.
- Насколько Вы согласны с Д. С. Лихачевым в том, что «…у каждого народа как бы свой союз с природой …в каждой стране свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе».
(Ответы учащихся)
Учитель
- Д.С. Лихачев предлагает нам отправиться в путешествие и побывать на Кавказе и в Средней Азии . Слайд 1
- Испания . Испания входит в тройку наиболее посещаемых стран мира. Богатство культуры, обилие архитектурных памятников, земля зажигательного фламенко и завораживающей корриды, особый национальный колорит испанских городов и деревень, прекрасный климат и удивительные по красоте пейзажи.
- Италия . Эту страну по праву можно назвать музеем под открытым небом: здесь находится около шестидесяти процентов всех памятников искусства и культуры Европы. Ни одно европейское государство не оказало такого влияния на развитие всей западной цивилизации. В каждом итальянском городе сохранились бесценные частицы прошлого, представленные памятниками различных эпох. Каждая улочка и каждый камень в Италии дышат стариной и напоминают о великих творцах: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэле, Тициане, Боккаччо, Данте – продолжать можно бесконечно. Но памятники культуры и руины древнеримской цивилизации – не единственные достоинства Италии. Страна также славится уникальными природными и климатическими условиями: белоснежные склоны Альп, золотые пляжи морских курортов, омываемые волнами Адриатического и Средиземного морей, живописные озера севера, вулканы и многочисленные национальные парки.
Слайд 2
- Норвегия. Главная достопримечательность этой страны – фьорды, которые по праву называют восьмым чудом света. Это глубокие заливы Атлантического океана, врезающиеся далеко в сушу, среди отвесных скал и высоких гор с застывшими на вершинах ледниками, стремительными водопадами, низвергающимися в кристально чистую водную гладь. Здесь находятся нетронутые временем поселки, стоящие по берегам фьордов, чудом нашедшие себе место у подножья гор. Здесь оживают предания о викингах, вобравших в себя суровость и первобытную силу этого северного края, отважных мореплавателях и воинах. Завораживающая, почти мистическая красота фьрдов, заставляет верить в скандинавские предания о троллях, с незапамятных времен, согласно легендам, живущих в этих диких местах.
- Турция. Государство на западе Азии. Омывается четырьмя морями - Средиземным, Эгейским, Мраморным и Черным. Страна богата памятниками, оставленными древними цивилизациями. Сердце Турции – Стамбул. Здесь проходит граница Европы и Азии. Город раскинулся на берегах Босфора, сразу на двух континентах. Здесь находится Собор Софии и знаменитая Голубая мечеть. Здесь же находится Большой стамбульский базар, крупнейший в мире рынок (площадью 5 гектаров, 65 улочек, 4500 магазинов и лавочек).
Слайд 3
- Япония. В силу своего расположения и завесы отчужденности, снятой не так уж и давно, обладает весьма своеобразной культурой, традициями и, конечно же, кулинарными изысками.
- Египет. Египет — удивительная страна, состоящая из тайн и загадок, большая часть из которых до сих пор не разгадана. Все достопримечательности Египта как древнейшего государства планеты связаны с его богатейшей историей. Египетские пирамиды — величайший архитектурный памятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». В стране находятся знаменитые на весь мир памятники: мечеть Ибн-Тулуна, Каирская башня, обелиск Рамсеса II, Голубая мечеть, кладбище Город Мертвых (захоронения начиная со II тыс. до н. э.).
Слайд 4
Учитель
- В каких из этих стран Вы побывали?
-Вспомните наиболее яркие впечатления от этих стран.
- Что Вы испытывали, находясь, к примеру, у подножия египетских пирамид, или у подножия Фудзиямы..?
- Первая страна, в которую мы отправимся путешествовать – Англия. Слайд 5
(стр 169 – 170)
(Идет прочтение отрывка письма с параллельным просмотром слайдов). Слайды 6 – 12
Учитель
- Какой же вывод мы можем сделать? Что и кто сформировал природу Англии?
(Ответы учащихся – сельскохозяйственный труд: земледелие, овцеводство…).
- Каков же союз англичан с природой?
(Ответы учащихся – англичане любят открытые пространства, парки без кустов, аккуратно постриженные лужайки, оголенные берега рек, плавные и четкие линии…).
- В соседях Англии находится Шотландия. Мы отправляемся в Шотландию. Слайд 13
(стр 170) (Идет прочтение отрывка письма с параллельным просмотром слайдов) Слайды 14 – 17
Учитель
- С чем сравнивает Д. С. Лихачев хайки – каменные изгороди шотландцев?
Почему же ритм разный? (Ответы учащихся)
Учитель
- А сейчас мы отправимся на юг Европы – в Болгарию. Слайд 18
(стр 170- 171) (Идет прочтение отрывка письма с параллельным просмотром слайдов) Слайды 19 – 24
- Чем похожи города Преслав и Велико-Тырново? Согласны ли Вы со словами Д. С. Лихачева, что «…Горы и города слиты в единство до неразличимости, как бы живут вместе…»
Учитель Слайд 25
- Болгары создали удивительные дома. Со своей оригинальной архитектурой это представители «черноморского типа» деревянного дома. Строились они в два этажа. Нижний этаж следовал неправильной формы участка и исполнял функции отсутствующего двора, а второй этаж являлся жилым. Нижний этаж строился из камня и использовался для хозяйственных нужд. Второй этаж нестабильный, с деревянной обшивкой, оформлен независимо от нижнего этажа. Части верхнего этажа, которые выступают наружу, поддерживаются деревянными конзолами. Сильно выступающие верхние этажи образуют своды над тесными мощеными улочками. Снаружи дома обшиты широкими одинаковыми досками, которые подчеркивают общую горизонтальность здания, «…как бы вторящая линия болгарских гор». Дома обшиты досками, которые идут горизонтально.А, к примеру, дома в скандинавских странах стремятся ввысь, дома на Кавказе, так же стремятся ввысь, как бы подчеркивая вертикаль гор.
- С чем сравнивает автор писем архитектуру мира? (Ответы учащихся)
- Объясните смысл терминов: «Брутализм» и «Урбанистическая агрессивность».
Брутали́зм — архитектурное направление, в котором всячески подчёркивается грубая фактура бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской. Предпочитаются нарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»). Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.)
Учитель
- Обратимся к природе Закавказья. (стр 170- 171) (Идет прочтение отрывка письма с параллельным просмотром слайдов) Слайды 26- 29
Учитель
- Почему автор пишет, что «…Природа Грузии и в самом деле мощно принимает человека и делает его сильным, величественным и рыцарственным». (Ответы учащихся)
- Какие же чувства испытывает Д. С. Лихачев по отношению к Армении? (Ответы учащихся)
- Найдите и прочитайте строки стихотворений, в которых говорится об уникальности природы Армении, о трудолюбии ее многострадального народа, о сильнейшем слиянии народа и природы.
(стр 180- 181)
Учитель
- К. Д. Ушинскому принадлежит мысль о том, что день проведенный на лоне природы, «среди рощ и полей», среди памятников природы и архитектуры, стоит многих недель, проведенных детьми на учебной скамье. Объясните смысл этих слов. (Ответы учащихся)
- Какие чувства испытывает автор по отношению к своей стране? (Ответы учащихся)
- Найдите в письме утверждения, которые показывают отношение автора к своей стране. (стр 181…)
- И закончить наш урок мне хочется словами А. Твардовского:
«Есть два разряда путешествий. Один - пускаться с места вдаль,
Другой - сидеть себе на месте, листать обратно календарь».
- Путешествуйте, по-возможности, узнавайте страны мира, национальную культуру различных народов.
Учитель
Домашнее задание по выбору:
Ø Вы – критик. Напишите отклик–рецензию на одну из картин армянских художников, речь о которых идет в письме.
Ø Напишите небольшое эссе на тему «Каждая страна обладает своей красотой природы, надо только увидеть ее»;
Желаю успехов!
Вам очень пригодится уверенность в успехе, потому, что как говорил Д. С. Лихачев: «Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках - ничего не увидите»,