МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОК ЗДОРОВЬЯ
(в рамках Всероссийского творческого конкурса
«Солнце, давай дружить!» для педагогического состава)
«Солнце, давай дружить!»
Составила: учитель географии,
учитель начальных классов
Ахпателова Виктория Владимировна
ГОУ СОШ № 47 им. Д. С. Лихачева
Петроградский район г. Санкт – Петербург
2009 -2010 учебный год
Тема урока:
Интеграция предметов: география, литературное чтение, охрана безопасности жизнедеятельности, культура общения, развитие речи;
Участники: учащиеся старших классов (9-11е классы), учащиеся младших классов (3-е классы);
Цель урока: обобщить знания учащихся о Солнце; рассмотреть роль и значение Солнца в жизни человека;
Задачи:
Образовательные:
- показать учащимся пользу, которую дает Солнце;
- расширить знания учащихся о Солнце;
- сформировать представление ребят о многообразии влияния Солнца на жизнедеятельность человека;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- формирование у учащихся умения работать в коллективе, слушать товарищей;
- воспитывать бережное и сознательное отношение к природе;
Развивающие:
· развивать восприятие, воображение, память, наблюдательность, любознательность, мышление, речь;
· расширять кругозор учащихся;
· развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность;
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Солнце, давай дружить!»; детские рисунки, стенгазеты, плакаты, творческие работу на тему «Солнце, давай дружить!».
Ход урока:
Приготовление рабочего места. Психологический настрой на работу.
I. Организационный момент: Эпиграф занятия:
О солнце, ты живот и красота природы,
Источник вечности и образ божества!
Тобой жива земля, жив воздух, живы воды,
Душа времён и вещества!
Александр Сумароков
Ученик - ведущий: - Вся жизнь на Земле зависит от трех волшебников. Про первого волшебника люди привыкли говорить так:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух)
- Второго волшебника, а точнее волшебницу Вы хорошо знаете:
В морях и реках обитает, и часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
- Но, а появление третьего волшебника с нетерпением ждут травы, кусты, деревья, животные. Про него говорят:
Кто-то, утром не спеша, надувает красный шар,
А как выпустит из рук – станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Учитель: - Тема урока «Солнце, давай дружить!». Есть хорошее высказывание, которое, я уверена, знают все: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
(слайд 1) Учитель: - Почему ученики 3 «А» класса решили взяться за данную тему? Отряд третьего класс носит название «Солнышко», а девиз отряда «Светить всегда, светить везде…». Узнав, что проводится мероприятие по теме «Солнце, давай дружить!», они не могли обойти это стороной, и, с большим удовольствием, решили совместно со старшеклассниками поговорить о Солнце.
(слайд2) Ученик 2: - Все в детстве читали прекрасную сказку К. Д. Ушинского «Лучи солнца». Мы напомним вам ее…
Константин Дмитриевич Ушинский
«Утренние лучи»
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко - высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «Зум-зум-зум!» - полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Учитель: - Действительно, получается, что все вокруг: флора и фауна рады солнцу, хотят с ним дружить. И только человек, кажется, не совсем понимает, почему нам просто необходимо дружить с солнцем. Что такое солнце? Солнце - это источник жизни. Оно появляется и сразу все живое распускается, просыпается…
Работа с синонимическим рядом:
- Когда мы говорим о весеннем солнышке, то какими эпитетами мы характеризуем солнце? Ласковое, нежное, приветливое…
- Ласковое весеннее солнце светит, и природа расцветает, оживает, восходит, пробуждается…
- А если мы говорим о лете, то какими эпитетами характеризуем летнее солнце? Жаркое, знойное, испепеляющее…
- Летнее солнце жжет, палит, нещадно печет…
Ученик 3: - Давайте будем дружить с Солнцем, ведь внимательному человеку Солнце, к примеру, может подсказать погоду. Народные приметы гласят:
Ø Солнце закатывается большим и красным – к хорошей погоде.
(слайд 3)
Ø При закате солнца облака колечками – к дождю.
(слайд 4)
Ø Кольцо вокруг солнца – к ненастью.
(слайд 5)
Ученик (старших классов):
Солнце - единственная звезда Солнечной системы. Масса Солнца составляет 99,8 % от суммарной массы всей Солнечной системы. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле (фотоны, излучаемые Солнцем, необходимы для начальных стадий процесса фотосинтеза). Солнце определяет климат. Оно состоит из водорода,гелия,железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома. Практически все живые существа на планете Земля, и человек, в том числе, нуждаются в Солнечной энергии.
(слайд 6)
Учитель: - Сегодня у нас в гостях Ах и Ох со своими друзьями. Они готовы рассказать нам о пользе и вреде солнечных лучей.
Польза солнечных лучей:
Ах: Я – Ах. Я так люблю солнечные дни. Самые «добрые» солнечные лучи в мае, когда солнце ещё не так печет. Вот в это время наиболее ощущается польза солнца. Мои друзья готовы рассказать Вам о пользе солнечных лучей, и о том, почему мы должны дружить с солнцем.
Витамин D: - Добрый день! Разрешите представиться. Я — тот, кто отвечает за большинство обменных процессов в организме. Я бы и рад выполнять свои функции регулярно, но, увы, без солнца никак не могу! Только ультрафиолетовые лучи инициируют процесс образования меня в организме человека.
(слайд 7)
Учитель: - Ребята, а вы догадались кто это?
Серотонин : - Я - гормон, отвечающий за биологический ритм человека. Я синтезируюсь только под влиянием ультрафиолета.
Про себя заметил, что как только пригревает солнышко, так меня и «раздувает». Не знаю, каким образом это влияет на эмоциональное состояние моего хозяина, но то, что оно улучшается — факт. Меня даже ученые нарекли «гормоном бодрости».
(слайд 8)
Учитель: - Какой же гормон называют «гормоном бодрости»?
Кровь: - Лично я люблю принимать солнечные ванны. Тогда мои сосуды расширяются, и улучшается кровообращение. Вялая, малокровная и сухая кожа становится свежей, гладкой и эластичной. Пропадают угри, которые в подростковом возрасте нередки (хотя, какое мне до них дело), загар делает тело красивым.
(слайд 9)
Учитель: - Кто это с нами сейчас разговаривал?
Выводы:
Солнце посылает нам три категории лучей: А, В, С. Лучи С рассеиваются по пути на Землю. Лучи А и В коварны: глубоко проникая в кожу, они вызывают загар, пигментацию, ожоги, солнечные удары.
Под действием солнечных лучей в нашем организме образуется витамин Д, который влияет на уровень переработки кальция, тем самым, способствует укреплению костей. Для того, что бы в организме образовывалось необходимое количество витамина D, нужно бывать на солнце в любое время года не менее 10 минут.
Солнечные лучи развивают выносливость организма, повышается устойчивость к болезням.
Теплые лучи несут в себе уверенность в том, что все получится. По мнению специалистов, Солнце влияет на аппетит и, даже, на стремление к познанию мира. В солнечные дни гораздо реже бывает плохое настроение.
«Ваше « время для загара – с 9 до 11 утра. В это время Солнце дарит лучи, которые не сжигают кожу.
Соблюдайте принцип постепенности, начиная загорать с 5 минут.
Обязательно пользуйтесь кремом, защищающим кожу от воздействия ультрафиолета с высокой степенью защиты. Чем светлее кожа, тем больший индекс защиты необходим.
Солнцезащитный крем защитит не только от ожогов. Он еще помогает предотвратить множество других проблем со здоровьем, например, рак кожи.
(слайд 10 - 12)
Вывод: «Кого греют солнечные лучи, тому не нужны врачи»
Вред солнечных лучей:
Ох: А я – Ох! Если бы все было так гладко, то кожа не морщинилась бы, не высыхала и не старела. Не забывайте о потере влаги под влиянием ультрафиолета. Длительное нахождение на солнце не только не полезно, но может повредить здоровью. Информацией о разрушительном действии солнца переполнены все журналы. Вы что, не читаете газеты и журналы.
Ах: - Это только при неправильном загаре. Сегодня у нас в гостях врач – дерматолог. И он расскажет нам, как правильно нужно загорать.
Врач – дерматолог: - Добрый день! Врачи рекомендуют находиться на солнце не более 40-50 минут в день. Люди с повышенной чувствительностью кожи либо со светлой кожей сгорают на солнце, от этого страдает кожа, она отмирает и слазит. Людям с большим количеством родинок стоит с осторожностью находиться на солнце, так как родинки могут превратиться в опухоли. Не рекомендуется загорать в период с 11.00 до 16.00 часов. Не стоит относиться халатно к своему здоровью. Загорайте с умом!
Ох: - Мои друзья, люди науки тоже хотят рассказать Вам о солнце. Я представляю Вам моего друга – историка.
Историк: - Люди, родившиеся в южных широтах, приспособлены к влиянию ультрафиолетовых лучей, а люди из северных широт более подвержены негативному влиянию солнца.
Пример: - Давайте отправимся на самый маленький и самый сухой материк. Как он называется? (Австралия). У коренного населения Австралии (Как оно называется, каков их % - 1 %) - аборигенов не зафиксировано рака кожного покрова, а у белых людей живущих в Австралии самый высокий показатель рака кожи на планете.
(слайд 13)
Учитель: - А сейчас мы немного отдохнем, и посмотрим отрывок из любимого мультфильма «Ну, погоди!»
(слайд 14)
- Что же случилось с Волком? Каковы же причины солнечного удара? Что нужно делать, чтобы с нами не произошло то, что произошло с Волком? В чем разница между солнечным ударом и тепловым ударом?
Примечание: На магнитной доске вывешены памятки: «Солнце: вред или польза?», «Солнечный удар», «Тепловой удар»…(Если учащиеся затрудняются с ответом, предлагается обратиться к стенду «Вредно ли солнце?»
Выводы:
Из года в год ученые говорят о все возрастающем уровне радиации исходящей от Солнца.
Ультрафиолет — это в какой-то степени лекарство. Каждое лекарство имеет свою дозировку и способ применения.
Не пренебрегайте правилами! Нежиться под лучами солнца можно, но осторожно!
(слайд 15)
Географ: А я – географ. Сейчас мы отправимся с Вами в виртуальное путешествие. Первая страна нашего маршрута – страна восходящего солнца. Что это за страна? (Япония). Почему Японию называют страной восходящего солнца? Дело в том, что Япония, или Нихон на японском, пишется двумя иероглифами: солнце и корень, он же начало. Получается, что в дословном переводе Нихон означает «начало солнца». Японцы связывают солнце с процветанием и счастливым будущим.
Страна Восходящего Солнца - это самоназвание, отображающее то, что это народ, избранный солнцем.
Здесь, изо дня в день, жители первыми на всем земном шаре встречают рассвет. И, может быть, именно поэтому японцы дружелюбны и улыбчивы. В 1870 году красный круг на белом фоне, олицетворяющий восходящее солнце стал государственным флагом страны. Давайте же и мы, как японцы, будем дружить с солнцем!
- Следующая остановка нашего путешествия – Древний Египет. Бог солнца Ра – это главенствующее божество пантеона. Солнце – даритель света и жизни, оно есть душа всего, что движется и не движется, солнце – источник мудрости и справедливости.
- Следующий пункт нашего путешествия - Мачу-Пикчу. Вы знаете, где это находится? Это Южная Америка. Иногда данное место называют «потерянным городом инков».
Когда-то Мачу-Пикчу был центром поклонения Солнцу. Из башен храмов проводились астрономические наблюдения. Мачу-Пикчу расположен на неприступном плато.
Древнейший символ - солнце - означает источник жизни, свет, активность героическое начало.
(слайд 16-18)
Эколог: - Добрый день! Я эколог! Еще три десятка лет назад было доказано, что чем тоньше озоновый слой тем больше проблем со здоровьем приносит Солнце. Почему? Озоновый слой земли задерживает губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение Солнца. Огромная озоновая дыра над Антарктидой. Но, в последнее время, ее размеры уменьшаются, так как выполняются подписанные соглашения по контролю над количеством содержания озона. Поэтому будем надеяться, что «озоновая история» - это история со счастливым концом.
(слайд 19)
Учитель: - Как учитель географии хочу Вам сказать, что, к сожалению, в ближайшее время количество озона резко уменьшится. Это связано с извержением вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии, которое сопровождается большим выбросом пепла в атмосферу. Но даже в купе с этими проблемами, польза Солнца остается неоценимой для поддержки и укрепления человеческого здоровья. Давайте, дружить с солнцем!
Физик: - Здравствуйте! Я – физик. Свой рассказ я посвящу гелиостанциям.
Гелиостанции – это электростанции, принцип работы которых заключен в возможности преобразования энергии солнечного света в электрическую энергию. Разработка и строительство гелиостанций, в настоящее время, приобретает все большую актуальность. Все больше в мире начинают задумываться об использовании альтернативных источников энергии, и использование энергии солнца, в этом смысле, является одним из самых перспективных направлений развития энергетики будущего.
Примечательно, что ежегодно 99 % килокалорий солнечной энергии, поступающей на Землю, не используются вовсе. К примеру, растения потребляют лишь сотые доли процента поступающей солнечной энергии. А при сжигании всех запасов топлива на земле, в том числе нефти, газа и угля, мы можем получить тепла, в тысячи раз меньше, чем ежегодно дарит нам Солнце. - Как Вы думаете, где можно строить гелиостанции? (Там, где много солнечных дней и солнечной радиации).
Какие же преимущества имеют гелиостанции:
Ø Полная автономность и независимость от централизованных систем энергоснабжения. Кроме того, на стоимость вырабатываемой электроэнергии не влияет цена на энергоносители;
Ø Гелиостанция не требует дополнительного топлива для своей работы;
Ø Гелиостанцию в принципе можно размещать недалеко от конечных потребителей электроэнергии;
Ø Гелиостанции экологически чистые. В результате снижается выброс парниковых газов в атмосферу, а также сам воздух, проходя через силовую установку гелиостанции, очищается.
Ø Работает на возобновляемых источниках энергии. (слайд 19)
Итог урока – рефлексия:
Учитель: - Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:
Я понял(а), что..;
Я узнал(а), что..;
Мне было интересно ..;
Теперь я буду..;
Вывод:
Давайте дружить с Солнцем! Солнце – это ласка и доброта, хорошее настроение. А, как известно, хорошее настроение – это залог здоровья!
Учитель: Учащиеся начальной школы подготовили для Вас в канун наступающего лета специальную памятку «Солнце, давай дружить!» Соблюдая эти нехитрые правила, Вы получите незаменимую пользу от солнечных лучей.
Примечание: Учащимся раздаются памятки: «Солнце, давай дружить!»
Домашнее задание:
I вариант: (для девочек)*
Девочки, близится летняя пора. Каждая настоящая леди хочет прекрасно выглядеть. И Вы, скорее всего, будете принимать солнечные ванны – загорать. Составьте, пожалуйста, памятку «Основные правила, принятия солнечных ванн».
II вариант: (для юношей)*
Дома вспомните (перечитайте) произведения, цитаты в которых говорится о солнце.
Пример:
«О солнце! Око и вместе душа беспредельной вселенной!». Дж. Мильтон
«Идя с глазами, всегда обращёнными к солнцу, ты никогда не увидишь тени». В. Гюго
«Я должен быть как солнце, проливающее свет на всё, не требуя благодарности или награды, заботиться обо всех чувствующих существах, даже если они плохие, никогда не отказываться из-за этого от своих обетов, не оставлять все чувствующие существа из-за того, что одно их них – плохое». Из писаний Буддизма
«Солнце одинаково проникает во дворцы и в сточные канавы, однако последние нисколько не оскверняют его». Фр. Бекон
«От солнца исходит свет, и от земли падает тень, оттого и сознание человека определяется двойственно: всё вдвойне, и даже свет добра бросает от себя тенью зло. Но солнце едино, и оно является в человеческом мире добра и зла вестником единства и образует в нашем сознании небо – царство света, где нет места и времени, порождающих тень при встрече со светом». М. Пришвин
Пример:
Учащиеся начальной школы вспомнили произведения:
Ø Сказка К. И. Чуковского «Краденое солнце».
Ø Повесть М. Пришвина «Кладовая солнца».
Ø Сказка Д. Родари «Солнце и туча».
Ø Русская народная сказка «Мороз, Солнце, ветер».
Желаем здоровья!
|