Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Описание состояния человека. Развитие речи (Мотюмяку Турдагин)

Фото пользователя Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна)
Submitted by Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна) on чт, 27/01/2011 - 08:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трухина Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
г. Норильск, МОУ «Сош №28», учитель русского языка и литературы высшей категории
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Задачи: 1.Развивать умение учащихся описывать внутреннее состояние человека, наблюдая за выражением его лица, жестами. 2.Формировать умение находить языковые средства выражения внутреннего состояния человека. 3. Формировать умение находить в текстах фрагменты с описанием внешности человека и его состояния.
Используемое оборудование: 

 

Оформление:1. Репродукции картин  Ф. П. Решетникова «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»

2. Фотография художника Мотюмяку Турдагина и оформленные его слова «Я – человек тундры»

3. Репродукции картин Мотюмяку Турдагина «Вечереет» 1990. Бумага, акварель, «Осень» 1989. Бумага, акварель, «Забрезжил рассвет» 1995. Бумага, акварель, «У озера» 1990. Бумага, акварель , «Стадо» 1989. Бумага, акварель , «Старый вожак» 1981. Офорт, акватинта

4.Запись на доске темы урока, эпиграфа.

Краткое описание: 
Виды деятельности: 1.Анализ эпиграфа к уроку 2.Индивидуальное сообщение о Ф.П.Решетникове 3.Реализация домашнего задания: - сочинение по картинам Ф.П.Решетникова; - слово о художнике Мотюмяку Турдагине с использованием презентации 4.Работа по фотографии Мотюмяку Турдагина: - лексическая - анализ текста 5.Сжатое изложение по тексту

Эпиграф:

Нигде столько не отражаются чувства души,

как в чертах лица и взорах,

благороднейшей части нашего тела…
 Н. Ф. Кошанский

Ход урока

I. Вступительное слово учителя: сообщение темы урока, его задач. Обращение к эпиграфу урока «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела…( Н. Ф. Кошанский).
Вопрос классу: «Согласны ли Вы со словами, взятыми в качестве эпиграфа к уроку?»

II. Реализация домашнего задания:

1.Индивидуальное сообщение о Ф.П.Решетникове. (Примерный ответ учащегося)

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году. Он был великолепным художником, но его творчество получило признание только в первые послевоенные годы, когда он создал жанровые произведения из жизни детей: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Опять двойка», «Переэкзаменовка» и многие другие.

Художник любит и знает детей, правдиво передает их поведение, привычки, характеры. Во всех своих картинах художник использует яркие краски – красные, синие, белые, коричневые… Это создает веселое, бодрое настроение и даже в самых грустных сценах придает надежду, что все будет хорошо.

2.Чтение написанных учащимися сочинений по картинам Ф.П.Решетникова

(I вариант -  «Опять двойка», II вариант - «Прибыл на каникулы»)

Сочинения учащихся (в качестве примера)

«Опять двойка»

Фёдор Павлович Решетников – русский художник,  создавший жанровые произведения из жизни детей. Одно из этих произведений -   картина «Опять двойка». Посмотрев на картину, ещё не прочитав название, можно догадаться, что здесь запечатлен один эпизод из жизни семьи.

На картине мы видим мать, сестру, маленького братика и собаку. Их внимание сосредоточено на только что вошедшем мальчике, который опять получил двойку. Еще недавно все занимались своими делами: сестра раскладывала учебники, собираясь делать уроки, маленький братик катался по дому на велосипеде, мама, наверное, готовила обед, собака ожидала прихода «хозяина», которого она любила больше всех.

Провинившийся стоит с опущенной головой, не смея поднять свои глаза и посмотреть на семью. Ему стыдно. Главный герой держит в правой руке старый портфель, перевязанный веревкой. Наверное, он не раз катался на нем с горки. Из портфеля позорно торчат коньки. Вероятно, вместе с друзьями он после уроков, вместо того, чтобы учить уроки, играл в хоккей. Вот и результат! Своими оценками он огорчил всех. Мама, сев на стул, расстроенно качает головой. Она не знает, что делать, как объяснить сыну, что учение – это самое важное. Возмущена сестра. В её взгляде можно прочитать осуждение. Она как бы говорит: « Как тебе не стыдно?». Даже маленький братик остановился. Он насмешливо смотрит на него и понимает,  что брату за двойку придется отвечать, а может даже и радуется. Наверное, маленький мальчик не раз получал подзатыльник от своего брата – двоечника. И только собака, которая не понимает, что происходит, прыгает на него и лает.

Когда я смотрю на эту картину, то у меня возникает двоякое чувство. С одной стороны, хочется пожалеть мальчика, а с другой -   очень стыдно за него, ведь он огорчает свою мать. Но хочется верить, что главный герой картины возьмется за ум и вырастет умным и хорошим человеком, а главное – будет помогать своим родным.

«Прибыл на каникулы»

Фёдор Павлович Решетников – известный художник. На его замечательной картине «Прибыл на каникулы» мы видим мальчика, прибывшего к своим родным на каникулы. По его внешнему виду - чёрной шинели  и шапке – ушанке -  можно понять, что он кадет. Мальчик счастливо улыбается, глаза его   сияют, ведь он на время получил отдых от уроков и физических упражнений и наконец – то повстречался со своими родными. Скорее всего,  он рапортует деду об успешном завершении четверти, дед же с удовольствием принимает рапорт внука.  Осанка деда и его военная выправка, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что в прошлом он был военным человеком.

На заднем плане картины изображена сестра юного кадета,  сервирующая  стол перед ужином. Она тоже радуется приезду своего брата.

Вообще, эта картина пронизана радостью близких, увидевших друг – друга после долгой разлуки. 

Вопрос классу после заслушивания сочинений:

 - Что объединяет данные картины? (Обратить внимание учащихся на то, что на обеих картинах показано внутреннее состояние главных героев)

III. Работа по фотографии Мотюмяку Турдагина – описание внутреннего состояния художника

1. Слово о художнике с использованием презентации

Я приготовила презентацию о художнике М. С. Турдагине. Выбрала эпиграф -  слова искусствоведа Жаворонковой:  «Мотюмяку Турдагин всю жизнь пишет одну и ту же картину – о земле и живущих на ней людях, о  земле таймырской, … о земле трудовой и усталой,  отдыхающей и возрождающейся к жизни».

Собрав материал, я сгруппировала его по темам:

1.Вольные тундровые просторы– родина нганасанского художника

2.Самобытность творчества Мотюмяку Турдагина

3.Сюжеты картин  художника

Мотюмяку Сочуптеевич Турдагин родился в 1939 году в многодетной семье нганасанина Сочупте. Чум Сочупте стоял в Авамской тундре, близ фактории Пайтурма. Как и все дети северных народностей, Мотюмяку быстро и рано познал труд, ведь без этого в тундре никак не прожить. Отец научил сына всему: как выслеживать зверя, ставить ловушки. Вскоре Мотюмяку уже сам мог сделать ездовые санки, ставить чум.

Одаренный с детства, мальчик чувствовал потребность рисовать, выражать свои эмоции и фантазии в переплетениях линий. Первые свои рисунки вместе с другими детьми вырезал он ножиком на льду замерзшего озера, поделенного на участки юными «художниками». В Волочанской школе-интернате ученики рисовали уже карандашами и красками.

После окончания Волочанской школы М. Турдагин поступает в Красноярское художественное училище имени Сурикова, но окончить его ему так и не пришлось. Затосковал, потянуло в родные места.

Многие, наверное, думают, что север не богат красками, но это вовсе не так. Рисунки Турдагина прекрасно отражают всю яркость и разнообразие красок северной природы.

 Работы Мотюмяку Турдагина по технике исполнения разнообразны: акварель,

графика, резьба по кости.

Если говорить о сюжетах  картин, то нужно выделить следующие темы:

1.Нганасанские представления о Земле –матери, родительнице всего сущего

Приведу один пример. В «Сказание о тундре» отразились традиционные нганасанские представления о Земле-матери, родительнице и хозяйке всего сущего. Мотюмяку Турдагин изобразил ее в виде старухи-нганасанки, держащей на коленях шкуру – бескрайнюю тундру с оленьими стадами и чумами. Всю жизнь народа держит на коленях эта величественная мать-тундра. Символическая картина «Хозяйка чума» воплощает народное представление о женщине – хранительнице домашнего очага. Тесно прижались к друг другу члены семьи, от враждебного внешнего мира их охраняет этот очаг.

2. Повседневные бытовые дела.

Эта тема нашла также отражение в рисунках «С охоты», «В оленеводческой бригаде», «Декабрьский аргиш», «Вертолет прилетел» и других.

 Следующая тема – это родовые знаки.

3. Родовые знаки.

Замысел этнографической серии «Родовые знаки», задуманный М.С. Турдагиным в конце 80-ых годов и воплощенный в первой половине 90-ых, возник на основе древних символических изображений нганасанских идолов. Контурные изображение мужских одежд, зверей и птиц вносят дополнительный смысл в рисунки. К этой теме относится картина: «Маленький охотник».

Излюбленный жанр М.С. Турдагин – акварель. Акварели художник рисовал всю творческую жизнь. Акварельные пейзажи, рисующие природу тундры, удивительно тонки и поэтичны. Художник изображает ее в разное время года, время суток, в любую погоду, для каждого состояния природы, находя особые неповторимые краски. Тундра для художника родной, отчий чум, куда он всегда возвращается как родной сын. Из этой серии акварели «Вечереет», «Осень», «Забрезжил рассвет», «У озера» и много – много других.

Рисунки Турдагина – это целая энциклопедия изображений северного оленя. В этих изображениях точная и лаконичная линия художника передает самые верные повадки и движения животного (картины «У озера», «Стадо», «Старый вожак»).

Бесспорно, М.С. Турдагин -  талантливый и самобытный художник нганасан.

Тропою предков ведёт Мотюмяку Сочуптеевич свой аргиш, прокладывая путь в искусстве по следам культурных традиций нганасан.

2.Рассматривание фотографии художника

3.Лексическая работа – выписать из списка слова, которые отражают внутреннее состояние художника, и составить с ними словосочетания (сущ.+ прилаг.; сущ.+глаг.; сущ.+ прич.)

Гордость, безысходность, доброта, внимательность, печаль, заботливость, грусть, равнодушие, сосредоточенность, отчаяние, увлечённость, безразличие, любовь, удовлетворение.

(Возможные словосочетания: гордость художника, особенная доброта, приветливая доброта, проявляющий внимательность, заботливость художника, лёгкая грусть, сосредоточенность взгляда, легкая печаль, сыновняя любовь, увлеченность работой, чувство удовлетворения)

Обратить внимание учащихся: для описания внутреннего состояния человека мы можем использовать существительные, обозначающие свойства его характера и определенные качества, а также слова категории состояния.

4. Работа с текстом

Перед нами фотография талантливого и самобытного нганасанского художника Мотюмяку Турдагина запечатленного в момент художественного вдохновения.

Тундра для художника - уютный и гостеприимный отчий чум, куда он всегда возвращается как родной сын ощущающий свое единство с природой. Его не покидает чувство неразрывности человека и тундры. «Я - человек тундры», - признался Мотюмяку Турдагин. Легко на душе художника и славно дышится ему на вольных тундровых просторах. Он любовно наблюдает за едва заметными переменами погоды, за цветовой палитрой полярной ночи, за движением оленьих стад – ничто не ускользает от зоркого внимательного глаза художника. Может быть, в этот момент точная и лаконичная линия Мотюмяку Турдагина передает на бумаге повадки диких животных тундры – оленей, куропаток, гусей, песцов…

В эмоциональных пейзажах художник изображает тундру такой, какой ее может увидеть настоящий поэт влюбленный в родную землю. Ему радостно, когда он видит и пишет одну и ту же картину – землю и живущих на ней людей, землю таймырскую, трудовую и усталую отдыхающую и возрождающуюся к жизни.

Задания по тексту:

1.Прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста.

2.Каков тип текста и стиль речи? Аргументируйте свой ответ.

3.Определите связь предложений в тексте, отметьте языковые средства и слова категории состояния.

4.Обозначьте изученные орфограммы.

5. Вставьте пропущенные знаки препинания.

5.Сжатое изложение по тексту

Прикрепленный файл Size
Турдагин.jpg 11.28 KB
Раздаточный материал.doc 58 KB
Приложение №1.ppt 1021 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн