Описание состояния человека. Развитие речи (Мотюмяку Турдагин)
Submitted by Анастасия Ивановна Теребихина (Чуприна) on чт, 27/01/2011 - 08:25
Эпиграф:
Нигде столько не отражаются чувства души,
как в чертах лица и взорах,
благороднейшей части нашего тела… Н. Ф. Кошанский
Ход урока
I. Вступительное слово учителя: сообщение темы урока, его задач. Обращение к эпиграфу урока «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела…( Н. Ф. Кошанский).
Вопрос классу: «Согласны ли Вы со словами, взятыми в качестве эпиграфа к уроку?»
II. Реализация домашнего задания:
1.Индивидуальное сообщение оФ.П.Решетникове. (Примерный ответ учащегося)
Федор Павлович Решетников родился в 1906 году. Он был великолепным художником, но его творчество получило признание только в первые послевоенные годы, когда он создал жанровые произведения из жизни детей: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Опять двойка», «Переэкзаменовка» и многие другие.
Художник любит и знает детей, правдиво передает их поведение, привычки, характеры. Во всех своих картинах художник использует яркие краски – красные, синие, белые, коричневые… Это создает веселое, бодрое настроение и даже в самых грустных сценах придает надежду, что все будет хорошо.
2.Чтение написанных учащимися сочинений по картинам Ф.П.Решетникова
(Iвариант - «Опять двойка»,IIвариант - «Прибыл на каникулы»)
Сочинения учащихся (в качестве примера)
«Опять двойка»
Фёдор Павлович Решетников – русский художник, создавший жанровые произведения из жизни детей. Одно из этих произведений - картина «Опять двойка». Посмотрев на картину, ещё не прочитав название, можно догадаться, что здесь запечатлен один эпизод из жизни семьи.
На картине мы видим мать, сестру, маленького братика и собаку. Их внимание сосредоточено на только что вошедшем мальчике, который опять получил двойку. Еще недавно все занимались своими делами: сестра раскладывала учебники, собираясь делать уроки, маленький братик катался по дому на велосипеде, мама, наверное, готовила обед, собака ожидала прихода «хозяина», которого она любила больше всех.
Провинившийся стоит с опущенной головой, не смея поднять свои глаза и посмотреть на семью. Ему стыдно. Главный герой держит в правой руке старый портфель, перевязанный веревкой. Наверное, он не раз катался на нем с горки. Из портфеля позорно торчат коньки. Вероятно, вместе с друзьями он после уроков, вместо того, чтобы учить уроки, играл в хоккей. Вот и результат! Своими оценками он огорчил всех. Мама, сев на стул, расстроенно качает головой. Она не знает, что делать, как объяснить сыну, что учение – это самое важное. Возмущена сестра. В её взгляде можно прочитать осуждение. Она как бы говорит: « Как тебе не стыдно?». Даже маленький братик остановился. Он насмешливо смотрит на него и понимает, что брату за двойку придется отвечать, а может даже и радуется. Наверное, маленький мальчик не раз получал подзатыльник от своего брата – двоечника. И только собака, которая не понимает, что происходит, прыгает на него и лает.
Когда я смотрю на эту картину, то у меня возникает двоякое чувство. С одной стороны, хочется пожалеть мальчика, а с другой - очень стыдно за него, ведь он огорчает свою мать. Но хочется верить, что главный герой картины возьмется за ум и вырастет умным и хорошим человеком, а главное – будет помогать своим родным.
«Прибыл на каникулы»
Фёдор Павлович Решетников – известный художник. На его замечательной картине «Прибыл на каникулы» мы видим мальчика, прибывшего к своим родным на каникулы. По его внешнему виду - чёрной шинели и шапке – ушанке - можно понять, что он кадет. Мальчик счастливо улыбается, глаза его сияют, ведь он на время получил отдых от уроков и физических упражнений и наконец – то повстречался со своими родными. Скорее всего, он рапортует деду об успешном завершении четверти, дед же с удовольствием принимает рапорт внука. Осанка деда и его военная выправка, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что в прошлом он был военным человеком.
На заднем плане картины изображена сестра юного кадета, сервирующая стол перед ужином. Она тоже радуется приезду своего брата.
Вообще, эта картина пронизана радостью близких, увидевших друг – друга после долгой разлуки.
Вопрос классупосле заслушивания сочинений:
- Что объединяет данные картины? (Обратить внимание учащихся на то, что на обеих картинах показано внутреннее состояние главных героев)
III. Работа по фотографии Мотюмяку Турдагина – описание внутреннего состояния художника
1. Слово о художнике с использованием презентации
Я приготовила презентацию о художнике М. С. Турдагине. Выбрала эпиграф - слова искусствоведа Жаворонковой: «Мотюмяку Турдагин всю жизнь пишет одну и ту же картину – о земле и живущих на ней людях, о земле таймырской, … о земле трудовой и усталой, отдыхающей и возрождающейся к жизни».
Собрав материал, я сгруппировала его по темам:
1.Вольные тундровые просторы– родина нганасанского художника
2.Самобытность творчества Мотюмяку Турдагина
3.Сюжеты картин художника
Мотюмяку Сочуптеевич Турдагин родился в 1939 году в многодетной семье нганасанина Сочупте. Чум Сочупте стоял в Авамской тундре, близ фактории Пайтурма. Как и все дети северных народностей, Мотюмяку быстро и рано познал труд, ведь без этого в тундре никак не прожить. Отец научил сына всему: как выслеживать зверя, ставить ловушки. Вскоре Мотюмяку уже сам мог сделать ездовые санки, ставить чум.
Одаренный с детства, мальчик чувствовал потребность рисовать, выражать свои эмоции и фантазии в переплетениях линий. Первые свои рисунки вместе с другими детьми вырезал он ножиком на льду замерзшего озера, поделенного на участки юными «художниками». В Волочанской школе-интернате ученики рисовали уже карандашами и красками.
После окончания Волочанской школы М. Турдагин поступает в Красноярское художественное училище имени Сурикова, но окончить его ему так и не пришлось. Затосковал, потянуло в родные места.
Многие, наверное, думают, что север не богат красками, но это вовсе не так. Рисунки Турдагина прекрасно отражают всю яркость и разнообразие красок северной природы.
Работы Мотюмяку Турдагина по технике исполнения разнообразны: акварель,
графика, резьба по кости.
Если говорить о сюжетах картин, то нужно выделить следующие темы:
1.Нганасанские представления о Земле –матери, родительнице всего сущего
Приведу один пример. В «Сказание о тундре» отразились традиционные нганасанские представления о Земле-матери, родительнице и хозяйке всего сущего. Мотюмяку Турдагин изобразил ее в виде старухи-нганасанки, держащей на коленях шкуру – бескрайнюю тундру с оленьими стадами и чумами. Всю жизнь народа держит на коленях эта величественная мать-тундра. Символическая картина «Хозяйка чума» воплощает народное представление о женщине – хранительнице домашнего очага. Тесно прижались к друг другу члены семьи, от враждебного внешнего мира их охраняет этот очаг.
2. Повседневные бытовые дела.
Эта тема нашла также отражение в рисунках «С охоты», «В оленеводческой бригаде», «Декабрьский аргиш», «Вертолет прилетел» и других.
Следующая тема – это родовые знаки.
3. Родовые знаки.
Замысел этнографической серии «Родовые знаки», задуманный М.С. Турдагиным в конце 80-ых годов и воплощенный в первой половине 90-ых, возник на основе древних символических изображений нганасанских идолов. Контурные изображение мужских одежд, зверей и птиц вносят дополнительный смысл в рисунки. К этой теме относится картина: «Маленький охотник».
Излюбленный жанр М.С. Турдагин – акварель. Акварели художник рисовал всю творческую жизнь. Акварельные пейзажи, рисующие природу тундры, удивительно тонки и поэтичны. Художник изображает ее в разное время года, время суток, в любую погоду, для каждого состояния природы, находя особые неповторимые краски. Тундра для художника родной, отчий чум, куда он всегда возвращается как родной сын. Из этой серии акварели «Вечереет», «Осень», «Забрезжил рассвет», «У озера» и много – много других.
Рисунки Турдагина – это целая энциклопедия изображений северного оленя. В этих изображениях точная и лаконичная линия художника передает самые верные повадки и движения животного (картины «У озера», «Стадо», «Старый вожак»).
Бесспорно, М.С. Турдагин - талантливый и самобытный художник нганасан.
Тропою предков ведёт Мотюмяку Сочуптеевич свой аргиш, прокладывая путь в искусстве по следам культурных традиций нганасан.
2.Рассматривание фотографии художника
3.Лексическая работа– выписать из списка слова, которые отражают внутреннее состояние художника, и составить с ними словосочетания (сущ.+ прилаг.; сущ.+глаг.; сущ.+ прич.)
Обратить внимание учащихся: для описания внутреннего состояния человека мы можем использовать существительные, обозначающие свойства его характера и определенные качества, а также слова категории состояния.
4. Работа с текстом
Перед нами фотография талантливого и самобытного нганасанского художника Мотюмяку Турдагина запечатленного в момент художественного вдохновения.
Тундра для художника - уютный и гостеприимный отчий чум, куда он всегда возвращается как родной сын ощущающий свое единство с природой. Его не покидает чувство неразрывности человека и тундры. «Я - человек тундры», - признался Мотюмяку Турдагин. Легко на душе художника и славно дышится ему на вольных тундровых просторах. Он любовно наблюдает за едва заметными переменами погоды, за цветовой палитрой полярной ночи, за движением оленьих стад – ничто не ускользает от зоркого внимательного глаза художника. Может быть, в этот момент точная и лаконичная линия Мотюмяку Турдагина передает на бумаге повадки диких животных тундры – оленей, куропаток, гусей, песцов…
В эмоциональных пейзажах художник изображает тундру такой, какой ее может увидеть настоящий поэт влюбленный в родную землю. Ему радостно, когда он видит и пишет одну и ту же картину – землю и живущих на ней людей, землю таймырскую, трудовую и усталую отдыхающую и возрождающуюся к жизни.
Задания по тексту:
1.Прочитайте текст, определите тему и основную мысль текста.
2.Каков тип текста и стиль речи? Аргументируйте свой ответ.
3.Определите связь предложений в тексте, отметьте языковые средства и слова категории состояния.