Тема:Многообразие и значение насекомых в природе и в жизни человека.
Тип урока:Комбинированный, обобщающий
Цель: создать условия для обобщения, систематизации и расширения знаний о насекомых, их многообразии, значении в природе и практической роли в жизни человека.
Методы:частично-поисковый, исследовательский
Задачи:
1. Создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о значении насекомых в природе и жизни человека.
2. Способствовать развитию у школьников умений распознавать по внешним признакам насекомых разных отрядов.
3. Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.
4. Способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.
5. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.
I. Определение темы урока.
В течение нескольких уроков вы изучали представителей класса Насекомых, познакомились с особенностями их строения, образа жизни, узнали, насколько разнообразна и удивительна эта группа животных. Я предлагаю вам в течение 1 минуты найти названия насекомых в магическом буквенном квадрате (слайд 1)
Тема урока: Многообразие и значение насекомых в природе и в жизни человека (слайд 7)
II. Вызов.
Заполните схему (слайд 8)
Обсуждение написанного в парах.
Каковы причины необычайного процветания класса насекомых, совершенно несравнимого ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию составляющих его форм?
Какие особенности организации насекомых делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования?
Возможные ответы учеников.
1. Усложнение в развитии дыхательного аппарата (трахейной системы)
2. Сочетание легкости и прочности наружного хитинового скелета
3. Способность к полету и передвижение по различным поверхностям
4. Возможность использования самой разнообразной пищи
5. Способность находить пищу и обнаруживать врагов благодаря хорошо развитым органам чувств
6. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных
7. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий.
III. Осмысление.
Работа в группах с использованием раздаточного материала, коллекций и фотографий насекомых, учебника В. В. Латюшина, В. А. Шапкина «Биология. Животные»
1.К насекомым относятся членистоногие, имеющие 3 пары ног.
2.Пауки, как вши и блохи, бескрылые насекомые.
3.У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.
4.Насекомые живут не только на суше, но и в воде.
5.Ноги насекомых располагаются на груди и брюшке.
6.Насекомые едят все, что содержит органические вещества, некоторые из них даже шерсть и древесину.
7.Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых имеется по 3 или 2 простых глазка.
8.У насекомых, как и у ракообразных, 2 пары усиков.
9.Усики насекомых – органы обоняния.
10.Усики насекомых могут быть нитевидными, перистыми, веерообразными.
11.Все насекомые, развивающиеся из яиц, проходят стадию личинки и стадию куколки.
12.У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие.
13.Бабочка-капустница питается нектаром цветов.
Проверка (слайд 10)
3 задание – узнайте отряд(каждой группе дается краткое описание одного отряда, необходимо его назвать, среди коллекций и фотографий насекомых выбрать те, которые относятся к данному отряду)
1.Надкрылья кожистые, выпрямленные на спине, задние крылья веером, ротовые органы – грызущие, задние ноги обычно прыгающие.
2.Колюще-сосущий ротовой аппарат, надкрылья неоднородные, толстые, жесткие, а на вершине – мягкие, тонкие.
3.Две пары больших крыльев, покрытых чешуйками, ротовой аппарат сосущего типа, ножки слабые, но цепкие.
4.Две пары прозрачных крыльев, прочно сцепленных между собой, ротовые органы грызущие или сосущие, яйцеклад или жало.
5.Одна пара крыльев, жужжальца, ротовые органы колющие или лижущие, хорошие летуны, личинки безногие и безголовые.
6.Колюще-сосущий хоботок, 2 пары прозрачных крыльев, питаются исключительно соками растений.
4 задание – распределите насекомых по отрядам(слайд 11)
1.Пчела
2.Овод
3.Тля
4.Водомерка
5.Слепень
6.Адмирал
7.Кузнечик
8.Яблонная плодожорка
9.Клоп
10.Комар
11.Медведка
12.Белянка
13.Белянковый наездник
14.Муравей
15.Кобылка
Перепончато-крылые
Двукрылые
Равнокрылые
Полужесткокрылые
Чешуекрылые
Прямокрылые
Пчела
Белянковый наездник
Муравей
Овод
Комар
Тля
Водомерка
Клоп
Адмирал
Яблонная плодожорка
Белянка
Кузнечик
Медведка
Кобылка
Каково значение насекомых данных отрядов в природе и жизни человека?
Проверка (слайд 12)
5. Задание - биологические задачи.
Каждая группа решает свою задачу, затем общее обсуждение.
1.Лес дает пищу армаде насекомых. Но едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?
2.У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением надкрылий друг о друга. Комариный писк возникает от движения крыльев. Каково значение данных сигналов, которыми так щедро наградила природа своих обитателей.
3.Когда солнце светит слабо, насекомые прячутся в укромные места, бабочки расправляют крылья, кобылки ложатся боком и отставляют в сторону заднюю ногу, многие из травы выбираются повыше. В жаркую погоду бабочки складывают крылья, стрекозы поднимают брюшко кверху. Объясните поведение насекомых в разных погодных условиях.
4.Девочка прислала в редакцию журнала письмо: «В один из солнечных дней меня удивило несколько необычное поведение муравьев. Маленький муравейник находился у сгнившего пня с северной стороны. У пня в почве находились 3 овальных отверстия, из которых непрерывным потоком двигались муравьи с куколками-личинками и скрывались в галереях муравейника. Возвращались они порожними. Вечером же муравьи продолжили ту же работу, только в обратном порядке. Куколок переносили под пень. Зачем они это делали?» попробуйте дать ответ девочке.
5.Шло лето 1898 года. Композитор Н.А. Римский-Корсаков работал в Вечаше над «Сказкой о царе Салтане». В его записной книжке обнаружена такая запись: «Мошкара гудит на “фа-диез”, пчелы на “си”, жуки на “ре”, шмели на “до” или “до-диез”». Какое значение имеют различия в звуках разных насекомых?
IV. Рефлексия.
В наш бурный технический век растет влияние человека на насекомых. Как и многие другие виды животных и растений, представители этого класса подвержены неблагоприятному воздействию хозяйственной деятельности. Их численность сокращается в связи с вырубкой лесов, загрязнением водоемов. Роль насекомых в общем балансе живой природы огромна.
Возвращение к схеме «Значение насекомых» (слайд 13), дополнения, обсуждение.
V. Домашнее задание (на выбор)(слайд 14)
üСоставить кроссворд на тему «Насекомые Псковской области»
üПодготовить мини-сообщение об охраняемых насекомых
üПодготовить мини-сообщение о насекомых, имеющих практическое значение для человека
üИспользуя материал § , составить тест для проверки знаний.