Лот 2 Урок-практикум "Издержки фирмы" МОУ № 54 Глебова О. В.
Submitted by Ольга Владимировна Глебова on Wed, 02/02/2011 - 08:15
Цель:
- создание условий для формирования экономического мышления учащихся на основе применения полученных знаний для решения практических задач.
Задачи:
выявление уровня освоения учащимися знаний о показателях экономической деятельности фирмы и умений вычислять на условных примерах экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, анализировать полученные данные, а также коррекция выявленных недостатков в освоении этих знаний и умений;
воспитаниеответственности за принимаемые экономические решения;
развитиеэкономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Ожидаемые результаты:
умение объяснить сущность постоянных и переменных издержек, общих, средних и предельных издержек, экономических и бухгалтерских издержек
умение рассчитывать общий, средний и предельный продукт фирмы
умение определять оптимальные размеры выпуска продукции фирмы
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Сообщает, демонстрируя на слайде №1, тему урока, обращает внимание на цели и задачи урока, предполагаемые виды работы.
Слушая вступительное слово учителя, настраиваются на работу.
Этап фронтальной проверки домашнего задания
Организует фронтальную проверку освоения учащимися знаний об основных показателях деятельности фирмы:
- показывает на слайде 2 буквенные обозначения различных показателей: Q, L, K, APK, APL, MPL, MPК, TC, TFC, TVC, ATC, AVC, AFC, MC.
- представляет на слайде 3 суждения: «Продуктом фирмы являются не только товары, но и услуги», «Предельный продукт труда – это количество продукции, которое может выпустить один работник при максимальном напряжении сил».
Отвечают на задаваемые вопросы.
Называют каждый показатель и объясняют его сущность.
Анализируют суждения, объясняя, верны ли они.
Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков
Организует практическую работу по вычислению среднего и предельного продукта фирмы и построению соответствующих графиков (таблица с данными для расчетов представлена на слайде 4)
Один ученик, используя инстру-мент "Перо" выполняет задание на доске, остальные – в тетрадях. Анализируя построенные графики, учащиеся показывают действие закона убывающей эффективности производства.
Проводит фронтальную проверку знаний по вопросам: Почему эконо-мические издержки называют из-держками отвергнутых возможнос-тей? Какие издержки обучения в школе можно отнести к явным, а какие – к неявным? (слайд 5).
Одновременно проводит индивидуальную проверку знаний при помощи заданий 6.1.10 – 6.1.17 с диска 1С: Школа «Экономика. Практикум»
Отвечают на вопросы о бухгалтерских и экономических издержках фирмы.
Один ученик на доске выполняет задания, программа 1С позволяет осуществлять самопроверку, по окончании фронтального опроса остальные участвуют в обсуждении решения задачи 6.1.12.
Организует практическую работу по вычислению внутренних издержек фирмы (данные – на слайде 6): Предприниматель организовал фирму по изготовлению календарей, оставив работу на предприятии, где получал 10 тысяч рублей в месяц. Производство организовано в квартире жены, которую до этого сдавали за 8 тысяч рублей в месяц. На покупку оборудования были израсходованы 50 тысяч рублей, лежавшие на срочном вкладе в банке под 12% годовых. Затраты на расходные материалы составили 5 тысяч рублей в месяц. Зарплата нанятого работника – 7 тысяч рублей в месяц.
Выполняют задание устно в парах, ответ записывают в тетрадях, затем фронтально обсуждают результат.
Проводит фронтальную проверку сформированности умений различать постоянные и переменные издержки фирмы (по примерам на слайде 8):
- Затраты на рекламу продукции
- Приобретение топлива
- Оплата процентов по займам
- Выплата налога на имущество
- Зарплата управленческого персонала
- Расходы на заработную плату рабочих
- Амортизационные отчисления
- Уплата налога с продаж
Устно выполняют задание.
Организует по графику (слайд 8) анализ динамики средних издержек фирмы и построение графика предельных издержек.
Один ученик при помощи инстру-мента "Перо" выполняет задание у доски, остальные проверяют правильность его выполнения.
Организует работу с графиком (слайд 9) по определению оптимального объема производ-ства.
Один ученик работает у доски, остальные проверяют правиль-ность выполнения задания.
Этап закрепления нового материала
Организует индивидуальную практическую работу по вычислению общих и средних постоянных и переменных издержек фирмы, исходя из предельных издержек (данные таблицы также представлены на слайде 10).
Учащиеся получают индивидуаль-ные карточки с таблицей для расчетов и областями для построения графиков. По окончании расчетов проводят самопроверку, сравнивая резуль-таты с правильными ответами на слайде 11.
Организует построение на основе полученных данных графиков общих и средних издержек (слайды 12 - 13).
Один учащийся выполняет задание на доске (слайды 12-13), остальные – на карточках.
Организует анализ графиков с целью определения оптимального объема производства при рыночной цене 60 единиц (слайд 14).
Учащиеся определяют оптималь-ный уровень производства при заданной цене продукции и сдают карточки на проверку.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
Объясняет цель и суть домашнего задания – закрепить отрабатывав-шиеся на уроке умений и решить задачу по данным на слайде 15.
Записывают домашнее задание.
Подведение итогов урока
Просит учащихся высказать мнения о итогах урока, личной значимости изученного материала, оценить собственную деятельность на уроке.
Делают выводы, проводят саморефлексию деятельности на уроке, уровня освоения необходимых знаний и умений.
Эффективность используемых технологий:
применение интерактивной доски для демонстрации слайдов при организации фронтальной работы ускоряет работу за счет переключения слайдов у доски, а не у компьютера, облегчает контакт с классом за счет возможности выделения необходимых сведений при помощи инструментов «Указка» и «Маркер»;
использование парных форм работы позволяет развивать коммуникативные компетенции учащихся;
организация самостоятельной работы по решению задач и анализу графиков способствует формированию практических навыков и развитию экономического мышления учащихся;
применение интерактивной доски при работе с графиками усиливает наглядность, позволяет экономно расходовать учебное время и активизирует учебную деятельность учащихся;
использование инструментов "Перо" и "Ластик" при заполнении таблиц и построении графиков на заранее подготовленных шаблонах повышают эффективность работы учащихся;
использование ресурсов 1С: Школа «Экономика. Практикум» позволяет разнообразить формы работы учащихся, активизировать их познавательную деятельность, использовать самопроверку при оценке уровня знаний, а также экономит время на работу.