Познавательно-речевые занятия
|
Недели народно-прикладного творчества
|
Встречи с
народными умельцами села
|
Кукольный театр
(устное народное творчество)
|
Занятия родителей с детьми по возрождению народных традиций
|
Задачи и цели мы реализуем через экскурсии, познавательно-речевые занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, народно- прикладным творчеством, театрализованной деятельностью детей, народными праздниками, развлечениями с детьми и родителями, посиделками с родителями и учащимися школы и жителями села, знакомство с устным народным творчеством, фольклором, народными играми и игрушками, через встречи с народными умельцами нашего села, выставки рисунков, поделок.
Экскурсии: Ребенок очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов: Есть ли возраст у нашего села? А что было на месте нашего села раньше? Откуда взяли глиняную посуду? и т.д. А собранный и систематизированный нами материал по краеведению в «Русской горнице» дает ответы на многие вопросы наших детей. Цель экскурсии – не только осмотреть достопримечательность или какой-то другой объект, но и узнать его историю и интересные факты о нем
№
|
цель
|
дата проведения
|
1
|
Знакомство детей с горницей
|
сентябрь
|
2
|
Знакомство родителей с горницей
|
раз в квартал
|
3
|
Знакомство жителей села и гостей с горницей
|
по мере необходимости
|
Выставки:
№
|
тема
|
дата проведения
|
1
|
Чудо-утюги
|
сентябрь
|
2
|
Деревянная ложка
|
октябрь
|
3
|
В гостях у самовара
|
ноябрь
|
4
|
Посуда наших предков(чугун, плошка,
кринка,кувшин и т.д)
|
декабрь-январь
|
5
|
Народная мебель ( сундук, лавка, стол, полка,
скамейка и т.д)
|
февраль-март
|
6
|
Украшаем кокошник
|
апрель
|
7
|
Народный костюм
|
май
|
8
|
Времена года
|
1 раз в квартал
|
9
|
Золотая Хохлома
|
сентябрь
|
10
|
Чудо Дымка
|
ноябрь
|
11
|
Городец
|
январь
|
12
|
Голубая Гжель
|
март
|
13
|
Русская матрешка
|
апрель
|
14
|
Русь деревянная
|
май
|
15
|
Народные праздники
|
по плану
|
16
|
Народные игры и игрушки
|
|
Познавательно-речевые занятия: Предметы быта завораживают своей простотой и изысканностью детей,они бережно рассматривают их, трогают руками, проводят исследовательскую работу( например, пробуют есть деревянной, металлической и пластиковой ложкой) и высказывают свое мнение о том, какой ложкой удобнее есть.
№
|
Тема занятий
|
дата проведения
|
1
|
Чудо-утюги
|
сентябрь
|
2
|
Деревянная ложка
|
октябрь
|
3
|
В гостях у самовара
|
ноябрь
|
4
|
Посуда наших предков(чугун, плошка,
кринка,кувшин и т.д)
|
декабрь-январь
|
5
|
Народная мебель ( сундук, лавка, стол, полка,
скамейка и т.д)
|
февраль-март
|
6
|
Украшаем кокошник
|
апрель
|
7
|
Народный костюм
|
май
|
8
|
Золотое веретено
|
май
|
Тематическая неделя: «Чудо-ягода рябина», знакомит детей с народной традицией - изготовлением рябиновых бус, народными приметами, пословицами, поговорками.
№
|
Тема занятий
|
Дата проведения
|
1
|
Экскурсия в природу- знакомимся с рябиной
Ознакомление с окружающим миром- рассказ о рябине, народные приметы о рябине
|
понедельник
|
2
|
Рисование - рисуем рябинку
Ручной труд - изготовление бус из рябины
|
вторник
|
3
|
Лепка – ягода рябина
Развитие речи - стихи, пословицы, поговорки о рябине
|
среда
|
4
|
Аппликация – ягода рябина
Музыкальное – песни о рябине
|
четверг
|
5
|
Развлечение « Чудо – ягода рябина»
Выставка поделок детей и родителей
|
пятница
|
Недели тематических занятий по народно-прикладному творчеству: Роспись пленит душу ребёнка своей гармонией, ритмом, своей удивительной красотой, воспитывается чувство гордости, восхищение людьми труда, радость от соприкосновения с рукотворным миром старины
№
|
Тема занятия
|
дата
|
1
|
Золотая Хохлома
|
сентябрь
|
2
|
Чудо Дымка
|
ноябрь
|
3
|
Городец
|
январь
|
4
|
Голубая Гжель
|
март
|
5
|
Русская матрешка
|
апрель
|
6
|
Русь деревянная
|
май
|
План
проведения недели народно-прикладного творчества в дошкольной группе
«Русь деревянная»
(на основе материала местных умельцев)
Предварительная работа: экскурсии по селу, знакомство с деревянными строениями.
№
|
день недели
|
тема занятия
|
1
|
понедельник
|
- ознакомление с окружающим миром «Русь деревянная»
-конструирование и аппликация «Строим дом»
|
2
|
вторник
|
- познавательно-речевое в русской горнице: « В тереме расписном живу, к себе в гости всех зову» -рисование « роспись деревянных заготовок»
|
3
|
Среда
|
-лепка «В русской избе» -рисование по выбору на темы: «Мы построим новый дом», « В тереме расписном я живу»
|
4
|
четверг
|
Развитие речи «Деревянные игрушки»
Приглашение в горницу народного мастера села Заозерья
|
5
|
пятница
|
Итоговое занятие – развлечение « Русь деревянная» (с приглашением 1 класса и родителей)
Выставка рисунков, поделок.
|
Народные праздники, развлечения, посиделки: Праздники - это большая, яркая и содержательная игра, которая оставляет глубокий след в душе ребёнка. В народных праздниках фокусируется весь накопленный опыт духовно-нравственных эталонов русских людей.
№
|
название
|
дата проведения
|
1
|
Осенние посиделки
|
сентябрь
|
2
|
Нет милее дружка, чем родная матушка
|
ноябрь
|
3
|
Рождество
|
январь
|
4
|
Масленица
|
февраль
|
5
|
Вербное воскресение
|
апрель
|
6
|
Пасха
|
апрель
|
7
|
Троица
|
июнь
|
8
|
В гостях у сказки
|
октябрь
|
9
|
К себе в гости приглашаем, вкусным чаем угощаем!
|
Декабрь
|
10
|
Жаворонки
|
март
|
11
|
Что за прелесть эти сказки
|
май
|
Кукольный театр:
Сказки представляют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Они выразительно, с притягательной силой, доступно раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие духовные ценности. Сказки помогают ребенку оптимистически воспринимать мир. Мастерство и мудрость педагога заключаются в том, чтобы при ознакомлении со сказками озарить сердце ребенка светом и теплом, побудить его творить добро, наполнить его существо
“энергетикой радости”.
В систему занятий с детьми мы предлагаем ввести новую форму организации этического образования – кукольные занятия Сказки. На них мы не только рассказываем, но и показываем средствами театра игрушек, петрушек, масок, кукол, пальчиковым тетром ,помогаем понять основную нравственную идею произведения народного словесного творчества.
Способы, которые мы используем для глубокого понимания детьми духовно-нравственного смысла сказки:
1. Подготовка детей к восприятию сказки, как к серьезному и в тоже время
радостному событию. игры-забавы и развлечения, игра-труд, игры-хороводы и песни.
2. Эмоциональное усилие духовного момента ее содержания.
3. Коррекция нежелательных реакций детей.
4. Сравнивание поведения сказочных героев с этическим опытом детей.
5. Углубление сопереживания персонажам.
6. Перенос духовных усилий детей из сферы “Я - персонаж” в сферу “Я – другой человек”.
А конечный результат такой работы - это ребенок, который умеет жалеть,
помогать, защищать, выручать, страдать, терпеть, видеть и понимать душевное
состояние другого человека, творить добро и искренно, бескорыстно любить!
№
|
|
|
1
|
Показ сказки детьми
|
на занятиях, игровая деятельность
|
2
|
Показ сказки родителями
|
на занятиях, развлечениях
|
Предлагаем ввести в режимный момент( перед сном) чтение или прослушивание сказки.
В течении года мы с детьми окунаемся в волшебный мир сказок. В наших сказках есть всё: представления о добре, зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Встречи с народными умельцами села:
Пример взрослых, очень важен для воспитания дошкольника. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Встречи с народными умельцами села имеют свою цель- это привитие у детей любви к родному краю через народное творчество старшего поколения, уважение и почитание их.
№
|
приглашаем
|
дата проведения
|
1
|
Бугров Виктор Иванович – мастер по дереву
|
октябрь
|
2
|
Орехова Мария Константиновна – мастерица по изготовлению народных кукол
|
январь
|
3
|
Катырева Магдалина Александровна- кружевных дел мастерица
|
март
|
4
|
Ферманова Галина Алексеевна – знаток и умелица исполнять народные песни и частушки
|
май
|
Народные игры: В игре ребенок формирует нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.
№
|
Название игры
|
дата проведения
|
1
|
Пчелки
|
июнь
|
2
|
Теремок
|
сентябрь
|
3
|
Бояре мы к вам пришли
|
май
|
4
|
Горелки
|
октябрь
|
5
|
Вербочка
|
апрель
|
6
|
Заинька
|
ноябрь
|
7
|
Каравай
|
декабрь
|
8
|
Волк и гуси
|
май
|
9
|
Колокольчик
|
март
|
10
|
Овечки
|
июль
|
11
|
Арина
|
февраль
|
12
|
Медведи
|
август
|
Занятие родителей с детьми по духовно-нравственному воспитанию и возрождению народных традиций:
Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания и сохранения семейных традиций. Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный, духовно-нравственный, культурный и образованный человек, знающий и любящий традиции своей семьи и своего народа
№
|
Тема занятия
|
ответственный
|
дата
|
1
|
Жаворонки к нам летите, весну красну принесите!
|
Тушнева Т,В
|
март
|
2
|
Масленичные блины
|
Палицына ВВ
|
март
|
3
|
Масленичная кукла
|
Волкова ТА
|
март
|
4
|
Пасхальное яичко
|
Герасимова НА
|
апрель
|
5
|
Лукошко с загадками
|
Репина ВА
|
февраль
|
6
|
Бабушка сказительница
|
Макарычева ТИ
|
декабрь
|
Духовно-нравственное воспитание в детском саду - основа зарождения отечественной культуры, оно вступило в особо качественную стадию развития, предусматривающую интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь дошкольника, во все виды их деятельности, привлекая в эту деятельность социальных партнеров.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И мы считаем, что именно «Русская горница» помогает детям увидеть, прочувствовать удивительный исторический мир. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.