Духовно – нравственное воспитание детей в условиях сельской малочисленной школы.
Басалаева Н.Н., заместитель директора по дошкольному образованию МОУ Заозерской сош
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
В наше время очень важно не потерять ту связующую нить между прошлым и настоящим в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения, поэтому цель духовно – нравственного воспитания
Слайд № 2( цель)
Мы считаем, что духовно – нравственное воспитание детей является одной из главных задач образования и воспитания . Это закономерно, поскольку через духовно – нравственное воспитание рождается чувство патриотизма многогранное по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножить богатство своей страны. Дети с дошкольного возраста изучают культуру своих предков, их традиции. Именно акцент на знании истории народа, его культуры помогает нам и нашим детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям русского народа. С этой целью была создана в дошкольной группе « Русская горница».
Слайд № 3 ( Занятия в горнице)
А для продолжения изучения истории нашего заозерского края, создан еще и музей « Деревенского быта»
Слайд № 4 ( школьный музей)
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Мы воспитываем детей на материале, который позволяет формировать у нихпредставление о том, чем славен родной край, наше любимое село Заозерье.
Слайд № 5( Юные экскурсоводы в музее)
На экскурсии юные экскурсоводы с гордостью говорят о владельцах села: князьях Волконских, Одоевских, Ланских; о писателе – сатирике М.Е. Салтыкове - Щедрине, организовавшем в селе первую школу.
В духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких детям людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) мы знакомим с их нелегким военным детством . Как итог этих встреч- проведение конкурса « Бабушкина кукла».
Слайд № 6( выставка кукол)
Встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, участвуя в мероприятиях, посвященных Дню Победы, мы прививаем детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
К могиле летчика А.Андрюшко и к обелиску погибшим воинам мы приходим ежегодно, чтобы почтить память минутой молчания, чтобы провести Урок Памяти.
Слайд № 7( возложение венков…….)
Основной формой духовно-нравственного воспитания наших детей являются тематические занятия по народно-прикладному творчеству Названия этих недель говорит само за себя:« Золотая хохлома», «Голубая гжель», « Русская матрешка», «Городец» Так, например, занятия по теме :«Русь деревянная» ,знакомят детей с умельцами нашего села, с деревянными домами, игрушками, изделиями из дерева.
Слайд № 8(Экскурсия по селу, занятия…)
Не менее важным условием духовно - нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители с удовольствием включаются в учебно – воспитательный процесс и проводят с детьми занятия по знакомству с народными традициями, это и « Масленичные блины», «Масленица», «Жаворонки», « Вербное воскресение», « Пасхальное яичко» и ряд других, участвуют в проектной деятельности, готовят атрибуты к кукольному спектаклю и показывают его детям.
Слайд № 9 ( родители проводят занятия)
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Традиционными стали такие праздники: Троица, День села, День знаний День Матери, День пожилого человека, День Победы, Посиделки, Праздник последнего школьного звонка, Выпускной …
Слайд № 10 ( Посиделки)
Ежегодно выпускники школы приглашаются в дошкольную группу в удивительный мир детства, где они вспоминают, какими они были 11 лет назад и вместе с детьми играют в песочнице, катаются на машинках
Слайд № 11 ( Выпускники в дошкольной группе)
Мы считаем, что восстановление духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа возможно только с возрождением системы духовно-нравственного воспитания. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, социума и при поддержке государства . А прекрасный опыт работы в данном направлении уже имеется.
Мы работаем в тесном взаимодействии ( Слайд № 12- схема)
с социальными партнерами на уровне сельского поселения, чья роль четко прописана в комплексной программе по духовно – нравственному воспитанию ( Слайд № 13 – схема).
А еще нам повезло с научным руководителем, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии ИРО Гущиной Татьяной Николаевной.
Ведь только объединив усилия всех заинтересованных лиц, мы можем воспитать человека, сформировать его духовно-развитую личность, любящую свою страну, готовую творить и совершенствоваться.