Сценарий урока на тему "Фашизм и его характерные черты"
Submitted by Наталия Борисовна Андреева on чт, 17/02/2011 - 10:54
Методическое объединение
учителей истории и обществознания.
17.04.2007 г.
Предмет: история (урок – изучение нового материала, систематизация знаний по истории, обществознанию и литературе; урок интегрированный, комбинированный с применением созданных самими учащимися компьютерных презентаций по теме, опережающее обучение: материал ориентирован на учащихся 9 класса, но с учетом того, что класс сильный, используются и материалы для 11-го класса).
Тема урока: «Фашизм и его характерные черты».
Продолжительность: 2 урока по 45 минут.
Класс: 9.
Технологии:
§ Работа с электронным учебником и дополнительной литературой (в классе и дома);
§ Использование заранее созданной учителем презентации по теме (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора) и мультимедийного проектора, а также для отображения на экране созданных учениками компьютерных презентаций по заранее разданным темам;
§ Просмотр при помощи мультимедийного проектора видеосюжета – документальной хроники;
§ Интерактивные технологии, рефлексия.
Аннотация.
Использование ИКТ на уроках изучения нового материала на уроках истории позволяет разнообразить приемы и методы подачи нового материала, делает сложный фактологический материал более доступным, понятным. Ведь как утверждает древняя китайская пословица: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам - понял». Таким образом, урок ориентирован на всех: и аудиовизуалов, и видеовизуалов, и логистиков. Учащиеся сегодня владеют компьютерными технологиями не хуже, а подчас и лучше нас. И не использовать это - ошибка учителя. Эта возможность была мной использована максимально эффективно. Во-первых, при подготовке к этому уроку я распределила опережающие задания между учащимися, владеющими компьютером и выходом в ИНТЕРНЕТ. Эти презентации, созданные в программе MS Power Point, можно использовать на уроке в этом и впоследствии в другом классе. Во-вторых, дети подобрали материал, прежде всего интересный им самим, и это позволяет надеяться, что тема становится близка и понятна их одноклассникам. В-третьих, у учителя как говорится «глаз замылился», т.е. он может пропустить то, что кажется ему второстепенным, а детям этот материал может показаться более важным, чем весь остальной. Целесообразность проведения данного урока с использованием ИКТ заключается в коммуникативности как возможности непосредственного общения, оперативности представления информации и контроле за состоянием процесса. Интерактивные формы работы, используемые на уроке, позволяют организовать самоаттестацию, т.е. проверить знания учащихся без участия преподавателя. Таким образом, каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний по данной теме. Демонстрация компьютерных программ, подготовленных учителем, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.
На момент проведения урока учащиеся уже изучили курс «История России XX века», владеют приемам и методами работы с терминологией, историческими источниками, историческими личностями, умеют аргументировано защищать свои позиции. Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса.
На теоретическом этапе урока расставляется акцент на вопросах о том, что такое нация, толерантность, национальные конфликты и их виды, знание которых закрепляются в ходе работы с высказываниями знаменитых людей на заявленную проблему, а также при подготовке к самостоятельной работе.
После ознакомления с терминологией темы происходит знакомство с историческими событиями (презентации и видеосюжет), связанными с понятиями «фашизм», «расизм», «шовинизм», «антисемитизм» (еврейские погромы, концлагеря, гетто, расстрел армянского народа и т.д.). Далее происходит рефлексия с высказываниями учащихся по поводу увиденного и услышанного материала.
Совместно с учащимися формулируются характерные черты фашизма. Учащимся задается вопрос «Забыта ли тема фашизма сегодня?» Ответы учащихся. Затем совместно с учителем учащимися разрабатываются пути выхода из национального конфликта, пути мирного решения национального, религиозного вопросов.
В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, условия которых направлены на то, чтобы ученик научился мыслить самостоятельно, сопоставлять идеи, искать нужную информацию.
Конспект
урока истории в 9 классе по теме
«Межнациональные отношения на примере исторических событий. Фашизм и его характерные черты».
Цели урока.
дидактические:
- систематизация знаний по истории России, обществознанию, литературе;
- проверка уровня усвоения темы путем проведения самостоятельной работы;
- развитие у учащихся интереса к предмету через интерактивные методы проведения урока;
психологические:
- формирование и дальнейшее развитие познавательных операций по планированию и прогнозированию учебной деятельности;
воспитательные:
- формирование толерантности;
- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез сравнение, обобщение;
Тип урока: изучение нового материала.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
- Учебник «Новейшая история. 9 класс»;
- Учебник «Обществознание. 11 класс»;
- Поурочные разработки по истории и обществознанию;
- дополнительная литература:
ü Электронный учебник «От Москвы до рейхстага»;
ü Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 г.;
ü Энциклопедия «Всеобщая история»;
- презентация;
- тест – программы;
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний.
4. Устная работа.
5. Проверка самостоятельной работы.
6. Рефлексия.
7. Контролирующая самостоятельная работа.
8. Подведение итогов урока.
9. Постановка домашнего задания.
Ход урока.
Основное содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент
Регистрация в журнале
Приветствие учащихся.
Приветствие учителя.
2. Сообщение темы и цели урока.
Презентация
Слайд №1
После проверки готовности класса к уроку сообщает, что сегодня проводится урок-изучение нового материала по теме «Фашизм и его характерные черты».
Ставится задача: изучить новую тему и систематизировать имеющиеся знания по объявленной теме.
На: Сценарий урока на тему "Фашизм и его характерные черты"