Задать вопросы по теме «Воздух. Ветер» друг другу.
Работа в парах.
Ответы на вопросы:
- Как определить наличие воздуха в природе?
- Какие свойства воздуха знаете?
- Что такое ветер?
- Как образуется ветер?
- Как определить скорость и направление ветра?
- Как человек использует ветер?
- Что способствует загрязнению воздуха?
- Какие меры применяются для его очистки?
Подготовка к восприятию нового материала. 2 страница флипчарта (текст привязан к картинке и скрыт за пределами экрана).
1. Загадка.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
2. Предположение.
- Как вы думаете, откуда берутся облака?
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
Работа над новым материалом. 3 - 4 страница флипчарта (картинка скрыта с намеком правельного ответа, учащиеся пером пишут названия явлений природы.)
Загадки.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Рассыпался горох
На семьдесят дорог:
Никто его не подберёт. (Град)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
6. Физминутка.
- Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки) 5 страница флипчарта (Слово осадки скрыто под маленьким облачком, учащиеся подписывают названия явлений природы).
- Откуда же берутся осадки, например, дождь?
7. Объяснение учителя. 6 страница флипчарта (все части круговорота воды в природе двигаются для наглядной демонстрации непрерывного движения , учитель с помощью пера обозначает стрелочками движение воды, телеграфная лента сообщает о термине круговорот воды в природе )
8. Проведение опытас нагреванием воды и охлаждением пара. (при помощи 2 пробирок и горелки проводит учитель опыт)
9. Демострациякруговорота в природе.
Дождевая вода возникает не сама по себе. Вода, выпадающая на Землю в виде дождя, попадает в атмосферу из морей, рек, озёр и даже из мокрого белья, которое сушится на дворе. Когда бельё высыхает, вода становится частью воздуха. Влагу, содержащуюся в воздухе, называют водяным паром. Когда вода превращается в водяной пар, мы говорим, что она испаряется. Процесс испарения воды из морей, озёр и рек протекает непрерывно.
Когда воздух становится холоднее, водяной пар превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки такие лёгкие, что не могут упасть на Землю. Они зависают в воздухе, образуя облака. 7 страница флипчарта (название видов облаков скрыты под картинками)
. По форме облака делятся на несколько видов: перистые, кучевые и слоистые.
- Как вы думаете, почему их так называют?
10. Предположение учащихся.
11. Самостоятельное чтение текста в учебнике на стр.80-81
- Какие облака приносят моросящие дожди?
- Почему же выпадает дождь?
Тысячи капелек, образующих облако, объединяются в одну дождевую каплю.
Если вокруг очень холодно, капельки в облаках примерзают друг к другу и образуют снежинки.
- Какие ещё могут выпасть осадки?
Найдите в тексте сведения о других видах осадков.
12. Работа с учебником.
Выборочное чтение.
Что такое облако? 8 страница флипчарта (под картинкой скрыт правильный ответ на самостоятельную работу)
- Что такое туман? 9 страница флипчарта (под иллюстрацией скрыт правильный ответ на самостоятельную работу)
* Прочитай названия явления природы и определи вещество, из которого они состоят. (вода)
10 страница флипчарта (задание по учебнику: дана схема со скрытым ответом)
13. Закрепление изученного материала.
* Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы с которыми познакомились на уроке?
Если да, то для чего? 11 страница флипчарта ( текст вопроса с иллюстрацией)
Предположение и доказательство ответов учащихся.
Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее. Кому необходим прогноз погоды?
Прогноз погоды необходим и капитанам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строителям, и работникам сельского хозяйства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.