Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностика профессиональных установок подростков

Фото пользователя Ирина Константиновна Еремина
Submitted by Ирина Константиновна Еремина on Sat, 19/02/2011 - 13:14

 Диагностика профессиональных установок подростков

 
Средством для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок подростков, находящихся в ситуации выбора профессии, могут рассматриваться блоки высказываний, полученных в результате использования «Опросника профессиональных установок».
Пункты опросника профессиональных установок подростка
1. Я слишком плохо знаю мир профессий.
2. Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций.
3. От многого, сейчас ценного, я могу отказаться ради перспективных профессиональных целей.
4. Если на моем профессиональном пути возникнут проблемы, то никак не из-за недостатка у меня ума.
5. Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе.
6. В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужны чьи-либо поддержка и помощь.
7. Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения.
8. Я отличаюсь от других, поэтому и моя профессия будет особенной.
9. Нет сомнений, когда я выберу профессию, приложу все силы, чтобы стать первоклассным специалистом.
10. Мои требования к профессии такие же обычные, как и моих сверстников.
11. В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решимости.
12. Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно.
13. Я в состоянии многое в себе изменить, чтобы соответствовать будущей профессии.
14. В будущей профессии я обязательно найду применение всем своим качествам.
15. Я чувствую себя значительно уверенней, когда знаю, что мой профессиональный выбор волнует и других.
16. Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии.
17. Описания различных профессий имеют чаще всего не очень объективный характер.
18. Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности.
19. У меня достаточно способностей, чтобы стать очень хорошим специалистом.
20. Мне кажется, что обычно не создается условий, чтобы человек работал с полной отдачей.
21. Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь.
22. Даже если профессия уже выбрана, стоит еще раз подумать на эту тему.
23. Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость.
24. Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будут сопутствовать счастье и удача.
25. В выборе профессии я слишком поддаюсь внешним влияниям, советам, примерам.
26. Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии.
27. Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства.
28. Я чувствую эмоциональный подъем при мысли о возможностях, которые откроет передо мной моя будущая профессия.
29. Препятствия на моем профессиональном пути я обязательно преодолею, даже отказываясь при этом от чего-то личного.
30. Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого.
31. Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии.
32. Я не доверяю внешней привлекательности профессии.
33. В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию.
34. Мой профессиональный выбор будет окончательным раз и навсегда.
35. Я, вероятно, уступлю, если меня слишком настойчиво будут убеждать выбрать ту или иную профессию
36. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.
37. Я не очень доверяю чувствам в выборе профессии.
38. Главное в моей будущей профессии – добиться личных достижений.
39. В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное.
40. В любом случае, если есть возможность учиться  дальше, не следует торопиться идти работать.
 
В результате обработки ответов можно выделить пять основных факторов структуры профессиональных установок.
 
Первый фактор (F 1), «нерешительность в профессиональном выборе», объединяет высказывания, характеризующиеся чувством нерешительности, трудностью с началом деятельности, отсутствием четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, плохой информированностью о мире профессий. Соответственно при низких знаниях, полученных при ответах на вопросы этого фактора, можно говорить о решительности и уверенности профессионального выбора.
Второй фактор (F 2), «рационализм профессионального выбора», характеризуется основательностью, рационализмом, рассудочностью, готовностью действовать по плану, после обстоятельных размышлений, неимпульсивностью. Противоположный полюс этого фактора можно рассматривать как показатель импульсивности и неосновательности.
Третий фактор (F 3), «оптимизм в отношении профессионального будущего», связан с идеализацией, «юношеским максимализмом», чувством избранности, с ощущением, что абсолютно все проблемы могут быть решены. Противоположный полюс – реализм профессионального выбора.
Четвертый фактор (F 4), «высокая самооценка», характеризуется завышенной самооценкой, верой в свои силы и способности, чрезмерным доверием своему субъективному впечатлению, упорством и готовностью к преодолению трудностей. Низкие значения этого фактора могут свидетельствовать о заниженной самооценке и наличии неудачного опыта решения жизненных задач.
Пятый фактор (F 5), «зависимость в профессиональном выборе», объединяет высказывания, связанные с несамостоятельностью, податливостью, зависимостью от других, с социальной незрелостью. Противоположный полюс этого фактора – независимость в профессиональном выборе.
 
Памятка выпускнику
 
Для того чтобы выбрать свою будущую профессию, составить свой личный профессиональный план, тебе необходимо:
• владеть информацией о мире профессий;
• иметь сформированное представление о собственном «Я»;
• уметь планировать свои действия и уметь принимать решения;
• сформировать личные профессиональные планы;
• понять, насколько осознан и реалистичен выбор профессии;
• осознавать мотивы своего выбора;
• знать, есть ли ограничения по здоровью;
• знать, насколько твоя семья в состоянии материально обеспечить исполнение твоих планов;
• знать моменты, способствующие и препятствующие реализации личных профессиональных планов;
• иметь альтернативы выбора профессии и учебного заведения;
• желательно определить психологически противопоказанные сферы деятельности.
 
Помни, что никакие специальные психологические методы определения твоих способностей не являются «палочкой-выруча-лочкой», они служат дополнительным средством для твоего самостоятельного и осознанного жизненного выбора.

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Классный  руководитель в современной школе