Submitted by Елена Владимировна Чебыкина on пн, 21/02/2011 - 12:19
Тема: «Растровая графика. Интерфейс растровых графических редакторов»
Цели урока:
• Знакомство учащихся с растровыми графическими изображениями, особенностями растровой графики, интерфейсом растрового графического редактора, форматами растровых графических файлов;
• Воспитание информационной культуры и внимательности учащихся;
• Развитие познавательных интересов, расширение кругозора учащихся; развитие навыков работы с клавиатурой и мышью.
Оборудование:
Доска, компьютер, проектор.
План урока:
1. Орг. момент 1 мин
2. «Знаете ли вы, что…?» 4 мин
3. Теоретическая часть 15 мин
4. Практическая часть 15 мин
5. Домашнее задание 2 мин
6. Рефлексия 6 мин
7. Итог урока 2 мин
Ход урока
1. Орг. момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. «Знаете ли вы, что …?»
1. Все графические изображения делятся на растровые и векторные.
2. Графическая информация может быть представлена в аналоговой и дискретной форме.
3. В процессе преобразования из одной формы в другую изображение изменяется.
4. Происходит с изображением при изменении его размеров.
3. Теоретическая часть
Все компьютерные изображения разделяют на два типа: растровые и векторные.
Растровые графические изображения формируются в процессе преобразования графической информации из аналоговой формы в цифровую, например, в процессе сканирования существующих на бумаге или фотопленке рисунков и фотографий, при использовании цифровых фото- и видеокамер, при просмотре на компьютере телевизионных передач с использованием ТВ-тюнера и так далее. Можно создать растровое графическое изображение и непосредственно на компьютере с использованием графического редактора, загрузить его с CD-ROM или DVD-ROM-дисков или «скачать» из Интернета.
Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет.
Пиксель - минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом.
Качество растрового изображения зависит от размера изображения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя.
Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.
Уменьшенное Исходное Увеличенное
изображение изображение изображение
Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графические редакторы также можно разделить на две категории: растровые и векторные.
Растровые графические редакторы являются наилучшим средством обработки фотографий и рисунков, поскольку растровые изображения обеспечивают высокую точность передачи градаций цветов и полутонов.
Графический редактор — это программа создания, редактирования и просмотра графических изображений.
Среди растровых графических редакторов есть простые, например стандартное приложение Paint, и мощные профессиональные графические системы, например Adobe Photoshop.
Форматы графических файлов
Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия).
Некоторые форматы графических файлов являются универсальными, так как могут быть обработаны большинством графических редакторов. Некоторые программы обработки изображений используют оригинальные форматы, которые распознаются только самой создающей программой.
Рассмотрим некоторые форматы графических файлов более подробно.
Bit MaP image (BMP) — универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.
Tagged Image File Format (TIFF) — формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами.
Graphics Interchange Format (GIF) — формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Portable Network Graphic (PNG) — формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Joint Photographic Expert Group (JPEG) — формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
4. Практическая часть.
Простейший графический редактор, входящий в состав ОС Windows и предназначенный для работы с растровыми изображениями.
Paint представляет собой средство для рисования, с помощью которого можно создавать простые или сложные рисунки. Эти рисунки можно делать черно-белыми или цветными и сохранять их в виде файлов. Созданные рисунки можно выводить на печать, использовать в качестве фона рабочего стола либо вставлять в другие документы. Paint можно использовать даже для просмотра и правки снятых с помощью сканера фотографий.
Графический редактор Paint используется для работы с точечными рисунками формата JPG, GIF или BMP. Рисунок, созданный в Paint, можно вставить в другой документ или использовать как фоновый рисунок рабочего стола.
Внимательно рассмотрите находящееся перед вами приложение:
Графический редактор включает несколько областей:
- рабочее поле;
- главное (текстовое) меню;
- панель инструментов (пиктограмм);
- палитру цветов.
Рассмотрим назначение каждого элемента панели инструментов:
- Выделение позволяет вырезать прямоугольный элемент
- Выделение произвольной формы
- Ластик стирает часть рисунка при нажатии левой кнопки мыши или заменяет основной цвет на фоновый, при нажатии правой
- Заливка заполняет цветом одноцветную область рисунка
- Выбор цвета определяет цвет фрагмента при выполнении на нем щелчка и устанавливает его в качестве основного или фонового цвета
- Масштаб увеличивает / уменьшает фрагмент рисунка
- Карандаш рисует как обычный карандаш при нажатой левой или правой кнопкой мыши
- Кисть используется как карандаш, но рисует более толстыми линиями, форма кисти может быть различной
- Распылитель распыляет краску рисованного объекта при нажатой левой или правой кнопки мыши
- Надпись позволяет включить текстовый элемент, который сохраняется как рисунок
Графические примитивы на панели инструментов:
- Линия проводит прямую линию при нажатой левой кнопке мыши (удерживая клавишу Shift, можно получить строго вертикальную, горизонтальную линию или под углом 450)
- Кривая рисует прямую линию, которую затем можно изгибать 2 раза, отводя мышь в сторону от рисунка
- Прямоугольник создает прямоугольник или квадрат путем перетаскивания мыши с нажатой левой кнопкой
- Многоугольник для рисования многоугольника необходимо щелкать в каждой его вершине
- Скругленный прямоугольник то же, что и прямоугольник, но углы скруглены
- Эллипс рисует овалы и круги
Теперь попробуем с помощью графических примитивов нарисовать простейшие рисунки:
5. Домашнее задание
§1.2.1 «Растровая графика», ответить на контрольные вопросы к параграфу, задание для самостоятельного выполнения 1.9
6. Рефлексия
1. Как формируется растровое графическое изображение?
2. Какими особенностями обладает растровое графическое изображение?
3. Что такое графический редактор?
4. Какие растровые графические редакторы вы знаете?
5. Какие инструменты графического редактора Paint вы знаете?