Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с существительными" (по технологии полного усвоения знаний)
I Организационный момент.
Добрый день, ребята! А если я заменю слово "ребята" на слово "приятели"? Добрый день, приятели! Наверное, я вправе обратиться к вам сегодня так, потому что в "Толковом словаре" С. И. Ожегова слово "приятель" расшифровывается следующим образом:
"Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях".
Присоединим приставку не к этому существительному и создадим новое слово с новым противоположным лексическим значением:
Неприятель - противник, враг, враждебно настроенный человек.
Как вы думаете, с какой темой в разделе "Имя существительное" мы сегодня познакомимся? (Следуют ответы учащихся, запись темы урока в тетрадях "Не с существительными").
II Постановка целей урока:
усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными;
закрепление навыка правописания не с существительными (на результат ориентируют эталоны на "4" и на "5", в которых цели прописаны детально).
Эталон на "4".
I Знать:
правило слитного и раздельного написания не с существительными.
II Уметь:
правильно писать существительные, которые без не не употребляются;
правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без не или близкими по значению выражениями;
правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи союза а;
графически обозначать орфограмму № 32.
III Применять знания:
правило слитного и раздельного написания не с существительными в тексте;
находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.
Эталон на "5".
Планируемые достижения на "4" +
IV Уметь:
правильно писать не с существительными в частных случаях, когда таких слов с не в языке нет, так как нет таких предметов;
придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы № 32 (эталоны находятся на каждом столе в файле документов к уроку).
Итак, что нужно знать и уметь, чтобы получить "4"? (Ученики вслух зачитывают критерии).
А чем этот эталон отличается от эталона на "5"? (Ученики сравнивают и зачитывают ответ).
III Орфографическая задача (проблемная ситуация).
Кто (б) (ни) был ты о мой читатель друг (не) друг я хочу расстат?ся нынче как приятель.
(А. С. Пушкин).
Решите записанную на доске орфографическую задачу:
- как написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?
(Оказывается, мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).
IV Работа с учебником. Знакомство с теоретическим материалом.
У нас есть подсказка - теоретический материал параграфа 38 учебника на странице 82 - 83.
Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно.
(После работы в парах - опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией примерами, записанными на доске:
Неряха - не - это простое отрицание, значит должно существовать и слово ряха; оно и впрямь живёт в диалектах русского языка и означает "женщина - чистюля".
Недруг (враг).
Не друг, (а враг).
А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 "а" класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:
- Ты был в зоопарке?
- Был.
- Обезьян видел?
- Видел.
- Крокодила видел?
- Видел.
- Слона видел?
- Видел.
- Неслона видел?
- ?! Не понял!
Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.
Позвольте представить вам миниатюру Э. Шима "Прохожий и лягушки".
-Чу, бубенцы на дороге звонят!
- Это не бубенцы!
- Чу, роднички в овраге побулькивают!
- Это не роднички!
- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!
- Это не гром!
- Да что же это такое?
- Это мы, лягухи, в канаве урчим!
(Как нужно написать не со словами бубенцы, роднички, гром?)
V Закрепление. Тренировочные упражнения.
Первых результатов по эталону мы достигли. Что же ещё мы должны уметь, если обратиться к теме урока и нашему эталону?
(Ребята зачитывают критерии).
Упражнение № 1.
Задание:
Выпишите существительные, которые без не не употребляются.
(Что значит "слово не употребляется без не"? Без не оно теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово "невольник". Если отнять не, то получится "вольник", такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы говорим, что слово "невольник" без не не употребляется).
(У последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом "годиться" и отрицанием не догадаться можно; неожиданным является его старое значение: "рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе").
Я хочу познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).
Упражнение № 2.
Задание:
Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.
Ложь -
Беда -
Противник -
Глупость -
Рабство -
Рассеянность -
Возмущение -
Слякоть -
Сомнение -
Болезнь -
Подозрительность -
(Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).
Идём дальше… А собственно, куда идём? Смотрим не на меня, а в эталон: что выполнили, а что ещё предстоит выполнить?
(Ученики зачитывают следующий критерий умений).
Упражнение № 3.
Слово "противопоставление" - сложное, оно означает процесс или результат процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое. Например, "не приятель, а враг". Внешний признак противопоставления - наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает что-то, другой - отрицает и указывает на другое, например,
- Ты грибы несёшь?
- Дождь несу! Не грибы домой несу - одни дождинки на носу.
Задание:
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а …
(Не)счастье помогло исследователю, а …
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
(Не)друг ты мне, а …
(Не)воля ожидала его, а …
Упражнение № 4.
Задание:
В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
VI Текущий тест: первичная проверка усвоения материала
по теме "Не" с существительными".
I Найдите неверное утверждение.
Нес существительными пишется слитно:
если существительное с не может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.
II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:
(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.
III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":
(не)доверие;
(не)ряха;
(не)правда;
(не)видимка;
(не)вежливость;
(не)везенье.
IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:
а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:
слитное написание -
раздельное написание с не -
Это горе - всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
Богатый бедному (не)брат.
(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
Потерявшийся ребёнок,
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:
Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).
VII Творческое задание для выполнивших тест:
Составьте 3 предложения, употребив все случаи написания не с существительными на тему "Школа".
VIII Домашнее задание:
выучить правило параграфа 38, при ответе привести свои примеры;
выполнить упражнение 220: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные написания с не, затем - раздельные.