Submitted by Елена Ивановна Фролова on Fri, 25/02/2011 - 00:15
Типы химических реакций
План-конспект урока химии в 7 классе (пропедевтика)
Цель: Начать формирование знания учащихся о типах химических реакций, осуществляя последовательность: от восприятия, осмысления и обобщения знаний по указанной теме к формированию у учащихся основных мировоззренческих понятий на основе развития интеллектуальных навыков.
Задачи: 1)образовательные: продолжить формирование представлений о многообразии химических превращений, их сущности; сформировать у учащихся понятия «реакция разложения», «реакция соединения» и «реакция замещения» на основе атомно-молекулярного учения; творческое закрепление знаний по теме «Закон сохранения массы веществ»; продолжить работу над формированием умения применять знания в новой ситуации - упражнения - это приобретение умений, навыков закрепления усвоенного;
2) воспитательные: развитие диалектических представлений; умение применять теоретические познания на практике, способствовать воспитанию умения работать как самостоятельно, так и в паре при выполнении лабораторного опыта, повышение самооценки учащихся.
3) развивающие: развитие интеллектуальных навыков: закрепить умения сравнивать, сопоставлять, анализировать; формировать представление о причинно-следственных связях явлений, научить творческому, нестандартному переносу знаний на новые, незнакомые для учащихся объекты, и привитие интереса к изучаемой теме.
ДЕВИЗ:Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение. Плутарх.
Тип урока. Урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока. Урок – эврика.
Оборудование и реактивы. Мультимедийная установка, инструкционные карточки по проведению экспериментального задания, правила по технике безопасности, прибор для разложения малахита, известковая вода.
На ученических столах: - раствор CuSO4 в пробирке, железный гвоздь на нитке.
1. Химическая разминка - Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (беседа по вопросам).
1)Почему при горении спиртовки масса спирта постоянно уменьшается? Не нарушается ли при этом закон сохранения массы веществ?
2)Как вы объясните увеличение массы железной детали при ржавлении?
3)Как вы объясните тот факт, что при окислении 1 кг жира у верблюда образуется 1 кг 100 г воды.
4)Что означает индекс в формуле и коэффициент в уравнении реакции?
5)Расставить коэффициенты в уравнениях реакций.
а) Fe + O2 → Fe3O4
б) CH4 → C + H2
Выводы:
4. Мозговой штурм - Введение новых знаний.
Число изученных химических реакций очень велико. Простейшие из них можно разделить на четыре группы: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
В реакцию соединения могут вступать два простых вещества. Например, магний горит на воздухе ослепительно-ярким пламенем (рис. и видео).
В результате образуется сложное вещество – оксид магния:
2 Mg + O2 = 2 MgO
Реакции, при которых из двух или более исходных веществ образуется одно сложное вещество, называются реакциями соединения.
В реакции соединения могут участвовать простое и сложное вещество. Так, оксид серы (IV) в присутствии катализатора соединяется с кислородом, образуя оксид серы в высшей степени окисления – оксид серы (VI) SO3:
2 SO2 + O2 = 2 SO3
Эта реакция используется при производстве очень важного вещества – серной кислоты. Заключительная стадия этого процесса также представляет собой реакцию соединения:
SO3 + H2O = H2SO4
Последняя реакция представляет собой соединение двухсложных веществ – оксида серы (VI) и воды.
Реакции разложения
«Химическими антонимами» реакций соединения являются реакции разложения. Проведем реакцию нагревания малахита. Следите внимательно за признаками реакции. Д.О.Положим в сухую пробирку немного порошка малахита. Какого он цвета? Нагреем пробирку. Что наблюдаете? Какая жидкость конденсируется на стенках пробирки? Зажжем лучину и внесем её в пробирку. Что происходит? О выделении какого газа это свидетельствует? Перечислите вещества, образующиеся при разложении малахита.
Очевидно, нетрудно будет дать определение таким реакциям.
Реакции, при которых из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ, называются реакциями разложения.
!
Например, при разложении оксида ртути (II) HgO образуется два простых вещества: ртуть и кислород.
Реакции замещения
Оч. умелые ручки и внимательные глазкиТехника безопасности Л.О.Заполните пробирку примерно на 1/4 раствором медного купоросаCuSO4. Обратите внимание на цвет раствора. Опустите в пробирку железный гвоздь. Что происходит? Как меняется цвет раствора? Чем покрывается поверхность гвоздя?
Если железный гвоздь или металлическую скрепку опустить в раствор сульфата меди (II), поверхность металла изменяет свой цвет. Удивительное дело: светло-синий раствор «окрашивает» железо в красно-бурый цвет. Конечно, изменение цвета – признак протекания химической реакции. Сущность ее заключается в том, что железо вытесняет медь из раствора соли, металлы как бы «меняются местами»:
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4
Реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы другого элемента в
сложном веществе, называются реакциями замещения.
Эту реакцию нельзя отнести ни к реакциям разложения, ни к реакциям соединения.
На реакциях замещения основано получение многих металлов из их оксидов. Например, хром вытесняют из оксида хрома (III) алюминием:
2 Al + Cr2O3 = 2 Cr + Al2O3
5,6. Гимнастика ума - Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. Оперирование знаниями в новых ситуациях.
1.Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций. Указать
их тип.
а) Al2O3 → Al + O2
б) Zn + HCl → ZnCl2 + H2
в) P + O2 → P2O5
2. Какие по составу вещества нельзя получить в результате
реакции соединения и нельзя подвергнуть реакциям разложения?
3. На месте знаков “?” правильно заполните пропуски в уравнениях
химических реакций:
Ca + 2HCl = Ca”?” + H2
2Mg + “?” = 2MgO
2H2”?” + 3O2 = 2H2O + 2SO2
Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3”?”O
7. Момент истины - Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Вариант 1.
Расставить коэффициенты в уравнениях следующих реакций и указать их тип:
а) Na + I2 → NaI
б) Zn + CuSO4 → Cu + ZnSO4
в) CuO → Cu + O2
Вариант 2.
1. Расставить коэффициенты в уравнениях следующих реакций и
указать их тип:
а) Na + Cl2 → NaCl
б) Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4
в) HgO → Hg + O2
Вариант 3.
1. Расставить коэффициенты в уравнениях следующих реакций и
указать их тип:
а) H2 + I2 → HI
б) Zn + H2SO4 → ZnSO4
в) H2O → H2 + O2
8.Определение и разъяснение домашнего задания. Сообщение домашнего задания и комментарий к нему.
Прочитать § 20 с. 69-70
Выполнить задание № 3 с. 71 письменно.
Повторить §§ 18, 19
См. приложение 2
9.Учитель вместе с учениками кратко подводит итоги урока,
сообщает оценки и комментируетих.
Сегодня на уроке мы повторили основные понятия темы «Химические реакции»: химические уравнения, типы химических реакций. Закрепили навыки расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций и составления формул веществ.
Урок окончен. Спасибо за работу на уроке.
Приложение 1.
Инструкционная карта для выполнения лабораторного опыта
Оч. умелые ручки и внимательные глазки.
Лабораторный опыт.
Заполните пробирку примерно на 1/4 раствором медного купоросаCuSO4.Обратите внимание на цвет раствора. Опустите в пробирку железный гвоздь. Что происходит? Как меняется цвет раствора? Чем покрывается поверхность гвоздя?Запишите уравнение этой химической реакции.
Вам пригодятся некоторые простые советы, предупреждения и напоминания, которые обязательны для всех юных химиков, какими бы многоопытными они себя ни считали.
Вот семь обязательных условий.
Первое и главное условие: строго и точно соблюдайте все рекомендации к проведению опытов: количество вещества, порядок смешивания исходных реагентов и т.д. Это очень важно! Ведь одна и та же химическая реакция может идти по-разному, если изменить условия опыта.
Второе условие: никогда не смешивайте два реактива просто чтобы посмотреть, что получится.
Третье условие: не используйте для опытов посуду, из которой едят.
Четвертое условие: храните реактивы в особых склянках или коробках. На них обязательно наклейте этикетки и напишите, что находится внутри.
Пятое условие: не оставляйте грязной посуды.
Шестое условие: никогда не берите реактивы руками, не наклоняйтесь над склянками, в которых идут реакции, не нюхайте вещества с едким запахом. Берегите и одежду, и кожу, и прежде всего глаза от брызг и крупинок. Это условие коротко можно сформулировать так: будьте всегда осторожны!
Седьмое условие, которое вы обязаны выполнять, если хотите стать настоящими экспериментаторами: приступайте к работе только после того, как вам будут ясны все ваши действия. Еще до начала работы внимательно прочтите описание опыта от начала до конца. Запишите все, что вам может понадобиться: посуда, реактивы, штатив, держалки и тому подобное, вплоть до тряпки. Разложите их на рабочем месте так, чтобы все было под рукой. И только после такой подготовки приступайте к работе.
Приложение 2
Повторение – мать учения. – Домашнее задание
Прочитать § 20 с. 69-70
Выполнить задание № 3 с. 71 письменно.
Повторить §§ 18, 19
Принести по 2 разные конфетки.
* Составить ребусы с названиями типов химических реакций.
* Минисочинение «Типы химических реакций».
* Выберите уравнение любой химической реакции из § и смоделируйте из пластилина или солёного теста тип реакции.
*Стихотворения, пословицы, поговорки о химических реакциях.
*Составить тесты с указанием типов химических реакций.
*Найти в литературной подпорке в школьной библиотеке развивающие задачи.
*Сообщение «Химические реакции в быту».
*Сообщение «Роль русских и советских ученых в изучении химических реакций».
*Придумать виртуальные опыты по теме «Типы химических реакций».
*Составить химическое лото.
*Подготовить презентацию «Типы химических реакций»
*Разработать анимацию по теме «Типы химических реакций».
*Найти в Интернете flash-ролики по теме.
*Выпустить газету «Химические реакции вокруг и внутри нас».
*Придумать вопросы химической викторины «Типы химических реакций».