Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Н.С. Хрущев. Два цвета времени.

Submitted by Лариса Николаевна Тутова on Sat, 26/02/2011 - 18:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тутова Л.Н.
Место работы, должность: 
ПСШ №1, учитель истории и обществознания
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
- выявить целесообразность реформ в СССР, проводимых по инициативе Н.С.Хрущева, вскрыть их противоречивый характер; - продолжить работу по формированию аналитических навыков учащихся на основе анализа исторических документов, схем и обсуждения проблемных вопросов; - воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому и историческим деятелям, формировать навыки работы в коллективе.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Краткое описание: 
Данный урок предполагает, что учащиеся уже знакомы со следующими вопросами раздела «СССР в 1953-1964г.г.»: - борьба за власть, победа Н.С.Хрущева; - попытки реформирования и демократизации политической жизни советского общества; - духовная жизнь: «оттепель». Материал о реформах в экономической и социальной сферах самостоятельно прочитан дома школьниками с ориентацией на задание: Дать оценку реформаторской деятельности Н.С.Хрущева.

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать исторические события, происходившие в СССР в 1953-1964г.г. Это время мы связываем с именем политического лидера Н.С.Хрущева. Вы уже знаете о том, как он пришел к власти, какие изменения внес в политическую и культурную жизнь нашей страны.

Вспомним события того времени ( Задание: соотнеси даты и события)

Задание:

 Наполни содержанием следующие термины и выражения (раздаю карточки), определи свое место в цепочке.

Цель: по принципу «Живой линии» проводится работа по терминологии темы, позволяющая актуализировать изученный фактический материал.

Слова на карточках: «20 съезд КПСС», «О культе личности», «Реабилитация жертв репрессий и народов», «Оттепель», «Управляемая десталинизация». «Дело Б.Пастернака», «Программа КПСС», «Идеологический контроль».

 

Все события, о которых вы говорили, несут на себе неизгладимый отпечаток личностных качеств самого лидера – Н.С.Хрущева. Это был совершенно необычный политик.

 Каким же он представляется вам?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, даю задание:

 - подберите ключевые слова или выражения, характеризующие характер Н.С.Хрущёва, проявившийся в уже известных вам действиях, и внесите их в таблицу.

 

направления деятельности

ключевые слова или выражения

Борьба Хрущева за власть как воспитанника сталинской школы

жесткость, расчетливость, беспрекословная исполнительность, интриганство

Выступление на 20 съезде

смелость, решительность

Проведение политических реформ (политика десталинизации)

энергичность, игнорирование чужих мнений, поспешность в принятии решений

Отношения с творческой интеллигенцией

недостаток общей культуры, грубость

 Выводы по заполненной таблице

Целеполагание:

 

В ходе урока предлагаю решить проблему:

 

 

Групповая работа

Цель: получение новой информации (изучение документов и учебных пособий), необходимой для решения проблемы

Задания группам:

 

 

 

В ходе работы все группы ориентируются на вопросы:

      -   какие цели были поставлены в данной области?

 

 

1гр.- реформы в промышленности;

2гр.- реформы в сельском хозяйстве;

3гр.- административные реформы;

4гр.- социальные реформы.

 

Документы для группы 1. Реформы в промышленности.

 

Из речи Председателя Совета министров СССР Г.М. Маленкова на сессии Верховного совета СССР (8.08.1953г.)

До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности…

Из доклада Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС (1956г.)

Нашлись “мудрецы”, которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие легкой промышленности…

Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы еще не перегнали наиболее развитые капиталистические страны, что уровень производства у нас пока еще недостаточен для обеспечения зажиточной жизни всех членов общества, что в стране еще много недостатков и неорганизованности в хозяйственном и культурном отношении.

Из постановления пленума ЦК КПСС 10-18 января 1961г.

Советский Союз находится ныне на новом этапе исторического развития – на этапе развернутого строительства коммунистического общества. Сейчас наша страна имеет такую мощную индустрию, такую могучую оборону, что она не в ущерб дальнейшему развитию промышленности и укреплению обороны может выделить больше средств  для дальнейшего подъема благосостояния народа.

Вопросы:

 

 

 

Учащиеся приходят к выводу, что реформы в промышленности носили противоречивый характер т.к. несмотря на развитие машиностроения, ВПК, освоение космической программы и т.д., развитие шло экстенсивным путем, не принимались новые направления в науке, в целом, отмечалось снижение темпов экономического роста.

Документы для группы 2. Реформы в сельском хозяйстве.

Из доклада секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущеве на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953 г.   ;

Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и совхозов в росте урожайности сельскохозяйственных культур и развитии общественного животноводства. В этих целях Совет Министров СССР и Президиум Центрального Комитета партии признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель и овощи... Важно вместе с тем отметить, что розничные цены на продукты животноводства, картофель и овощи не повышаются, а, наоборот, ежегодно снижаются. Линия на снижение розничных цен на предметы потребления будет проводиться и впредь.

Вопросы:

 

 

Из программы КПСС, принятой XXII съездом партии

На определенном этапе общественное хозяйство колхозов достигнет такого уровня развития, когда станет возможным за счет его ресурсов полностью удовлетворять потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство постепенно себя изживет экономически. Когда общественное хозяйство колхозов сможет полностью заменить личное подсобное хозяйство колхозников, когда колхозники сами убедятся в том, что им невыгодно иметь приусадебное хозяйство, они добровольно откажутся от него.

Вопросы: Какие последствия для развития сельского хозяйства СССР имела реализация партийной установки? К чему это привело на практике?

 Из воспоминаний целинника

Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально-технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой  проблемы. Но иной подход был в то время невозможен.

Вопросы:

1. Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?

 

Из воспоминаний первого секретаря ЦК КП Украины П.Е. Шелеста.

8 августа 1963г., из Москвы мне позвонил Подгорный и по поручению Хрущева передал, что Украина должна сдать не менее 750 млн. пудов хлеба. В стране очень тяжелое положение с хлебом, из Казахстана ожидали получить 960 млн. пудов, а получили не более 200-250. Сибирь и Алтайский край должны были дать 250 млн. пудов, а дадут 10-15 млн. Подгорный продолжал: “На закупку хлеба за границей не пойдем. Надо максимально провести экономию хлеба, сократить ассортимент выпечки хлебобулочных изделий, в том числе и белого хлеба. При выпечке хлеба подмешивать картофель, отруби, кукурузу, увеличить влажность хлеба, добавить соли при выпечке хлеба. Возможно, ввести карточки на хлеб”.

Вопросы:

 

Учащиеся приходят к выводу, что реформы в сельском хозяйстве были проблемными. Колхозы остались без средств, происходило отвлечение огромных сил и средств на подъем целины, в Казахстане и Сибири возникли экологические проблемы, а кукуруза прижилась только в южных районах. Личное подсобное хозяйство распалось, человек бежал от земли

Документы для группы 3. Административные реформы.

Из воспоминаний К.Ф. Катушева, работавшего в 50-е гг. секретарем парткома Горьковского автомобильного завода.

На первом этапе, когда совнархозы создавались с учетом существующего административного деления в каждой области, они оказали благотворное влияние на экономическую деятельность регионов тем, что успешно преодолевали межведомственные и отраслевые барьеры, способствовали оперативному решению многих хозяйственных вопросов, развивали инициативу и самостоятельность местных советских и хозяйственных органов.

К сожалению, этот период оказался непродолжительным…(Хрущев), послушав советы тех, кто больше всего боялся децентрализации управления, пошел на укрупнение совнархозов. Теперь они уже создавались как межобластные управления народного хозяйства и, естественно, вызывали конфликты местных и областных… органов с руководителями совнархозов. В результате, разумный поиск более совершенной системы управления после отставки Хрущева был похоронен.

Вопрос: в чём, на ваш взгляд, положительные и в чём отрицательные административные управленческие реорганизации Н.С Хрущёва?

Учащиеся приходят к выводу, что наряду с наукой и техникой Хрущев видел не менее важным направлением в своей экономической политике административные реорганизации. Местные советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. С одной стороны, это укрепило экономические права местных властей, но с другой стороны – ударили по единой технической и технологической политике. Оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними, порождает местничество, разжигает групповые интересы на местном уровне. Выход из положения был найден в создании республиканских совнархозов и ВСНХ. Сама экономика не стала от этого более эффективна, темпы ее развития неуклонно снижались

Документы для группы 4. Социальные реформы.

Социальные реформы

Из информации в ЦК КПСС

Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит никакого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, нигде не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.

Вопрос: Как оценивают современники свое материальное положение в связи с реформами?

Из выступления в Новочеркасске 3 июня 1962г. Члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК Ф.Р. Козлова.

Мы принимали это решение (о повышении цен на мясо и масло с 1 июня. – Авт.) с болью в сердце. Однако партия и правительство пошли на этот шаг. Почему? Потому что эти мероприятия партии и правительства – это единственно правильный путь, обеспечивающий подъем животноводства в стране, изобилие сельскохозяйственной продукции. Это мероприятие продиктовано заботой об улучшении благосостояния народа.

Вопросы:

 

 

Из воспоминаний о Хрущёве:

«В минуты откровенности Хрущёв говорил, что он хотел бы войти в историю как первый политический деятель в СССР, сделавший своей целью повышение жизненного уровня населения страны»

Вопрос: удалось ли ему что-либо сделать для достижения этой цели

Учащиеся приходят к выводу, что социальные реформы Хрущевского десятилетия характеризуются принятием ряда важных программ. Ряд реформ был проведен достаточно твердо, до конца доведен и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды. Увеличился городской жилищный фонд на 80%, пенсионная реформа распространилась на десятки миллионов человек, несколько улучшилось положение сельских жителей – они получили паспорта. Но, конечно, хватало и непоследовательности, и просто ошибок в руководстве сельским хозяйством. Повышение цен на продукты питания вызвало недовольство широких масс населения и даже привело к вооруженному подавлению выступления рабочих в Новочеркасске.

После выступления всех групп, учащиеся отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:

достигла ли экономика СССР в годы правления Н.С.Хрущева уровня, близкого к созданию материально-технической базы коммунизма?

Анализ результатов проведённых Н.С. Хрущёвым  реформ показывает, что его обещание «нынешнее поколение будет жить при коммунизме» не имеет под собой оснований, т.к. общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено. Его реформы - это не эпоха радикальных преобразований, а модификация сталинской модели социализма. И по-другому быть не могло, т.к. сам Хрущёв, развенчав культ личности Сталина, был убеждённым  сталинистом  («Я в шеренге, я продукт сталинского времени») Отношение к Хрущёву его современников было совершенно неоднозначным:

Ф.Бурлацкий

«Главное – личные качества Хрущева: человечность, доброта, которые он так и не смог выдавить из себя, несмотря ни на что.»

А.Д.Сахаров

«Хрущев с одинаковой энергией и упрямством проводил и свои правильные, и ошибочные идеи; таких у него было более чем достаточно »

 

 

М.Ромм :

«….пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди…  И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…».

Н.С.Хрущев о себе:

Я знаю, все будут говорить по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие – кукурузу, третьи – жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное – все мы, весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет.

 

Подведение итогов урока. Оценка работы групп и отдельных учащихся.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Анна Эртель

На: Н.С. Хрущев. Два цвета времени.


Спасибо, Лариса Николаевна, за размещение интересных материалов к уроку. Думаю, проведение таких уроков будет способствовать социализации школьников, развивают информационную компетентность. 

Анна Эртель, РО ИПК и ПРО



Фото пользователя Любовь Александровна Костенко

На: Н.С. Хрущев. Два цвета времени.


Спасибо за творчество.Работа с документами на уроке позволяет развивать у учащихся не только умения анализа, но и побуждает к проектной деятельности.




Фото пользователя Елена Витальевна Cемилетова

На: Н.С. Хрущев. Два цвета времени.


Спасибо, Лариса Николаевна за этот замечательный урок. Он учит детей думать, сапоставлять факты, вычлинять главное. Данные формы работы с учебным материалом можно использовать и не только на уроках истории. 

С уважением, Елена Семилетова.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн