Выступление на городском семинаре "Программно-целевое проектирование как одно из направлений совершенствования образовательного процесса" для руководителей и методистов УДО
Размещено: Мария Владимировна Гвоздева - пт, 11/03/2011 - 12:54
В связи с внедрением в систему образования России Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения вопрос о модернизации определённых образовательных сфер не заставил себя долго ждать. Утверждены стандарты начального образования, основного общего образования, профессионального образования. Доработан проект стандарта старшей школы. Ведётся работа и по модернизации системы дополнительного образования детей. Согласно проекту Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы дополнительного образования детей – совершенствование управления, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей. В числе первоочерёдных мер, направленных на развитие управлением системы дополнительного образования детей:
- изучение и обобщение опыта органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации региональных требований к условиям функционирования учреждений дополнительного образования детей;
- разработка и внедрение механизмов материального стимулирования учреждений по результатам аттестации и аккредитации, а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в работе.
Сегодняшний наш вопрос напрямую касается управления учреждением дополнительного образования детей.
В современной теории и практике сформировались определенные концептуальные основы программно-целевого проектирования, но чаще словосочетание «программно-целевое» встречается в сопровождении слова управление. Так что же такое программно-целевое проектирование?
Проект(от лат. Projectus-брошенный вперед) – сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа; план, замысел.
Проектирование- процесс создания проекта – прототипа, предполагаемого или возможного объекта, состояния; документальное оформление конкретных направлений совершенствования образовательной среды с целью создания оптимальных условий развития и воспитания человека. Проектировочная деятельность – процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды, который осуществляется через диагностически сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда, и какие отношен ия в ней будут преобладать.
Программа(от греч. Programma-объявление, распоряжение): 1) содержание и план деятельности, работ. 2) изложение основных положений и целей деятельности. Программа – нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Программа– описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов в перспективе.
Программа необходима для получения представления о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационно – управленческого процесса в учреждении, о целях, задачах, средствах и путях их реализации.
Говоря о программно-целевом проектировании, мы имеем в виду процесс прогнозирования стратегии и тактики развития педагогической среды. Современная парадигма образования, признание вариативности педагогических систем и образовательных ценностей обострила проблему необходимости определения целевых приоритетов, прогнозирования позитивных преобразований содержания деятельности, связанной с формированием личности учащегося и создания индивидуальных образовательных программ, соответствующих специфике каждого образовательного учреждения.
Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, существенно отразились на системе российского образования и привели к необходимости ее реформирования. Перемены в системе образования неизбежны, и они будут осуществляться, так как этого требуют изменившиеся социально-экономические условия, необходимость вхождения страны в единое мировое образовательное пространство.
Региональные, муниципальные системы образования, образовательные учреждения относятся к искусственным социальным системам человеческого общества. Одной из особенностей таких систем является то, что их «жизнедеятельность» поддерживается специальной управленческой деятельностью.
Если заглянуть в толковый словарь, то мы найдём, как минимум, два объяснения слова «управлять». Принято считать что слово «управление» означает направление, движение кого или чего-нибудь, руководить действием кого или чего-нибудь. Однако в рамках управленческого менеджмента достаточно часто управленческая деятельность сводится к набору управленческих функций.
В конце 90-х годов в сфере управленческого менеджмента всё чаще стало звучать сочетание «стратегическое управление» Стратегическое управление – это «абстрактное описание во времени (на ближайшие 5-20 лет) и в пространстве будущих возможных вариантов целевых этапных состояний объектного мира систем организации жизнедеятельности на различных уровнях её организованности и стратегических направлений достижения этих целей. Стратегическое управление ориентировано преимущественно на развитие, на качественное изменение объекта управления (социальной системы, учреждения, организации и т.п.) Следует отметить, что стратегическое управление основывается на разработке стратегической программы развития учреждения, то есть проектировании стратегий жизнедеятельности учреждения. Такое проектирование является программно-целевым.
Программно-целевое проектирование по определению, направлено на интегративное представление, целостное формирование и последовательное осуществление управленческого решения, основанного на анализе проблем, определении целей и разработке мер по их достижению. Нормативное выражение данная деятельность находит в целевой стратегической программе, в которой обосновываются и закрепляются выбранные перспективные цели и задачи учреждения. Программа может представлять собой единый документ, внутри которого выделяются различные блоки, разделы, или «комплекс системно взаимосвязанных документов», специализированных по составу и структуре.
Понятия «программа», «программно-целевой подход» достаточно прочно вошли в практику управления образовательными учреждениями. Понятия «проект», «проектирование» первоначально рассматривалось в системе образования чисто в педагогическом контексте в связи с развитием интереса к исследовательской деятельности и экспериментальным формам обучения.
Организация процесса разработки целевой стратегической программы включает в себя, по крайней мере, три этапа, каждый из которых требует принятия определённых организационных решений и действий, использования соответствующего инструментария, предполагает достижение вполне конкретных результатов.
1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На этапе запуска работы команды важно, чтобы участники проектной группы самоопределились по основным понятиям (стратегическое управление, стратегическая программа, реструктуризация, оптимизация и др.), а также внимательно изучили все необходимые нормативные документы, методические материалы, связанные с предметом проектирования.
Результат: готовность разработчиков к работе над программой, концентрация ресурсов, обеспечивающих запуск работы.
В рамках данного этапа важным моментом является выработка видения руководителя. От уровня понимания, принятия и преданности руководителя идее, характеризующей сущность осваиваемой новации, зависит не только успешность прохождения этапа сопротивления нововведению, но и самого процесса введения новшества. Кроме того, в условиях мобильности внешней среды значительно возрастает и роль субъективных представлений руководителя в формулировании миссии и целей развития системы.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП– разработка программы как концептуального документа.
Результат: подготовка проекта стратегической программы.
3. ЭТАП ЭКСПЕРТИЗЫ– это этап подведения итогов работы и принятия решений.
Он предусматривает: первичную (внутреннюю экспертизу) и коррекцию проекта (при необходимости); передачу проекта на независимую внешнюю экспертизу; корректировку программы по замечаниям экспертов или её доработку; проведение необходимых процедур согласования; принятие решения по программе.
Результат:утверждение программы и принятие решения о переходе к её выполнению.
Содержание стратегической программы определяется, прежде всего, её предназначением. Она должна на основе анализа актуального состояния определить модель желаемого состояния системы и стратегию перевода системы из исходного состояния в новое прогнозируемое.
При этом существуют определённая система требований к качеству самой стратегической программы. Их выполнение – одно из важнейших условий, позволяющих программе стать эффективным средством, инструментом управления развитием образовательной системы.
В качестве центральных структурно - содержательных элементов стратегической программы должны быть выделены три блока, включающие:
- характеристика и анализ исходного состояния организации;
- описание модели реструктуризации организации;
- определение структуры и хода действий по переходу из актуального состояния вновое.
Однако во многих источниках дополнительно указываются следующие структурные элементы целевой стратегической программы: паспорт и введение.
Паспорт целевой программы, как правило, включает следующие содержательные компоненты:
- наименование программы;
- характеристика оснований для разработки;
- наименование и номер нормативного акта, инициирующего разработку программы;
- её заказчик;
- научный консультант (если он есть);
- состав проектной группы (разработчики);
- цели программы (общая цель и конкретные цели), задачи;
- сроки и этапы её реализации;
- важнейшие целевые показатели и индикаторы;
- перечень программ (если они предусмотрены проектом);
- объёмы и источники финансирования;
- ответственные за реализацию программы лица;
- куратор (руководитель, директор) программы.
Паспорт является обязательным элементом любой целевой стратегической программы.
Введение, как впрочем, и паспорт, выполняет, прежде всего, функцию презентации целевой программы. Во введении чаще всего определяют
-назначение программы;
-характеризуют её преемственность и связь с целевыми программами более высокого уровня управления или с базовой (комплексной) программой (организационным проектом) которой является данный документ;
-указываются некоторые процедурные аспекты, связанные с экспертизой, согласованиями и утверждением программы (кем разработана, где обсуждалась, эксперты, консультанты, каким управляющим органом и когда утверждена и т.д.).
Стратегическая целевая программа развития социальной организованной системы – центральный инструмент управленческой деятельности, обеспечивающий конкурентоспособность системы в условиях мобильной внешней среды. Программа позволяет руководителю приобрести уверенность, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определённому времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения целей.
Цель модернизации дополнительного образования детей состоит в создании условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.
Подытоживая всё вышесказанное мной, хотелось бы заметить, что модернизация образования – это прежде всего «обновление» целей, изменение образовательных процессов, прогнозирование новых результатов и систем управления ими с учётом изменений социокультурного пространства.