- Как вы думаете: силы природы, неживые природные богатства, вещи – это живые организмы или нет?
-Давайте проверим, совпадает ли наше мнение с выводом в рамке на стр. 46
- Можем ли заменить понятие «живые природные богатства» на «живые организмы»?
- Верно. Это одно и то же понятие, только наиболее часто употребляемое.
3. «Открытие» нового знания.
3.1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
-Как точно отличить живое от неживого?
Если дети затрудняются или написали не все свойства, учитель предлагает посмотреть на рисунок стр. 47и сказать о каких свойствах живых организмов идет речь на рисунках
ВВЕДЕНИЕ понятия признаков «живых организмов»
-А могут ли живые организмы жить вечно?
-А что может произойти с растением, если его перестать поливать? А с животным, если плохо за ним ухаживать?
-Совпадает ли это с выводом на стр. 47 вывод.
Сделаны людьми
Это растения и животные, они живые
Предположения детей
Нет
Дети читают вывод
Да , потому что…
Дети делают свои предположения, учитель пишет на доске:
По мере того как дети называют признаки живых организмов, последние размещаются в схеме
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечания.
3.2. НЕЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
-А какими признаками обладают силы природы, неживые природные богатства и вещи?
Давайте сравним их с признаками живых организмов.
-Можем ли мы объединить силы природы, природные богатства и вещи в одну табличку «НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»?
- Давайте в нашем кластере добавим признаки неживой природы.
4. Первичное закрепление изученного.
4.1. Работа по учебнику
-Рассмотрите пары картинок и определите, какие есть общие черты у свойств живых и неживых организмов. Какие различия в каждой паре вы увидели?
4.2. Работа по тетради
Давайте разгадаем кроссворд на стр. 56 . В помощь нам даны картинки с изображением живых организмов
4.3.Синквейны ( Работа по группам)
Составьте синквейны, используя полученные на сегодняшнем уроке знания .
Чтение и обсуждение синквейнов.
5. Рефлексия
Продолжение заполнения ИНСЕРТа
1
-В графе «Хочу узнать», мы задавали вопрос «Чем отличаются живые и неживые организмы?».
-Узнали мы это или нет? Запишем в графе «Узнали» все отличительные признаки.
2 Игра «Помоги живому существу»
Учебник стр. 49.(вверху)
6. Д\з
-Принесите по 1 изображению живой и неживой природы
Ответы детей
Дети сравнивают:
-не дышат
-не растут
- не питаются
-не пьют воду
-Не приносят потомство
Да
Дети записывают признаки неживой природы.
-Растут и сосулька и гриб, но других свойств живых организмов у сосульку нет
-Автомобиль как и корова потребляет (питается), но при этом не растет.
- Лошадь пьет воду, а насос поглощает воду.
-Печатный станок, подобно организму, многократно воспроизводит газеты, но он не воспроизводит себя. А одуванчик размножается семенами и воспроизводит себя.
1 группа (работа по данному определению):
1. Лошадь
2. Живая, быстрая,
3. Кушает, скачет,
4. Помогает людям
5. Я люблю лошадей
2 группа (работа по данному определению):
1. Снежинка
2.Неживая,холодная
3.Кружится, падает
4.Бывает только зимой
5. Они очень красивые
3 группа( работа по определению темы синквейна):
1. ?(ветер)
2. теплый, сильный
3. дует, сносит
4. « … ,ты .гоняешь стаи туч»
5.Я не люблю сильный…
4. Группа
1. ? (солнце)
2. Яркое, лучистое
3. Светит, греет
4. Освещает землю
5. При нем очень тепло
5. Группа
1. ? (роза)
2. Красивая, колючая
3. Колется, пахнет
4. Сестра шиповника
5. Мне очень нравится….
знаю
Хочу узнать
Узнали
Живая
И наживая природа
Чем отличаются
Признаки живых и неживых организмов
Учитель изменяет схему:
Данное упражнение позволит еще раз повторить свойства живых организмов, научить четко определять различие свойств живого организма от неживого.
Цель обсуждения-установить этические нормы отношения к живому