- Что можно сказать о количестве примеров у белок? (У белок примеров поровну или у первой белки примеров столько же сколько и у второй. А один пример лишний: 3+1. Он не подходит ни одной белке.) (Иллюстративный материал Слайды: 10,11,12)
Составление задач по иллюстрации: (Слайд 6)
-На елке выросли шишки. Сколько всего? (7)
-Сколько под ёлкой? (4)
-Где остальные? (на ёлке)
-Составьте задачу, чтобы решалась вычитанием. (На ели было 7 шишек. 4 шишки упали. --Сколько шишек осталось на ели?)
Работа со схемами.
-Определи тип задачи. (Задача на нахождение остатка) Найди схему записи условия (схемы вывешены на доску). (ученик выбирает из четырех предложенных вариантов) (Иллюстративный материал на слайде 7) -Какое слово подсказало? (Осталось)
-Как называются птицы, которые прилетели на ель? (Снегири)- Сколько их сидит на верху? (5)- Внизу? (3) -Составь задачу, чтобы решалась сложением. (На ель села стая снегирей. 5 птиц сели на верхнюю ветку, а 3 снегиря – на нижнюю. Сколько всего снегирей сидят на ели?) - Определи тип задачи. (Задача на нахождение суммы) - Найди схему записи условия. (Ученик выбирает из четырех предложенных вариантов) (Иллюстративный материал на слайде 7) -Что послужило подсказкой? (Слова: сколько всего)
Дидактическая игра.
-В нашем необычном лесу зимой расцвёл необычный цветок. Какой? (математическая ромашка –висит на доске)
-Знак какого действия в середине? (сложения)
-Как называют числа при сложении? (слагаемые и сумма) Используя эти названия прочти и реши примеры. (Ученики поочерёдно выходят к доске. Срывают лепестки с цифрами и составляют математические выражения).
-Из волшебного леса мы выбрались и оказались за партами.
Проверьте свою посадку. Откройте тетради. Положите их правильно.
5.Геометрический материал.
-Следующее задание пришло из страны Геометрии:
-Начерти два отрезка. Первый – 4см, второй – 7см. Сравни их. На сколько см второй отрезок длиннее первого?
-Что значит длиннее? (больше)
- Как узнать? (Отмерить на большем такой же отрезок, а потом измерить лишнее)
Что значит на 3см больше? (Столько же, да ещё 3см)
6.Физминутка.
На каждый вопрос дети хором отвечают «Вот так!» -
- Как живешь?
- Вот так! (Дети вытягивают руки вперед и показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! (Ходьба на месте.)
- А бежишь?
- Вот так! (Бег на месте.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Руки под щеку. нагнуть голову.)
- Как берешь?
- Вот так! (Руки вытянуть вперед. пальцы вытянуты. затем пальцы согнуть в кулачок.)
- А даешь?
- Вот так! (Руки вытянуть вперед, пальцы разогнуты, ладони вверх.)
- Как молчишь?
- Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по' ним ладонями.)
- А грозишь?
- Вот так! (Погрозить соседу пальчиком.)
- А сидишь?
- Вот так! (Все тихо садятся.)
7. Работа над новой темой.
Работа в тетрадях:
-Нарисуйте в первом ряду 5 красных квадратов, а во втором ряду столько же синих. Что нужно сделать, чтобы синих квадратов стало на 2 больше? (добавить ещё синих квадратов) Сколько добавили? (2 квадрата) Что теперь можно сказать о синих квадратах? Сколько их? ( синих квадратов 7. Это столько же, сколько красных и ещё 2)
Проблемная ситуация:
- Ребята, кто поможет мне справиться с такой проблемой: У меня две одинаковые пластиковые бутылки. В первой бутылки налито немного воды. Вторая бутылка пустая. Как мне налить в пустую бутылку воды на 2 стакана больше?
(Сначала налить воды столько же, а потом добавить 2 стакана)
Работа с учебником:
- Откройте учебник на странице 6. (II часть)
- Что можно сказать о чашках и блюдцах на верхнем рисунке? (их поровну)
- А что скажете о тарелочках ниже? (Тарелочек больше) - На сколько их больше? (На 2) -Что значит на 2 больше? (Это значит: столько же и ещё 2)
-Что можно сказать о синих и красных кружках слева? (Красных столько же, сколько и синих)
-А о красных кружках справа? (Красных больше, чем синих)
-На сколько их больше? (На 2)
-Что значит на 2 больше?
(Хором читаем вывод под иллюстрацией)
8.Физминутка.
Ветер тихо клён качает
Вправо влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.
9.Закрепление изученного материала.
Задача № 3, с.6. Анализ: -Что известно? -У кого были значки? -Сколько значков было у Лены? –Сколько у Кати? -Что нужно узнать? –Можем ли мы узнать сколько значков у Кати? -Что значит на 2 значка больше? -Как будем решать задачу?
-Ребята, а как записать эту задачу? -Какая из схем подойдет? (Схемы задач на доске. Иллюстративный материал на слайде7)
(Дети выясняют, что ни одна схема полностью не подходит. Нужно в схеме для задачи на увеличение с одним множеством предметов изменить главные слова. Вместо: Было – У Лены, а Стало заменить – У Кати) (Слайд: 8)
Дети записывают задачу в тетрадях. Один ученик работает у доски. Затем сверяют записи.
10.Работа над пройденным материалом.
Самостоятельная работа.
Задание. Страница 6, № 5.
-Разделите примеры на 2 группы, чтобы в каждой группе примеры были похожи.
(Дети выясняют, что здесь 3 примера на сложение и 3 примера на вычитание)
-Спишите и решите только примеры на сложение. Проверка: (Слайд № 9)
11.Индивидуальное задание:
Для быстро справившихся учеников задание в тетради на печатной основе: стр.12, работа № 7
12. Итог урока:
-Что нового узнали на уроке? -Что понравилось больше всего?