Submitted by Елена Викторовна Купряшева on пн, 21/03/2011 - 00:12
Тип урока – обобщающий контроль знаний – зачет по теме:
«Многообразие и значение простейших».
Продолжительность – 40 минут
Класс – седьмой «б»
Учебник биологии «Животные», авторы Латюшин, Шапкин. Третья линейная программа, утвержденная Министерством образования.
Учитель – Купряшёва Елена Викторовна
Школа: МОУ « Гимназия №1»
Город – Астрахань
Использовались мультимедийные продукты: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Медиатека по биологии».
Задачи урока.
• Систематизировать и обобщить знания учащихся по изучаемой теме.
• Проверить качество усвоения школьниками знаний по данной теме.
• Закрепить у учащихся основные понятия компьютерной графики, побудить их к анализу достоинств и недостатков, стимулировать развитие логического мышления.
Предлагается выполнить следующие задания:
1. Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.
2. Составить сравнительную характеристику основных Классов Типа Простейших. Отметить значение простейших в природе и жизни человека.
3. Описать симптомы заболевания малярией.
4. Доказать, что инфузории являются наиболее прогрессивным Классом среди Простейших.
5. Доказать, почему Простейшие выделены в подцарство?
7. Выяснить, какова роль инфузорий в пищеварении жвачных?
Данный урок направлен на выявление и закрепление умений учащихся систематизировать и обобщить знания по теме: «Многообразие и значение Простейших». Необходимость иллюстрации объектов, закономерностей, лежащих в основе строения и жизнедеятельности, Простейших в точности определяет специфику преподавания данной темы. Учащиеся должны в результате содержательно-оценочной деятельности проверить качество усвоения знаний. Интеграция с ИКТ направлена на закрепление основных понятий компьютерной графики, побуждает их к анализу достоинств и недостатков, стимулирует развитие логического мышления. Для создания урока были использованы информационные объекты ВШКМ. Особенно целесообразно применение таких информационных объектов на заключительном или промежуточном обобщающем уроке, где с их помощью можно проверить знание учащихся за короткий отрезок времени.
Этапы урока:
1. Мотивация:
- Какие животные изображены?
Учащимся объявляется тема обобщения:
«Многообразие и значение простейших».
(Тема и домашнее задание записываются в тетради).
Затем учащимся предлагается самостоятельно назвать основные цели обобщения по теме.
Целеполагание происходит в виде уточнения целей урока, предложенных учащимися; записи целей урока появляются поочередно на втором слайде презентации.
Перед каждым учеником на столе заранее разложены: карточка индивидуального учета знаний, умений, навыков; вариант с проверочным материалом, напечатанным на листе, к которому стиплером прикреплен вчетверо сложенный лист с правильными ответами и критериями оценки.
Ученики сначала заполняют первые две графы карточки ЗУН:
Ход урока
Актуализация знаний.
После заполнения каждым учеником карточки учета ЗУН, в презентации демонстрируются слайды. Слайды включают вопросы, графические рисунки, анимации, тесты.
Ученикам предлагается прокомментировать, пояснить, дать определение. Ответивший правильно, получает «+» в соответствующую графу карточки..
На третьем слайде поочередно появляются вопросы для обобщения и уч-ся отвечают устно, получая за правильный ответ «+» в графу «отметка за вопросы». Все отметки в карточке ЗУН выставляются уч-ся самостоятельно.
Опрос проходит с элементами соревнования, так как не все отвечают правильно. Комментарии и установки при выставлении отметки осуществляет учитель.
Почему Простейшие выделены в отдельное подцарство?
Сравнить основные классы простейших на основе строения амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории-туфельки, выделив их сходство и различия.
Каждый раз после устного ответа одного из учеников, появляется тестовое задание для промежуточного контроля. Учащиеся должны выписать в первую часть графы карточки ЗУН «промежуточный контроль» буквы, соответствующие правильному ответу.
Учитель, видя, что все записали ответы, называет правильные варианты в конце презентации. Ученики ставят в той же графе «+», ответив правильно или «- », ответив неправильно. Проверка осуществляется красной пастой, заранее приготовленной каждым учеником.
Затем класс делится на две группы по 12-13 человек, ориентированно на количество компьютеров.
Первая группа выполняет за компьютерами тест по теме: «Простейшие» по вариантам №1, №2.
Отметки, данные компьютером, выставляются в соответствующую графу карточки ЗУН.
Вторая группа выполняет письменную работу по карточкам, регламентировано, в течение 8-10 минут, а затем каждый отрывает вчетверо сложенный листок с правильными ответами и критериями оценки и сам себя оценивает. Оценка выставляется в соответствующую графу карточки ЗУН.
Задание по карточкам.
1.На рисунках простейших запишите цифры, обозначающие названия клеточных структур.
2. Под обозначениями простейших: А), Б), В) укажите их систематику:
Затем выставляется итоговая отметка; суммируются все баллы, и выставляется общая количественная отметка, которая округляется по пятибалльной системе оценки знаний.
Рефлексия:
- Кто получил пятерки?
-Сколько четверок и троек?
-Соответствуют ли итоговые отметки предварительным отметкам?