Технология «погружения» как основа эффективной воспитательной системы «Школы активности и успеха»
Submitted by Татьяна Николаевна Косоголова on Wed, 23/03/2011 - 00:24
Технология «погружения»
как основа эффективной воспитательной системы
«Школы активности и успеха»
Одним из способов реализации компетентностного подхода называют «технологию погружения». Так М.П. Щетинин, А.Н. Тубельский понимают «погружение» как «систему обучения, при которой всю неделю или несколько дней подряд изучается только один предмет». Модель М.П. Щетинина имеет следующие компоненты:
-совместное планирование и анализ деятельности учителя и ученика.
Таким образом, можно выделить общие принципы методики «погружения»:
-концентрация внимания на определенной теме (предмете);
-использование различных форм деятельности;
-обобщение результатов погружения.
Но, если в данных моделях акцент делается на «временной» концентрации учебного материала, то на наш взгляд приоритет необходимо делать на создание условий для включения внутренней мотивации учащихся к деятельности во время «погружения».
Основываясь на вышеизложенном, осмысливая собственный опыт, было определено несколько иное понимание погружения. Погружение - это специальная организация концентрации внимания и усилий (исследовательской направленности) группы людей на проблеме, решение которой достигается посредством интеграции индивидуальной и коллективной форм работы на основе внутренних мотивационных состояниях.
Для организации «погружения» выделим необходимые условия взаимодействия учителя и ученика, технологические основы его реализации. Смысл данной технологии лежит в организации поэтапного характера личностно-значимого процесса обучения и воспитания:
Схема организации деятельности во время «погружения»
Стадия «Настрой»
Концентрация внимания
Стадия «Мотивация»
Подготовка к деятельности (интерес к теме проблеме)
Стадия «Деятельность»
Включение всех в активную деятельность, интеграция индивидуальных и коллективных форм работы
Стадия «Диагностика»
Оценка результатов
Стадия «Рефлексия»
Анализ деятельности (осмысление результатов и путей их достижения)
Технология «Погружения» основывается на интеграции развивающих образовательных технологий: модульная технология обучения; проектная деятельность; технология критического мышления; активные методы обучения; технология по реализации системы Монтессори; технология групповой работы и т.д. За счет этого обеспечивается технологическая гибкость образовательного процесса.
Структура системы «погружений» в учебно-воспитательном процессе
С 2005 года учебно-воспитательный процесс строится на основе модульной системы. Каждый модуль длится 5-6 недель и, таким образом, годовая учебная нагрузка распределяется равномерно, у учащихся нет перегрузок.
учебные погружения
воспитательные погружения
Модульныепогружения
индивидуальные
исследовательскиепогружения
групповые
управленческиепогружения
направления воспитательной работы школы
Каждый модуль имеет свою тематическую направленность (модульные погружения) в контексте шести направлений работы школы (рассматривались в концептуальной основе). Внутри каждого модуля есть учебные погружения (связанные с предметным материалом) и внеурочные воспитательные погружения (см. схему) по общей тематики погружения.
Проект воспитательной системы модульных погружений «Школы активности и успеха» разрабатывается на трех уровнях.
1) Магистрат (орган самоуправления школьников) на основе анкетирование учеников и родителей выбирает приоритетные линии, виды ключевых погружений.
2) В апреле месяце на педсовете учителя на этой основе проектирую структуру всего года.
3) И в мае на Совете школы идет экспертиза и утверждение годового проекта.
Именно благодаря совместному планированию общей деятельности воспитательный процесс становится личностно-значимым и интересным для каждого субъекта, что и позволяет добиваться максимальной включенности и активности учащихся, педагогов и родителей. На этом базируется вся дальнейшая работа «Школы активности и успеха».
Детальная проработка каждого модуля идет с августа месяца до начала нового модуля методическими объединениями и экспертными Советами.
Таким образом, система «погружений» создает связь учебной работы на уроке и внеурочной деятельности на основе взаимопроникновения и взаимодополнения в вопросах воспитания и развития школьников. Следовательно, является эффективным способом реализации гуманно-личностной концептуальной платформы школы и компетентностного подхода, что в совокупности приводит к личностной активности всех субъектов образования(цель школы), а, значит эффективной деятельности «Школы активности и успеха».
Приоритетные направления воспитательной работы «Школы активности и успеха»
Школа 25 живет и работает под девизом: «Моя судьба – в моих руках!». Это означает, что каждый человек в ответе за свой выбор, свои поступки, в ответе за свой завтрашний день, за завтрашний день своих близких, своей Родины. Именно поэтому вся воспитательная деятельность школы направлена на достижение поставленной цели – воспитания Человека Культуры - человека здорового: физически, психически и социально. Ключевой линией воспитательной работы школы мы определили, как создание условий для развития гражданского самосознания школьников и включения учащихся в социально-значимую деятельность для формирования духовно-нравственной, активной, успешной личности будущих выпускников.
Вся воспитательная система «Школы активности и успеха» состоит из серии программных проектов, которые с одной стороны охватывают шесть постоянных направлений деятельности школы. С другой стороны, каждый год реализация этих направлений проектируется согласно новым акцентам в данной тематике. Таким образом, сохраняя целостность концепции школы, мы получаем программные воспитательные проекты с различной спецификой (см. ниже).
"В мире много неизвестного, в мире много интересного!"(Интеллект)
«Хочу все знать!»
(Интеллект)
6 модуль
"Оглянись назад!"
"Мир вокруг нас, и я в этом мире"(здоровье)
"Мир нашими глазами"(Экология. Лидер)
«Поклонимся великим тем годам!»(Гражданско-патриотическое)
В течение только 2007-2008 учебного года школа реализовала: 6 модульных погружений, 2 выездных, тематическое, 5 предметных погружений:
1.Модульные погружения:«Если здоров я, значит, счастлива семья!» (здоровье), «Все сокровища мира!» (нравственность), «Загляни в свое будущее!» (профессия), «Листая страницы…» (гражданско-патриотическое), «В мире много неизвестного, в мире много интересного!» (интеллект), «Мир нашими глазами» (лидер).
2.Воспитательные погружения:
-тематические воспитательные погружения - общешкольные для всех учащихся или по параллелям – «Все сокровища мира!»;
-выездные погружения (одно–двудневные тематические погружения за пределами школы) – «Я и МЫ – вместе!», «Я, ты, он, она – вместе!».
3.Учебные погружения:
-общие предметные погружения (тематическое погружение по предмету): «Чехов и Таганрог», «Не даром помнит вся Россия…», «В мире искусства», «Новогодние мастерские Деда Мороза»;
-межпредметные погружения (в рамках интеграции учебных дисциплин): «Народные промыслы России»
Школьные погружения 2008-2009уч.г.
Выездные
-Выездное погружение «Когда мы едины…» (2-10 классы)
В случае крупной знаменательной даты, воспитательная работа школы пронизывается этой тематикой. 2009-2010 учебный год посвящен юбилейным датам 2010 года – 150-летия со дня рождения А.П.Чехова и 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Отсюда названия модульных погружений и тематика и специфика общешкольных и внутриклассных мероприятий.
Весь 2009-2010 учебный год школа жила под девизом:«Я верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни» (А.П.Чехов)
Модуль
Направление работы
Модульное погружение
1 модуль
Здоровье
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»
А.П.Чехов
2 модуль.
Нравственность
«Пока молоды, бодры, не уставайте делать добро!»
А.П.Чехов
3 модуль
Лидер
«Человек - это то, во что он верит»
А.П.Чехов
4 модуль
Познание
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!»
А.П.Чехов
5 модуль.
Профессия
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни»
А.П.Чехов
6 модуль
Гражданско-патриотическое
«Ничто не проходит бесследно, и каждый шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни»
А.П.Чехов
В 2010-2011 учебном году модульные погружения основываются на модернизированных воспитательных направлениях и ключевых событиях года: Год Учителя, Год Российской космонавтики и Всероссийская перепись населения:
Модуль
Направления работы
Модульное погружение
1 модуль
Жизненная активность
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Ф.М.Достоевский
2 модуль
Гражданско-патриотическая позиция
Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.
Л.Н.Толстой
3 модуль
Самоопределение личности
Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.
К.Г.Паустовский
4 модуль
Интеллектуальноеразвитие
Знание — это абсолютная ценность нашего мира.
М.Горький
5 модуль
Нравственное становление
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
А.П.Чехов
6 модуль
Физическое здоровье
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса.
Ф.Тютчев
Можно многие погружения «Школы активности и успеха» показать, но для полной картины воспитательной деятельности школы достаточно привести в пример один учебный год. В 2009-2010 учебном году на базе школы были проведены различные «погружения»:
-Выездные погружения
-Межпредметное погружение «Читаем Чехова»
-Модульное погружение «В человеке должно быть все прекрасно…», посвященное 150-летию А.П.Чехова
-Модульное погружение «Ничто не проходит бесследно…», посвященного 65-й годовщине Великой Победы
-Модульное погружение «Пока молоды, бодры, не уставайте делать добро!»
-Внутриклассные погружения «В память о Холокосте»
-Тематическое погружение «Человек – это то, во что он верит…»
На данном этапе воспитательная модель школы – «Школы активности и успеха» является сформированной моделью организации гуманного личностно-ориентированного образовательного процесса на компетентностной основе. «Система погружений» создает условия для максимального включения школьников, педагогов и родителей в продуктивную деятельность, что способствует самоопределению и саморазвитию учащихся, становлению их ключевых компетенций и нравственной основы.
Научная новизна и теоретическая значимостьразработанной модели школы заключается в том, что:
-впервые предложена такая модель системы организации образовательного процесса (соединенная единой логикой), которая дает возможность системных преобразований школы в учебном так и в воспитательном аспекте;
-она нацелена на создание условий для становления личности, способной эффективно действовать в современных быстроменяющихся условиях развития общества на основе имеющихся ресурсов школы;
-экспериментально апробированы основные виды «погружений» и доказана их эффективность для достижения высокого уровня образовательных результатов;
-система погружений позволяет интегрировать воспитательную и учебную работу, создавая тем самым целостную развивающую среду, которая обеспечивает рост не только учебных достижений, но и становление личностных структур учащихся;
-«система погружений» может быть использована в любых ОУ как в полном объеме, так и частично.
-данная модель «Школы активности и успеха» позволяет повысить качество образования и воспитания, что подтверждается высокой результативностью МОУСОШ № 25;