Использование интерактивного оборудования в МОУ гимназия №23 г. Челябинска
Управляя процессами информатизации в своём образовательном учреждении, мы руководствуемся двумя нижеприведёнными высказываниями
«ИКТ в образовании: заставь их работать!»
Так названа декларация участников VIII Всемирной конференции по компьютерам в образовании, проходившей в южноафриканском Стелленбоше в июле 2005 года.
"Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества." (А.Ю. Уваров)
Гимназия №23 г. Челябинска с 2006 года активно включилась в реализацию проекта «Информатизация системы образования» (подробнее на сайте гимназии ). В процессе реализации проекта коллектив гимназии всё больше понимает, что оснащение ОУ современным оборудованием не решает задачи модернизации образования, нужны методы и способы эффективного его использования, а также технологии оценки этой эффективности.
В настоящее время приоритет в образовании должен быть отдан не передаче неких конкретных знаний и умений от того, кто учит, тому, кто учится, а развитию способности учащегося по собственной воле приобретать эти знания и умения, когда возникает необходимость. Встаёт проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, обучающему. Идёт поиск иных форм взаимодействия Учителя и Ученика в совершенно иных условиях, главным из которых является наличие новой образовательной среды. Всё это требует иных технологий образования. По мнению В.В.Гузеева конкретные образовательные технологии должны воздействовать не на содержание обучения и не на самого ученика, а на обучающую среду, в которую погружены ученики. Это должно обеспечить максимальную вероятность развития каждого ученика в желаемом направлении. Образовательная среда радикально меняется вследствие включения в учебный процесс интерактивных компьютерных технологий, а также интерактивного оборудования. В «докомпьютерную» эпоху условия и средства учебного процесса существовали рядом с учеником и учителем, а сейчас и ученик, и учитель оказываются интегрированы в среду.
За последнее время в ходе реализации национального проекта «Образование» значительно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений. В гимназии №23 появилось и используется в учебном процессе и современное интерактивное оборудование. Такая возможность появилась у гимназии в результате получения грантовой поддержки от государства и Челябинской области.
- Интерактивные доски – 4 штуки (3 Smart Board и 1 Star Board); установлены в кабинете обществознания и экономики (предметная лаборатория обществознания), русского языка и литературы информатики и мультимедийном кабинете общего назначения.
Интерактивные доски предоставляют учителю и учащимся возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовать различные приёмы индивидуальной и коллективной, публичной работы учащихся.
- Документ-камеры – 2 штуки; установлены в кабинете обществознания и экономики и мультимедийном кабинете общего назначения.
- Система интерактивного голосования – 2 (одна – Verdict, 1 – Senteo); система Verdict установлена в кабинете обществознания и экономики, а Senteo переносная.
Системы интерактивного опроса и голосования можно использовать не только для проведения тестирования учащихся, но и для получения обратной связи при проведении семинаров и тренингов.
- Лего-конструкторы – 4 комплекта (3 – RCX, 1 – NXT)
Наличие оборудования само по себе не решает вопросов преобразования образовательной среды. Вторым необходимым условием эффективного использования техники, в том числе и интерактивного оборудования, является достаточный уровень ИКТ-компетентности, прежде всего, педагога.
В гимназии №23, начиная с 2006 года, все педагоги прошли базовую подготовку по использованию ИКТ на уроках. Большинство педагогов является на сегодняшний день уверенными пользователями компьютера и сетевого пространства. С появлением нового оборудования появилась необходимость в специальном обучении.
Начиная с 2007 года, такое обучение прошли многие:
- «Интерактивное оборудование в образовании» - учебный центр «Компьютеры и образование», декабрь 2007 года – М.Н. Сонина, Т.Г. Яковлева
- Дистанционный курс «Методика использования учителем-предметником интерактивной доски» - ЦДО «Эйдос», г. Москва, март 2008 года – М.Н. Сонина
- Обучающий семинар «Использование интерактивной доски на уроках» - ИДППО, март 2009 года – О.Б.Голенищева, Л.С.Лучникова
- Курс повышения квалификации по программе «Использование интерактивной доски в учебном процессе» - МОУ ДПО УМЦ г. Челябинска, октябрь-ноябрь 2009 года – 14 педагогов
- Городской обучающий семинар «Использование инновационных ЛЕГО-технологий в образовательном процессе» – МОУ ДПО УМЦ г. Челябинска, октябрь 2009 г. - С.Е.Лежнева
- Изучение материалов и участие в обсуждении Мастер-класса «Интерактивная доска для начинающих и не только...» в сети творческих учителей
- Регулярное изучение публикуемых в сети и сетевых сообществах материалов по использованию интерактивного оборудования.
Кроме внешних курсов повышения квалификации в гимназии организована система ежемесячных методических семинаров, на которых достаточно уделяется вопросам информатизации. По использованию интерактивного оборудования, например, был проведён мастер-класс «Система интерактивного голосования Senteo: из опыта работы», который провела Т.Г.Яковлева. В результате проведённого мероприятия три учителя-предметника заинтересовались возможностью автоматизировать процесс тестирования учащихся по предмету с помощью системы интерактивного голосования и сейчас активно используют их в своей работе. Это учитель математики Н.Б.Шипицына, учитель русского языка и литературы Л.С.Лучникова и учитель английского языка Н.И.Рычкова. На сегодняшний день эти учителя активно распространяют свой опыт по использованию системы интерактивного голосования как среди своих коллег в школе, так и на семинарах различного уровня. Эти же педагоги помогают учителям информатики консультировать своих коллег по данному вопросу.
Двух перечисленных выше условий недостаточно для успешного использования любого оборудования, в том числе интерактивного. Эти два условия являются лишь необходимыми. Как и любое оборудование, интерактивное оборудование требует без сомнения творческого подхода к подготовке занятий педагогом. В противном случае его использование не приведёт к новым методикам, новым педагогическим результатам, не изменит в лучшую сторону образовательную среду. Чтобы сделать эти два условия достаточными, следует добавить к нимготовность и стремление педагогов к новаторству. Заставить, приказать продуктивно использовать любое, самое современное, оборудование нельзя!
В педагогическом коллективе нашей гимназии много творческих, готовых к нововведениям, способных и желающих постоянно учиться педагогов. Главная проблема – это загруженность, нехватка времени.
Но на одном энтузиазме учителя не получится превратить эти новшества в повседневную практику. Любому самому инновационному педагогу нужны поощрения и поддержка, как со стороны коллектива, так и со стороны администрации. Желательно, чтобы разработки занятий с использованием новых технологий становились достоянием педагогической общественности, презентовались и обсуждались на открытых уроках, мастер-классах, причём, как в рамках своего ОУ, так и в рамках района, города, области.
Работы учителей МОУ гимназии №23 г. Челябинска регулярно представляются на семинарах различного уровня. Со списком таких выступлений можно познакомиться здесь.
На сайте гимназии есть раздел «Методическая копилка», где мы начали публиковать методические разработки наших учителей , в том числе разработки для интерактивного оборудования.
Самым опытным педагогом в вопросах использования интерактивного оборудования является. Мария Николаевна Сонина, учитель обществознания и экономики. В её кабинете, который является помещением педагогической лаборатории предметной области «Обществознание», имеется и интерактивная доска, и система голосования, и документ-камера. На каждом уроке Мария Николаевна использует это оборудование. Своими методическими находками она охотно делится с коллегами. Ею составлен и опубликован сборник «Методика использования интерактивной доски на уроках обществознания», сборник опубликован в Интернете.
Для развития в гимназии Лего-движения в 2009 году в рамках дополнительного образования проводились занятия с учащимися 6-х классов. Возглавила это направление учитель информатики высшей категории, молодой специалист Светлана Евгеньевна Лежнева. Ребята во главе со своим тренером приняли участие в международных соревнованиях Лего-роботов и заняли третье место в муниципальном туре. (Смотрите репортаж на нашем сайте ). В начале текущего учебного года начала работу «Лего студия», с деятельностью которой можно познакомиться на блоге её руководителя С.Е.Лежневой. Ребята начальной школы и ученики 5-х классов с большим интересом посещают занятия. Второй год работы отмечен новой победой в международных соревнованиях Лего-роботов – первое место на муниципальном уровне (репортаж смотрите на сайте)
Ещё одним немаловажным фактором, влияющим на успешное внедрение новых технологий, в том числе продуктивное использование интерактивного оборудования, является психологический климат в коллективе: наличие единомышленников, доброжелательность, готовность оказать помощь, дать своевременную консультацию. Всё это в нашем коллективе есть!
Как видно из выше изложенного, в гимназии пока немного педагогов регулярно использует интерактивное оборудование в своей работе. Главная причина – необходимость заранее планировать такой урок и заранее делать заявку на кабинет, который оснащён всей необходимой техникой.
Как мы собираемся исправлять сложившуюся ситуацию?
- Уроки, требующие применения интерактивных технологий и интерактивного оборудования, планировать заранее, на уровне составления календарно-тематического планирования.
- Кабинет, оснащённый всей мультимедийной техникой, в том числе интерактивной, не использовать при составлении постоянного расписания, а заполнять по заявке на неделю или две вперёд.
- При подведении итогов, при начислении стимулирующей части заработной платы учитывать уроки, разработанные и проведённые с использованием новых технологий.
- Широко рекламировать и пропагандировать эти уроки, сделать их презентации доступными всем субъектам образовательного процесса, в том числе родителям.
Все процессы по внедрению интерактивного оборудования в практику гимназического процесса можно представить следующей схемой
[[wysiwyg_imageupload:20:]]
|