Являясь частью комплекса паразитологических наук, гельминтология тесно связана одновременно со многими другими биологическими науками (прежде всего с зоологией), медициной, ветеринарией и фитопатологией. Гельминтология занимается выяснением путей происхождения паразитизма у гельминтов, изучение их исторического развития и познание закономерностей взаимоотношений гельминтов с организмом хозяина, в котором они паразитируют.
Изучает пути заражения человека, полезных животных и растений различными гельминтами, в целях изыскания наиболее эффективных методов диагностики, профилактики и лечения вызываемых ими заболеваний.
2. Гельминтозы. Многообразие паразитических червей.
гельминтозы – группа болезней, вызываемых паразитическими червями – гельминтами. У человека зарегистрировано паразитирование свыше 250 видов гельминтов, которые относятся преимущественно к двум типам червей: круглые черви – Nemathelminthes (класс Nematoda) и плоские черви – Plathelminthes (класс ленточных червей – Cestoidea и сосальщиков – Trematoda). В зависимости от особенностей биологии и путей их распространения различают 3 группы гельминтов: геогельминты, биогельминты и контактные гельминты.
Первый – собственно круглые черви (так сказать, «круглые черви по факту»). Их называют нематодами, вызываемые ими гельминтозы – нематодозами.
К ним относятся аскаридоз, токсокароз, энтеробиоз, анкилостомидозы, стронгилоидоз, трихинеллез.
Второй – плоские черви, или ленточные, или цестоды.
Рассматривание под микроскопом:
А) Бычий цепень (членики),
Б) Лентец широкий (членики), яйца широкого лентеца под микроскопом
Цестодозы тениаринхоз, тениоз, дифиллоботриоз и гименолепидозы.
Третий класс – сосальщики, хотя научное название – трематоды
Трематодозы. В нашей стране основное значение имеют описторхоз, клонорхоз и фасциолезы
официальным данным ВОЗ, в мире аскаридозом ежегодно поражается около 1,2 млрд человек, анкилостомидозами более 900 млн., трихоцефалезом до 700 млн.
Продолжительность жизни хорошо известных аскарид – до полутора лет, цистицерка – до 10 лет, шистосомы Мэнсона – до 25 лет, клонорха – до 40.
Прожив столько лет, можно вырасти до гигантских размеров! В мире гельминтов есть и свои «динозавры». Например, известны экземпляры широкого лентеца (научное название - Diphyllobothrium latum, а заболевания - дифиллоботриоз) длиной до 10 метров и более. Однажды из печени коровы был удален эхинококковый пузырь (эхинококкоз бывает и у человека,) весом 63 килограмма.
Самка аскариды способна отложить до 250 тысяч яиц в сутки. Можно представить, сколько яиц откладывали те 510 самок аскарид, однажды обнаруженные у пациентки в Африке. Пятьсот умножить на 200 тысяч – получается сто миллионов! И так в течение всего периода жизни гельминта (выше приводилась цифра – до полутора лет).
3. Пути заражения
А) Алиментарный
Заражение чаще всего происходит через загрязненные овощи, ягоды (особенно клубнику), зелень, воду или почву, при не соблюдении правил гигиены.
Яйца гельминтов покрыты липучим веществом, препятствующим их отрыву от поверхностей, на которых они оказались. Поэтому удалить их можно только при помощи специальных моющих средств, а затем тщательно мыть в проточной воде, протирая руками, губкой или тканевой салфеткой.
Особую опасность для человека представляют гельминты, которые передаются через мясопродукты - говядину и свинину.
Б) Контактно - бытовой путь заражения
. В заражении человека этими гельминтозами главную роль играет нарушение правил гигиены.
В) Перкутантный путь заражения
Это активный путь заражения, когда паразит проникает через кожу или слизистые оболочки во время контакта с зараженной почвой или при купании в открытых водоемах.
4. Методы диагностики гельминтов
Методы диагностики гельминтов могут быть разделены на две большие группы:
1) специальные методы исследования (копрологические)
основанные на непосредственном обнаружении самих гельминтов или их элементов (фрагментов, личинок, яиц).
К первой группе относятся: методы исследования крови тканей, методы исследования на энтеробиоз.
2) общие клинические методы исследования.
Ко второй группе относятся: исследование морфологического состава крови, ультразвуковые, эндоскопические, рентгеноскопические, компьютерные.
Лабораторная работа Исследование мышечной ткани на трихинеллез.
Ход работы
. Из проб мяса изогнутыми ножницами вдоль мышечных волокон вырезают несколько кусочков величиной с овсяное зерно. Срезы помещают на компрессорий и раздавливают. Трихинеллы очень легко могут быть незамечены в недостаточном тонком слое мышц, поэтому качество приготовленного для просмотра препарата играет огромную роль. Слой мышц должен быть настолько тонок, чтобы сквозь него свободно мог быть прочитан газетный шрифт.
Исследование проводят при малом увеличении микроскопа. Трихинеллы в свернутом состоянии заключены в капсулы лимонообразной формы, обычно по одной в капсуле, реже несколько.
5. Правила личной гигиены
Рекомендуется выполнять следующие несложные правила личной безопасности.
1. Мойте руки перед едой.
2. Старайтесь обдавать кипятком (по меньшей мере, максимально тщательно мыть) зелень, подаваемую к столу в сыром виде.
3. При дележе шкуры (и не только) убитого медведя, помните, то, что для мишки – ерунда, для человека – тяжелейшее заболевание. Это – о трихинеллезе. Не торопитесь к свежатине
4. Не пейте сырую воду, особенно из открытых водоемов.
5. Помните, что хорошая вобла – это отлично просоленная вобла, а хорошая икра только та, что изготовлена на лицензированном предприятии.
6 Народные методы лечения гельминтов.
1) Заварить столовую ложку пижмы стаканом кипятка, укутать и дать настояться 1 час. Пить настой пижмы по столовой ложке за 30 минут до еды.
2) Цветки полыни растолочь, смешать с мёдом. Принимать по столовой ложке три раза в день до еды.
3) Истолочь 2 дольки чеснока, положить эту кашицу в стакан тёплого молока, накрыть
Размещено пт, 02/12/2011 - 18:18 пользователем Татьяна Викторовна Каплунова.
Уважаемая Марина Александровна, разработка полезная, интересная, несёт много информации. Такой урок произведёт впечатление на учеников и заставит задуматься о личной гигиене. Отличный воспитательный фон занятия направлен на ЗОЖ.
На: черви-паразиты
Урок очень интересный.Можно использовать как на уроке,ак и во внеклассной работе.
На: черви-паразиты
Уважаемая Марина Александровна, разработка полезная, интересная, несёт много информации. Такой урок произведёт впечатление на учеников и заставит задуматься о личной гигиене. Отличный воспитательный фон занятия направлен на ЗОЖ.