МОУ «Чувашско- Сорминская СОШ» Аликовского района
Алексеева Светлана Александровна, учитель биологии и химии.
План – конспект урока .
Тема: «Многообразие птиц».
Цель:Изучить систематические и экологические группы птиц.
Задачи:
1.Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам.
2. Развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; умение устанавливать связи между, их образом жизни и условиями среды обитания
3. Продолжить формирование умений узнавать изученных птиц и обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе;
4.Воспитывать бережное отношение учащихся к животным, заинтересовать и побудить к поиску дополнительной информации.
Тип урока:изучение нового материала.
Форма урока: Работа учащихся в группах.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации, фломастер и раздаточный материал, презентация.
Содержание:
- Актуализация материала
- Постановка проблемы.
- Осмысление блока новой информации
- Рефлексия
- Домашнее задание
Ход урока:
В группах выбираем хронометриста(следит за временем), секретаря (заполняет лист учета и контроля).
Перед началом урока учитель включает музыку «Пение птиц»,раздает листы учета и контроля, на которых учащиеся записывают свои фамилии, имя, класс и регистрируют каждый правильный ответ по следующим этапам урока:
- актуализация знаний.; - изучение нового материала; - рефлексия.
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл, а за дополнение – полбалла, которые в конце занятия суммируются и в зависимости от результата выставляются оценки.
Шкала оценок: 28-33 и больше – отлично; 27-22 – хорошо;
21-16 – удовлетворительно; меньше 15– неудовлетворительно.
На партах также расположены инструктивные карточки для работы в группах с указанием последовательности выполнения заданий.
Организационный момент (5 минут)
Здравствуйте, ребята. Вы конечно догадались тему сегодняшнего урока. Правильно, сегодня мы изучим с вами многообразие птиц, их систематические и экологические группы.
На прошлых уроках вы познакомились с признаками класса птиц, познакомились с годовым жизненным циклом и сезонными явлениями птиц. Для того, чтобы проверить как вы усвоили эти знания, мы проведем самопроверку. Для этого вы поработаете с заданиями, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо выбрать неправильные утверждения и подчеркнуть их. Время работы 2 мин. Приступаем.
І. Проверка изученного материала.
Актуализация знаний.(Слайд3)
1.Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов. 2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми. 3.Киль -вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья. 4.У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад. 5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый. 6.Кожа птиц тонкая, сухая. 7.Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы. 8.Сердце у птиц четырехкамерное. 9.У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок . 10.Мочевой пузырь у птиц небольшой 11.Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве 12.Все птицы способны к полету
А теперь, используя ключ к заданию, проверим себя. (слайд 3)
ІІ. Изучение нового материала. (10-15 минут)
Постановка проблемы:
Давайте вернемся к 12 утверждению. Почему вы считаете это утверждение неверным?( Потому что не все птицы умеют летать. Есть среди них плавающие и бегающие).
Слайд4. Демонстрируются фотографии птиц разных систематических групп.
Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке.Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Сегодняшний урок посвящен всем этим видам птиц.
Как вы думаете, каких животных называют птицами?
Почему пингвинов и страусов относят к птицам, ведь они не летают?
Слайд5. Пингвины. Включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов пингвинов. Они единственные птицы, ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие летать. Родина современных пингвинов - Южное полушарие. Они , как все птицы , покрыты перьями.. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно, черепицеобразно примыкают друг к другу. 'Как вы думаете, почему? (Перья выполняют роль рыбьей чешуи, также они не дают животному промокнуть и переохладиться).Ноги у этих птиц сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость , до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт-крыльев, а ноги с перепонками играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными,моллюсками. Они великолепные ныряльщики и пловцы.,,
Интересные факты о пингвинах.
- Императорский пингвин - самый крупный из ныне живущих. Его рост - до 117 см, а вес - до 46 кг. Во время высиживания яйца он может голодать до 9 недель и выносить холод до - 60 ОС.
- Самый маленький пингвин из ныне живущих - малый пингвин. Он весит всего 1 кг, а его рост - 30-45 см.
- Патагонский пингвин способен плыть 2-3 недели и покрыть расстояние до 1500 км.
- Самый редкий из пингвинов - великолепный пингвин. Всего насчитывается не более 5 тысяч птиц этого вида, и это число 'постоянно уменьшается.
- Весьма агрессивны и крикливы каменные пингвины.
- Самый многочисленный вид- южнополярные пингвины. Их общая численность - 12-13 миллионов.
- Высокохохлый пингвин может двигать своим хохолком.
Слайд6:Страусовые.Эти весьма примечательные животные - самые крупные современные птицы. Обитают страусы в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать.Как вы думаете, почему? (Строение крыльев не позволяет птице взлететь.)Верно. Контурные перья страусов рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал. Также небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов небольшая голова на длинной шее. Зачем страусу длинная шея? (Чтобы хорошо видеть окрестности. Помогает при ловле насекомых.) Правильно. Пища страусов - насекомые, мелкие позвоночные, семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы, австралийские эму, американские нанду, казуары и киви.
Африканские страусыдостигают высоты 3 м, весит эта птица до 90 кг. Ноги у африканских страусов двупалые •. В ямку, приготовленную самцом, откладывают яйца несколько самок. Одно страусиное яйцо весит 1,5 кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца птицы высиживают попеременно: ночью - самец, днем - самки. Через 6-7 недель из яиц вылупляются птенцы.
Американские нандуОбитают нанду в Южной Америке. Рост нанду до 170 см. Нанду живут стаями, в сентябре-декабре самец уводит 2-4 самок из стаи. Он сам готовит гнездо в виде ямы, устланной травой. Одна самка откладывает в гнездо 10-15 яиц. Обычно в гнезде оказывается около 20 яиц, но иногда их бывает до 80. У нанду высиживают яйца только самцы. Высиживание продолжается 40 дней, но птенцы выклевываются не в один день. Бывает так, что последние птенцы гибнут, т. к. самец уже ушел с другими птенцами. При малейшей опасности заботливый отец прячет малышей под крыльями. Кстати, крылья нужны страусу для торможения на бегу и резких поворотов. Нанду убегает от врагов не по прямой, а зигзагами, так легче оторваться. Через полгода полосатые птенцы нанду становятся ростом с родителей, а через 2-3 года меняют оперение.
Австралийские эму Эти птицы живут в пустынях и степях Австралии и Тасмании, их пища - плоды, семена и мелкие животныe. Рост эму достигает 1,5-1,8 м, вес 45-54 кг. Ноги птицы очень сильные, трехпалые. Эму вооружен длинным острым когтем на внутреннем пальце. Самцы и самки эму очень похожи, их трудно отличить. В конце сентября - октябре начинается брачный сезон. В январе-феврале самка покидает самца, отложив 1О или более яиц. Самка не заботится о птенцах, это обязанность самца. Самец эму высиживает птенцов от 53 до 66 дней. Высиживание - дело нелегкое, самец почти ничего не ест, кроме того, первые и последние дни срока высиживания он вообще не встает с гнезда. Питаются эму опавшими с деревьев плодами, ягодами и семенами. До начала высиживания яиц самец весит 50-55 кг, по окончании - теряет в весе до 16 кг. После вылупления 400-граммовых птенцов отец нежно заботится о них.
Казуаровые Эти птицы обитают в тропических лесах Австралии, Новой Гвинеи и близлежащих островов. Казуар - сородич эму. Живут эти птицы в одиночку, не в степях, а в густых лесах. У казуаров черное оперение, на голове - высокий роговой гребень. Их шея трехцветная: красная, желтая, синяя. Своим шлемом птица раздвигает заросли растений. Питаются казуары мелкими животными, рыбой, опавшими плодами. Откладывают 3-8 яиц, которые высиживает самец. Птенцы полосатые. В отличие от нанду у казуара одна самка. Казуары - одиночки, очень неуживчивы. Это довольно агрессивные птицы, на их средних пальцах есть грозное оружие - 10-сантиметровые когти. Нередко птицы дерутся между собой. Казуар способен с места прыгнуть на 1,5 м. Из костей птиц папуасы делают кинжалы, из костей крыльев - иглы. В Новой Гвинее ловят и приручают молодых казуаров, чтобы продать в зоопарки.
Киви.Эти самые маленькие страусовые водятся только в Новой Зеландии. Свое название получили из – за звуков, издаваемых самцами. Кстати, самка киви намного больше самца, клюв ее тоже намного длиннее. Киви небольшая птичка (50-80 см), по размеру она сходна с курицей, но яйца киви в 6 раз больше куриных. Поэтому киви откладывают только одно яйцо в год, но коричневые киви способны откладывать по 4 яйца в год. Яйца такие большие, что на 60-65% состоят из желтка. Через 3 месяца из яиц вылупляются птенцы. Они быстро растут. Становясь независимыми через 3 недели жизни. Птенцы киви изнутри разбивают скорлупу яйца не клювом, а ногами. Тело киви покрыто волосовидными перьями, похожими на мех. Крылья крошечные, .на конце крыла имеется коготок. Питаются эти птицы в основном беспозвоночными, но едят также ягоды, грибы, раков и лягушек. Киви могут прожить 30-40 лет. У них ноздри расположены на кончике клюва. У этой птицы хорошее обоняние.
Слайд 7. Типичные птицы:В этот надотряд объединяют 24 отряда, куда входят большинство современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо выражены приспособления к полету.Распространены они по всему земному шару. Унас, в России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Их относят к различным экологическим группам.
Слайд8. Экологические группы птиц:
Что называют экологической группой животных?Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения.
По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?
( Ответы: по местам обитания, по местам гнездования, по типу питания)
ІІІ. Осмысление блока новой информации (10мин)
Работа в группах.
Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц определенной экологической группы. В течение 6-7 минут группы учащихся из 4 – 5 человек составляют характеристику данной экологической группы птиц по следующему плану (используя учебный материал и инструктивную карточку).
Инструктивная карточка.
- Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
- Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
- Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе животных.
После подготовки учащиеся рассказывают (3-5 мин) о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.
Физкультминутка: Каждый берет по рисунку птицы и переходят в группы по местам обитания птиц.
- Водоплавающие птицы. 2. Птицы леса 3. Птицы побережий водоемов и болот. 4. Птицы открытых пространств.
А теперь давайте проверим, правильно ли мы рапределили птиц по экологическим группам?
Слайд 9:Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по месту обитания.
Слайд10:Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по местам гнездования.
Слайды11-15: Демонстрируются фотографии птиц разных экологических групп по типу питания.
- ІV. Рефлексия(10 мин)
1. Слайды: Выполнение группами тестов на установление соответсвия.
1.Установите соответствие между видом птиц и чертами приспособленности.
а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.
Отдайте листок другой группе для проверки.