Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА

Данные об авторе
Автор(ы): 
И.Л.Горбатовская
Место работы, должность: 

МБОУ "Гимназия №1" г.Сосновоборска учитель информатики

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

рассмотерть причины и пути выхода из информационного коллапса, законы жизнедеятельнсти сложных систем

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Угринович Н.Д. "Информатика" 10 класс профильный уровень

Используемая методическая литература: 

Задачник-практикум под редакцией И.Семакина. Е.Хеннера, ресурсы Интернет

Используемое оборудование: 

экран, проектор

Используемые ЦОР: 

Видеоролик "Информационное общество"

Презентация к уроку "Информационный колапс"

Раздаточный материал

Буклет

 

Краткое описание: 
<p> Урок обобщения по теме &quot;Информационное общество&quot;.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Тема:  ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОЛЛАПС:  ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА

 

ХОД УРОКА

 

  1. Орг.момент. Мизансцена. (3 мин)

- ролик «Информационное общество»

- А что дальше? В какую сторону пойдёт развитие человечества? (ответы детей)

2. Постановка проблемы. (10 мин)

- Сегодня человечество подошло к определённому качественному этапу своего развития. Чтобы увидеть, что ждёт человечество за горизонтом завтрашнего дня, давайте взглянем на процесс эволюции человеческого общества.

(слайд 1)

[[:height=113,width=137]]- Если вспомнить социальную историю, то можно заметить, что эпоха собирательства длилась сотни тысяч лет, эпоха охоты и скотоводства длилась десятки тысяч лет, эпоха земледелия – тысячи лет, эпоха индустриализации – сотни лет, распространяя этот ряд ускоряющейся смены социальных форм приходим к тому, что эпоха информационного общества будет длиться десятки лет, но что будет дальше?

- Так как каждый социальный этап сокращается примерно в 10 раз, то понятно, что сумма этого временного ряда конечна, а следовательно, конечна и вся история социальной эволюции на земле. И если считать, что в информационное общество мы уже вступаем или уже вступили (США в 1974 году), то дальнейшие события непосредственно касаются уже нас с вами.

 

- Что же будет далее с человеком?

 

- О необходимости перехода в иную фазу развития свидетельствуют и другие признаки.

 

(слайд 2)

[[:height=95,width=118]]- Можно наблюдать сокращение длительности мировоззренческих эпох: 10 тысяч лет язычества, 1 тысяча лет христианства, 100 лет социализма, 10 лет демократии.

- И вновь возникает вопрос: «А что дальше?»

 

 

(слайд 3)

- По мере прогресса цивилизации, технологии становятся всё менее долговечными, а информация всё более уязвимой. Египетские пирамиды стоят до сих пор, а вавилонские глиняные таблички всё ещё доступны для изучения, несмотря на прошедшие тысячелетия.

- Творения эпохи, названной Новым временем куда менее долговечны. Шедевры архитектуры могут стоять сотни лет, но потом без реконструкции начинают рушиться. Бумажные книги рассыпаются, машины ржавеют.

- Современное информационное общество создаёт предметы, срок жизни которых буквально ограничен годами.

- Кроме физического устаревания, появилось моральное, технологичное. Кому из вас не приходилось сталкиваться с тем, как быстро устаревает недавно купленный мобильный телефон, компьютер, флэш-карта, фотоаппарат?

(слайд 4)

- По подсчётам науковедов, если с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло уже в 1900 году, а третье – к 1950, сегодня объёмы информации удваиваются ежегодно.

-Это явление, получило название «информационный взрыв», который свидетельствует о том, что мы приближаемся к точке информационного коллапса.

 

- Скажите, а вы чувствуете ли на своей деятельности приближение информационного коллапса? Как?

(становимся зависимыми от информации, абсолютно устойчивых систем нет, если ломается компьютер, вирус уничтожает ценную информацию, возникает сбой в информационной системе – мы становимся беспомощными, возникает раздражение и усталость от постоянной гонки за всё совершенствующимися технологиями, нет чувства стабильности)

 

(слайд 5)

- Есть ещё один не маловажный аспект, который заставляет задуматься.

 

- Давайте попытаемся выделить причины возникшего коллапса. (фиксировать на доске)

(образование больших потоков неуправляемой информации, отсутствие согласованности в деятельности, бездумное использование ресурсов планеты без отслеживания результатов воздействия на неё)

 

- Но, что же делать? Ждать? Надеяться на то, что кто-нибудь когда-нибудь примет за нас решение?

(Подвести учащихся к необходимости к необходимости поиска путей решения проблемы) Записать на доске – Пути выхода:

 

(слайд 6)

- Конечно, человечество не стоит на месте, оно активно ищет пути дальнейшего развития, преобразования.

- Поэтому предлагаю вам в этой работе воспользоваться некоторым уже имеющимся опытом, для его анализа и синтеза наиболее удачных, на ваш взгляд, идей, а может быть и поиска новых нестандартных решений. Вы также можете воспользоваться Интернетом.

 

- Работать вы можете как индивидуально, так и в парах, объединятся в группы.

- Но, перед началом работы я хотела бы познакомить вас с законами жизнедеятельности сложных систем, открытыми русским экономистом Александром Александровичем Богдановым. Суть этих законов заключается в том, что суммарный потенциал системы определяется характером взаимодействия её подсистем. Так, если подсистемы индифферентны (равнодушны) к друг другу, то суммарный потенциал системы эквивалентен потенциалу одной из подсистем. Если же подсистемы находятся в состоянии войны каждой с каждой, то потенциал системы меньше потенциала самой слабой из подсистем. И в случае, если взаимодействие всех подсистем носит целенаправленный характер, то потенциал системы много больше суммы потенциалов всех подсистем. Это закон свехраддитивности, когда целое больше суммы его частей.

 

 

 

- Надеюсь, что эти законы позволят вам грамотно выстроить свою работу.

- Для того чтобы обозначить причины возникновения информационного коллапса и наметить пути выхода из него у вас будет всего 5 минут, следить за временем мне помогут часы, размещённые в правом верхнем углу экрана. Итак, время пошло.

 

- Свои выводы фиксируйте, пожалуйста, на доске. Форма представления результатов деятельности может быть любой – схема, рисунок, устный ответ, презентация.

 

3.  Представление результатов.

 

(Хотелось бы, чтобы учащиеся пришли к выводу о необходимости сохранения целостности мира через переход в новое информационное пространство, позволяющего максимально сохранить целостность окружающей нас природы. Начинается новая эра – эра разума).

 

Примерные ответы:

 

Выходом может стать переход в новое состояние.

Природа – человек, использующий ресурсы природы – человек, минимально использующий материальные объекты природы, выстраивающий взаимодействие в сфере человек-человек и восстанавливающий природную деятельность.

Может быть в будущем, когда природные ресурсы будут исчерпаны естественным образом (световой век Солнца закончится и т.п.), человечество перейдёт в новую фазу – освоения Вселенной, но для этого нам надо научиться не зависеть от материи.

4. Рефлексия.

- Я бы хотела попросить вас выразить тремя словами своё отношение к сегодняшнему уроку, к проблеме, которую мы рассматривали, к вашей деятельности на уроке и т.п. 

5. Д\з попробуйте найти в интернете, в журналах и газетах материалы, подтверждающие или опровергающие полученные нами результаты в тех областях, которые рассмотрены в нашем учебнике в п.2.1.

Прикрепленный файл Size
Информационный коллапс.ppt 3.19 MB
раздаточный материал.doc 126.5 KB
буклет.rar 437.01 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн