Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации "Бумажная пластика в декоративном оформлении"

Submitted by Елена Викторовна Бурдеева on Wed, 30/03/2011 - 07:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бурдеева Елена Викторовна
Место работы, должность: 
Енисейский педагогический колледж
Регион: 
Красноярский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Методические рекомендации для студентов "Бумажная пластика в декоративном оформлении"

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации помогут студентам более углубленно изучить технику работы с бумагой и применить свои знания на практике.  Они помогут студентам в организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.

Бумага – самый доступный материал для оформления, но при работе с ней необходимо знать её виды и свойства, особенности и основные приемы, эти   знания студенты получают на лекционных занятиях. Также изучаются различные виды работы с бумагой: симметричное и художественное вырезание, способы складывания, конструирование и знакомство с пластическим дизайном.

После изучения курса бумажной пластики студенты овладевают теоретическими и практическими знаниями по применению и использованию бумаги в оформительских целях, а также могут грамотно использовать бумагу как основной или второстепенный материал в своей деятельности (художественной, педагогической, учебной и пр).

В методических рекомендациях теоретический материал излагается с иллюстративным, с образцами работ, на которых изучаются методы и технические приемы. После изучения материала предполагается выполнить самостоятельную творческую композицию.

В иллюстративных материалах использованы работы студентов Енисейского педагогического колледжа и Интернет – ресурсы.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ БУМАГИ

Бумага толстая, тонкая, цветная, белая, газетная, альбомная. Мы встречаемся с ней каждый день дома, в магазине, в транспорте. Мы привыкли к ней и не задумываемся о том, что было время, когда бумаги не было и для выражения своих мыслей человек должен был выцарапывать острым камнем или рисовать на скалах и стенах пещер различные узоры, сцены своего быта и охоты.

      Изобретению бумаги предшествуют тысячелетия поисков материала. Сначала таким материалом служил камень. Затем появились глиняные таблички. На подготовленных тонких кирпичиках из сырой глины выдавливали палочками особые знаки – иероглифы. Затем их обжигали, и они становились твердыми, но достаточно хрупкими. Такие плитки – письма можно было пересылать на далекие расстояния.

     Затем появились деревянные таблички, которые покрывали воском, а записи делали специальной палочкой, один конец которой был заострен для записей, а другой выполнен лопаточкой для затирания воска в случае ошибок.

     В разных странах применялись различные материалы для письма.

В Новгороде писали на бересте. В Древнем Египте использовали папирус.

     Во 2 веке до нашей эры в городе Пергаме начали изготавливать новый материал, который получил название «пергамент». Это была очень тонкая, прочная и дорогая, специально выделанная кожа, на которой делались важные записи.

     На Руси пергамент стали выделывать в 15 веке для государственных грамот, законов и особо ценных книг. Пергамент уступил свое место бумаге, которую изобрели в Китае. Вскоре технологией производства бумаги овладели в Индии и странах Индокитая. В этих странах научились делать бумагу из тряпок, парусов, сетей и канатов, а в Японии использовали кору деревьев. Вскоре Японская бумага превзошла по качеству Китайскую, которую изготавливали из бамбуковых стеблей.

     Не отставали в поисках лучшей технологии производства бумаги и арабы. Они использовали смоченные водой тряпки, растирая их между вращающимися мельничными жерновами, усовершенствовав таким образом сам процесс ручного изготовления бумаги, который применяли китайцы.

     Бумаги во всем мире стало очень много. Из нее стали делать различные предметы для религиозных обрядов, амулеты, украшения, ширмы, а прозрачную бумагу даже вставляли в окна вместо стекол.

     В Европе бумагу стали производить только с 12в., сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии. В Россию бумага ввозилась из Франции и Голландии. Свое производство началось только в 15в. близ Москвы бумажной мельнице. Вторая и третья мельницы были построены в 17в. Но бумаги на них производилось недостаточно, поэтому часть бумаги приходилось ввозить. Лишь при Петре1 были построены бумажные мельницы европейского образца. В 1716 году в Красном Селе, под Петербургом, открылась бумажная мануфактура, а через четыре года бумажная мельница появилась и в Петербурге. Затем появились бумагоделательные машины, что резко увеличило производство. Ввоз бумаги прекратился.

     В наши дни бумага стала универсальным материалом и используется везде. Используя ее для письма и рисования, люди не могли не обратить внимание на бумагу саму по себе. Оказалось, что, складывая лист бумаги, можно получить удивительные фигурки и предметы, а если взять в руки ножницы, то из нее выйдет отличный орнамент. Так зародилось искусство оригами и художественное вырезание.

 

РАЗНОВИДНОСТИ БУМАГИ

     Бумага бывает самая разнообразная. Она различается по толщине, цвету, качеству и размерам. Бумагу нужно подбирать определенного цвета и типа в зависимости от того, что собираешься делать.

  1. газетная бумага
  2. бумага для печатания книг и журналов
  3. писчая бумага для ксерокса
  4. чертежно – рисовальная, эстампная
  5. калька
  6. упаковочная или оберточная
  7. цветная глянцевая
  8. шагреневая бумага (тисненая)
  9. бархатная
  10.  самоклеющаяся
  11. копировальная
  12. обойная
  13. картон
  14. репсовая бумага

 

Для выполнения работ с бумагой лучше использовать клей ПВА и резиновый клей. Для вырезания применяют ножницы или резак.

 

ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Оригами

Оригами– слово японского происхождения. Это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.

     Не смотря на то, что бумага была изобретена в Китае, а не в Японии, именно последняя и стала родиной искусства складывания из бумаги.

     Изделия из сложенной бумаги служили в основном предметами религиозного культа, например коробочки санбо, в которые вкладывались кусочки рыбы и овощей, подносились в качестве жертвоприношений в храмах.

     В 14 – 15 в. аристократы, монахи и придворные императорского двора должны были уметь складывать оригами. Так складывались записки в форме бабочек, журавлей, цветов. Они были символом дружбы и доброго пожелания. Умение складывать фигурки оригами стало признаком хорошего образования и изысканных манер.

     Постепенно оригами превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Настоящая революция оригами относится к периоду Второй мировой войны. Акира Йошизава изобрел не только сотни новых фигур, но и доказал, что это искусство может быть авторским, он способствовал широчайшему распространению оригами, создав систему несложных условных знаков.

     Кроме изготовления игрушек и украшений  оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка. Оригами нашло свое применение в промышленности, архитектуре, дизайне.

     Для большинства фигурок оригами имеются начальные базовые формы складывания, которые следует освоить для дальнейшей работы.

Базовая форма «Книжка»:

Базовая форма «Квадрат»:

Базовая форма «Дверь»:

Базовая форма «Дом»:

Базовая форма «Треугольник»:

Базовая форма «Блин»:

Базовая форма «Воздушный змей»:

Базовая форма «Водяная бомбочка»:

Базовая форма «Рыба»:

Базовая форма «Катамаран»:

Базовая форма двойной квадрат:

Базовая форма «Птица»:

После освоения базовых форм можно приступать к складыванию незатейливых форм по схемам.

Образцы работ:                                                                                                 

        

 

Модульное конструирование

Принцип модульного конструирования заключается в складывании небольших модулей и соединении их в единую картину (по принципу мозайки) или какую-либо форму.

      

 

Симметричное вырезание

Симметричное вырезание применяется при выполнении салфеток, орнаментов, закладок для книг. За основу берется квадратный или прямоугольный лист бумаги, которые многократно складываются в разных направлениях. На одну из получившихся поверхностей наносят рисунок и вырезают ножницами. Этот способ позволяет быстро и легко создавать повторяющиеся узоры. Для работы используют цветную, глянцевую, бархатную или самоклеющуюся бумагу.

 

                        

 

Вырезание орнаментов

Для того, чтобы украсить коробочку, салфетку или декоративное панно, нужно научиться вырезать орнаменты. Лист может складываться несколько раз, но главное не забывать   оставлять бумагу в местах креплений.

                                                    

Транспарантное вырезание.Особенность заключается в том, что рисунки получаются симметричными и не надо складывать бумагу. Бумага складывается пополам только для простых рисунков.

            

 

Художественное вырезание

     Силуэт как вид графической техники возник в глубокой древности: черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы 11в. до н.э.

     Однако всем нам знакомый вырезанный силуэт родился во Франции в первой половине 18в. и в течение короткого времени завоевал всю Европу, а в конце столетия и Россию.

     В первой половине 19в. силуэт стал на столько популярен, что каждый мало – мальски состоятельный человек заказывал силуэтные портреты близких ему людей. Часто можно было увидеть однотонные изображения, украшавшие стены жилых комнат или альбомы дам. Техника исполнения силуэтов была различной. Их рисовали тушью на бумаге или стекле, вырезали из бумаги. Силуэты делали не только художники, но и просто любители. Вскоре силуэтное портретирование стало любимым занятием дворянства. В конце 19в. силуэт начал вытесняться фотографией.

     Вырезание может строиться как на симметрии, так и по свободным линиям.

         

 

Объемные модели из бумаги

Прежде чем приступить к вырезанию, сгибанию, склейке и сборке объемной фигурки нужно потренироваться на готовых выкройках для той или иной модели. Со временем вы сможете создать собственную модель – потребуется немного творчества и терпения.

 

Для постройки объемных бумажных моделей Вам понадобятся:
1. Ножницы, острый нож и шило.
2. Линейка и угольник.
3. Прозрачный нитроцеллюлозный клей для бумаги, использование клеев на водной основе не рекомендуется.
4. Непишущая шариковая ручка (для сгибания бумаги).

Для получения линии сгиба необходимо сделать надрез острым резаком, но не прорезая при этом бумаги. Далее по линии надреза лист сгибается в нужную сторону. Все лишние детали отрезают, чтобы не мешали. Последним этапом выполняют склейку готовых деталей. Если фигурка объемная, то оставляют немного бумаги для того, чтобы можно было склеить деталь и придать объем.

              

 

Торцевая пластика (квиллинг)

Для торцевой пластики требуется плотная основа и нарезанная бумага лентами по 5мм шириной. Все ленты должны быть ровно нарезаны. Для получения завитков и скрученных рулончиков полоски бумаги накручиваются на спицу. Все элементы приклеиваются клеем ПВА .

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мне не очень понравилась эта идея, так как при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако, для детей этот инструмент подходит.

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм.

 

                       

 

Плетение из бумаги

Для плетения используется бумага от газет и журналов. Нарезаем бумагу на длину газеты, шириной около 5см, и начинаем скручивать. Когда необходимое количество трубочек готово, это не меньше сотни, лучше больше, приступаем непосредственно к плетению как показано на рисунках ниже. Из оставшихся можно будет сделать панно. Плетение начинаем с выкладывания 8-10 трубочек крест на крест (сеткой). Дальше трубочку вкладываем по кругу. Оплести можно любую форму (баночки, горшочки и т.д.) По окончании работы лишние торчащие концы подрезаем, а крайний круг закрепляем, подсунув их под готовые петли.

                                          

Образцы работ:

    

 

 

Рельефные и полуобъемные композиции         

Рельефное изображение может быть полуобъемным (барельеф), линейным (при выделении контура) и плоскостным (при выделении лицевой плоскости). Его характеризуют наклон, поворот, изогнутость, интервал, толщина, плавность, рубленость, рифленость.

Разрабатывая рельефную композицию, необходимо учитывать ее местоположение (возможности боковых точек зрения), условия освещенности.

       

 

Макетирование в бумагопластике

          Для учебного макетирования используются бумага, картон, эглин, иногда пенопласт.

Лучший материал для упражнений – плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон. Диапазон свойств бумаги обусловил и разнообразие ее применения – из бумаги выклеивают сложнейшие структуры. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и в то же время способна передать тончайшую пластику формы. Из бумаги выклеивают как пространственные, так и монолитные композиции. В макетировании бумагой имитируют различные конструкции, всевозможные строительные материалы – бетон, мрамор, металл и др.

Большое значение имеет бумага в выявлении пластики формы. Она обладает богатыми светотеневыми качествами, поэтому передает светотеневые отношения от контрастных до нюансных, еле уловимых глазом. Темный картон, эглин не обладает этими качествами.

В макетах используются замкнутые или незамкнутые элементы. Замкнутые со всех сторон элементы дают ясное и полное представление о форме и силуэте композиции. Они могут быть как криволинейных, так и прямоугольных очертаний и применяются в выставочных демонстрационных макетах, а также в рабочем макетировании. Незамкнутые элементы имеют такое же применение. Они служат средством быстрого выполнения рабочих макетов, их легко делать, что позволяет пробовать различные варианты.

Макет нельзя делать из рулонной и деформированной бумаги. Бумагу предварительно необходимо натянуть на подрамник (исключение – акварельные и чертежные папки), в противном случае поверхности граней будут коробиться, а форму «поведет». Процесс макетирования складывается из нескольких стадии: поиск композиции на листе бумаги, вычерчивание развертки и раскрой, склеивание макета. Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Чтобы правильно вычертить развертку чистового макета, надо в плоскость развернуть эскизный макет. Линия стыковки определяется на эскизном макете. Макет разрезают по предполагаемой линии стыковки, разворачивают и по нему вычерчивают уже новую развертку для чистового макета. Простые композиции, как правило, имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Склеивание производится несколькими способами – склеивание в «торец»: отрезок бумаги приклеивают перпендикулярно к поверхности другого куска. Иногда необходимо склеить «встык» два торца – при склеивании криволинейных элементов, при наращивании и т.п. Соединение «внахлестку» коробит бумагу, поэтому применять этот способ надо в крайнем случае. Стык как перпендикулярный, так и под углом можно делать отгибом бумаги, а так как линии макета должны быть предельно четкими, надо обязательно делать надрез по линии сгиба: выступающий угол следует надрезать с лицевой, входящий (западающий) – с изнаночной стороны развертки.

Часто появляется необходимость обеспечить прочность макета, иначе может быть деформация углов и поверхностей. В таких случаях проклеивают каркас из полосок бумаги. Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные – по изготовленному из плотной бумаги лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа. От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

 

     

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература:

  1. Браиловская Л.В. Арт-дизайн. Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
  2. Макарова Н.Р. Секреты бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Дополнительная литература:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: «Аким», 1992.
  2. Горяева Н.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. Под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2006.
  3. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город. СПб.: ТОО «Диамант», 1997.
  4. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-синтез, 2006.
  6. Неменская Л.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. 4 кл. М.: «Просвещение», 2004.
  7. Оригами – от простого к сложному. СПб.: Дельта, 1999.
  8. Сборник лучших моделей из бумаги. М.: ТЕРРА – книжный клуб; «Аким», 2005.
  9. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 2006.
  10. Соколова-Кубай Н. И. Узоры из бумаги. М.: Культура и традиции, 2005.
  11. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  12. Твоя мастерская. Раб. тетр. 3 кл. Под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2004.
  13. Черныш И.В. Удивительная бумага. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн