Конспект урока по чтению «О братьях наших меньших».
Submitted by Надежда Викторовна Марсакова on Wed, 30/03/2011 - 12:41
Тема: «О братьях наших меньших».
Цели: 1. продолжить формирование умения работать с текстом; через художественное произведение учить читать язык природы; подвести к выводу о значимости постепенного перехода одного времени года в другое;
2.совершенствовать технику чтения, отрабатывать навык правильного, беглого чтения; развивать русскую речь учащихся, логическое мышление детей.
3. содействовать экологическому воспитанию, создание условий для сохранения и укрепления здоровья в учебном процессе.
Материал к уроку: Н. И. Сладков «Всему своё время», диалоги «Сорока и заяц», «Барсук и медведь».
Оборудование: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, карточки для фонетической зарядки, для упражнения «Фотоглаз», карточки с весёлыми человечками.
Приложение №1 «Элементы динамического чтения».
Приложение №2 «Использование элементов здоровьесберегающей технологии», колокольчик.
Учебник «Родная речь», 2 класс ( Горецкий, Климанова)
Элементы здоровьесберегающей технологии по В. Ф. Базарному:
использование двигательной активности (конторки), расширение зрительно- пространственной активности (зрительные траектории), упражнение «Весёлые человечки», широкоформатное панно с изображением зимнего леса, рисунки на стенах класса, релаксационные упражнения по Джекобсону.
1. Организационный момент. Оздоровительная минутка. Смена мест.
- Ребята, что-то опустилось мне на ладошку.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
мягкие пушинки
Милые …….(снежинки).
(Звучит релаксационная музыка)
Родились они в снежном облачке. С каждым часом снежинки становились прекраснее и наряднее. Выросли снежинки и полетели к земле. Закружились снежинки в медленном танце. Начался настоящий снегопад. (Дети медленно кружатся)
Наступил вечер. Снежинки начали опускаться на землю. Сначала ложатся крупные снежинки, (садятся мальчики), а затем снежинки поменьше (садятся девочки). Стало тихо.
Наступило утро. Наступил последний день зимы! Солнышко взошло, и проснулись снежинки. (Дети встают).
- С добрым утром! С добрым утром, ребята!
А теперь закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ваших ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальцы рук проходит тепло по всей руке. Расслабились ручки, отдыхают.
Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Тепло идёт по всей ноге. Усталость проходит, мышцы отдыхают.
Вдох. Выдох. Вдох – на выдох произносим звуки м, л, н. Вдох – на выдох считаем до 10.
Дыхание становится плавным и равномерным.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас урок необычный. Я предлагаю вам необычное путешествие в зимний лес, потому что получила необычную телеграмму, который прислал Лесовичок.
Есть на свете старичок,
Старичок – Лесовичок.
Носит он из пёстрых листьев
Разноцветный колпачок,
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные.
Сам в зелёном армяке,
Посошок в его руке.
И забот у него полным- полно. Каждый день обходит весь лес и следит за порядком. Зимой его не видно, но он всё видит, всё слышит. Нас проведет по особым лесным тропкам на очень интересную полянку.
- Ребята возьмём гостинцы для своих лесных друзей.
( На стенах класса прикреплены маленькие рисунки, я загадаю загадки, а дети находят глазами эти предметы). Упражнение для глаз: использование зрительных ориентиров.
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Сидит, красна - девица в темнице. (Морковь)
Скорлупа деревянная, внутри вкусненькое
Кто разобьёт, тот полакомится. ( Орех)
Красные ягодки после мороза сладкие. (Рябина)
Итак, в путь! Маршрут наш прост, траектории по которым мы будем двигаться перед вами. (Упражнения для глаз: расширение зрительно – пространственной активности).
3. Работа над развитием техники чтения. Использование «Экологического букваря»
А вот здесь мы сделаем первую остановку. Она называется «Опушка звуковая».
Там где пели зяблики,
Сегодня посмотри:
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
Снегири щебечут раз, два, три,
А ты за ними звуки повтори.
А – О, И – Э У – И О – Ы А – У
АИУОЫ ЭОЫАИ ОЫЭУИ
СКО – ЖГУ – ЧЕ – ЩА – ЧУ
- Слышите, стрекочет сорока. Это с ней происходят все странности. Она нам приготовила скороговорку.
На этой остановке нас встречает сова – острый глаз. Она предлагает нам задание «Фотоглаз».
ВОРОБЕЙ
ПОПОЛЗЕНЬ
КЛЁСТ
ГЛУХАРЬ
СНЕГИРЬ
СКВОРЕЦ
КЕДРОВКА
- Было ли слово СОРОКА? Какие слова вы запомнили? Какое слово было лишнее?
4. Развитие логического мышления.
- Небо закрыла туча. Начался снегопад. Падают необычные снежинки, это снежинки буквы.
/ / / / / / /
* * * * * * * *
М О Н Л Е У А С К
- Составьте слова из данных букв.
5. Физпауза. Релаксационное упражнение.
- Мы идём по лесу, кругом деревья. Представьте, что вы все красивые деревья. Ноги ваши – это корни деревьев, туловище – ствол, руки – ветки деревьев. Дует ветер, деревья начинают качаться плавно вправо-влево, вперёд – назад. Выглянуло солнышко, все деревья потянулись к солнышку. Организм наш наливается силой как деревья.
(СМЕНА МЕСТ)
6. Работа над новым материалом.
- А вот и та полянка, на которую нас привела лесная тропка. А это хозяева леса. Послушаем лесной разговор.
А) Первичное восприятие текста.
( дети слушают кассетную запись «Всему своё время» Н. Сладкова).
Б). О Н. Сладкове.
- Записал эту историю Н. Сладков. Природа, ее тайны, красота волновали Н.И.Сладкова всю жизнь. У Сладкова много увлекательных рассказов о природе. ( Знакомство с книгами Сладкова).
В). Словарная работа.
Оскомина, мерещится, закручинился ( перевод на родной язык).
Г). Вторичное восприятие текста.
- чтение по цепочке.
- чтение «Буксир».
- чтение «Молния».
- чтение «Губы».
(ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)
- Встали все. Глазками обойдите маршрут полянки. (Работа по зрительно- двигательным траекториям).
Д.) Анализ произведения.
1. По жанру.
- Что вы сейчас прочитали: рассказ, быль, сказку или басню? Докажите.
2. По сюжету.
- Где и когда происходит действие?
- С чего всё началось?
- Как развивалось действие?
- Какое событие главное?
- Чем всё закончилось?
- Какой эпизод для вас был самым неожиданным? Почему?
3. Об образах.
- Назовите героев произведения.
- Какой поступок она совершила?
- Почему она так поступила?
- Что о нём говорят другие персонажи?
- Что думает о ней автор?
4. Почему никто не обрадовался преждевременному лету?
Какова главная мысль произведения?
Соответствует ли названию (теме)?
7. Физкультминутка «Весёлые человечки».
Не одолела вас дремота, шевельнуться, не пора ли? Выполняйте вместе с «Веселыми человечками».
(Упражнения не карточках с движениями весёлыми человечками).
(СМЕНА МЕСТ).
8. Чтение по ролям «Заяц и сорока».
- Почему зайцу осина кажется слаще мёда?
9. Чтение диалога «Медведь и барсук».
- Чем похожи и чем отличаются эти тексты?
- Какой вывод можно сделать из прочитанного?
«Всему своё время».
- Поэтому Сладков озаглавил сказку пословицей «Всему своё время».
10. Экологическая минутка.
- Ребята, чтобы лесные жители не страдали , оставим в лесу для них гостинцы, которые мы принесли с собой. ( Ребята украшают ёлочку гостинцами: морковью, рябиной, капустой, орехами, семечками на широкоформатном панно).
11. Теперь нам пора идти домой. А лес все дальше и дальше. Нам хочется еще раз взглянуть на лесную сказку. Релаксационное упражнение «Лес»
- Расслабьтесь, слушайте и делайте как я.
Смотрим влево, смотрим вправо,
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнём.
Мышцы не напряжены, расслаблены.
12. Итог урока.
- Мы с вами сегодня совершили интересную прогулку на лесную полянку. Понравилась ли вам прогулка?
- Мне понравились, как вы отвечали на все мои вопросы. Я хочу вам поставить только хорошие оценки. Молодцы!
На: Конспект урока по чтению «О братьях наших меньших».
Оцените мои Загадки о птицах