Рейтинговая оценка образовательных результатов учащихся на уроках биологии
Submitted by Елена Викторовна Кучеренко on Wed, 30/03/2011 - 19:14
Рейтинговая оценка знаний учащихся на уроках биологии. В концепции модернизации российского образования определена необходимость сделать на пороге 21 века процесс обучения более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентации обучающихся, способным обеспечить им осознанный выбор своей профессиональной деятельности. Условием для самоопределения и самореализации ученика является его свободный выбор наиболее подходящего варианта школьного образования на старшей ступени обучения. Программа по биологии с каждым годом становится всё более информационно насыщенной. Фактических знаний на учащихся обрушивается всё больше и больше. Обостряется противоречие между объёмом знаний и их востребованностью в дальнейшей жизни детей. Поэтому особенно актуальным для обучения биологии стал переход на уровневую систему оценки, где больше внимания уделяется не набору фактов, которые держит ученик в памяти, а умению оперировать этими знаниями на практике. Новая система оценки результатов учебной деятельности построена по принципам личностно ориентированного обучения, предполагает предоставление ученику возможности выбора, ориентирована на его личные способности и опыт. В данной системе оценивания каждая отметка отражает только конкретные достижения, т.е. достигнутый на этот день уровень освоения данного материала, который определяется многими факторами, в том числе и индивидуальными особенностями ребёнка, и продолжительностью изучения данного материала, и определённым заранее уровнем, соответствующим индивидуальным установкам ребёнка, и вложенным трудом, и его эффективностью. Введение уровневой шкалы оценки результатов изучения биологии сказывается на структуре учебного процесса, и урока в частности. Изменяется характер работы учеников на уроке, работы учителя как во время урока, так и при его подготовке. Задача учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельности и непосредственно консультировать школьников Рейтинговая система контроля знаний учащихся рассматривается на старшей ступени обучения, в курсе «Общая биология» 10 класс (профильный), учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (11 часов). Учащиеся получают в начале изучения нового материала технологическую карту темы и оценочный лист, что позволяет и педагогу и ученику диагностировать и корректировать уровень стартовой готовности к изучению следующего учебного элемента, а также – отслеживать и регулировать процесс освоения содержания темы и ее составных частей. На каждое учебное занятие выдаётся учащимся технологическая карта урока, пошаговое руководство к изучению нового материала, начиная от стартового контроля в начале урока и до обобщения пройденного материала в конце занятия. В ней отражены список учебных действий и максимальное количество баллов, предусмотренное за их выполнение. Таким образом, если учащийся пропустил урок, он может самостоятельно изучить данный материал. Для использования рейтинговой системы, составляется список всех оцениваемых действий, т.е. того, за счёт чего ученик сам сможет набирать очки, и сколько очков будет присуждаться за каждый вид работы. Этот список учебных действий и количество баллов за каждое из них доводиться до сведения учащихся. При составлении шкалы оценок необходимо учитывать любую форму учебной или внеклассной деятельности. Важность той или иной работы определяется весом её оценки. Например, при выполнении упражнения в классе или домашней работы ставится по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Если ответ неполный, или с недочетами, то балл не начисляется. Баллы за домашнюю работу начисляются только за вовремя сданные задания, а за списанные задания баллы не начисляются. За самостоятельную и практическую работы можно получить от 2 до 5 баллов, за контрольную работу – 30-50 баллов, за ведение и оформление рабочей тетради – 3 балла. Рабочая тетрадь проверяется по требованию учителя. Здесь оценивается качество ведения: аккуратность, запись определений, диктуемых на уроке, формулы, рисунки и таблицы. В результате известно общее число баллов, которое ребёнок может набрать за урок. На первом занятии школьников знакомят с особенностями рейтинговой системы учета и контроля знаний. Вывешивается рейтинг-лист, на котором регулярно отмечаются оценки за выполненные задания. Ответы учащихся по теме урока заслушиваются по желанию, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы.. Любую самостоятельную или тестовую работу учащиеся могут переписать в течении одной недели и только один раз. Количество баллов при этом не снижается, а в рейтинге ученика учитывается то количество баллов, которое он набрал в результате переписывания. Учитель фиксирует всё, что делают ученики, во избежание недоразумений и обид. Объявление рейтингов учеников может быть открытым (стенд в классе) или закрытым. Пересчёт показателей успешности производиться к концу каждого урока или к началу следующего. Каждый ребёнок может получить дополнительные баллы: за активную работу в классе, при ответе на вопросы учителя при разборе заданий, за выполнение творческих заданий, за квалифицированную проверку и помощь товарищам. Задания творческого характера могут выполняться в паре или группе, но тогда баллы за них нужно снизить или поделить между учениками. Поэтому, на мой взгляд, отметка в итоге получается более объективной, чем при обычном опросе. А также это заставляет учащихся более внимательно и полноценно относится к выполнению каждого задания. Предложенная техника освободила учителя от обязательного оценочного реагирования на каждую учебную операцию опрашиваемого ученика – эти функции были делегированы самим школьникам посредством предъявления эталона правильного ответа, либо действия. Результатом этого изменения стала минимизация фронтальных форм работы, бездумного переписывания с доски чужих работ. Перенос значительной части ответственности за результаты обучения с учителя на ученика, самоорганизация детей, актуализация самооценивания и взаимооценивания.