Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения находить общий язык с родителями, опираться на их помощь и поддержку. Не зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей. На протяжении всех лет обучения в начальном звене ставлю перед собой задачу- проводить работу с родителями так, чтобы уходя с собрания, с мероприятия, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое. Каждая наша встреча даёт повод к раздумью, вызывает желание анализировать, думать, читать.
Моя работа с будущими первоклассниками и их родителями начинается в подготовительной группе детского сада. Первое родительское собрание, точнее, я его называю, первая встреча с родителями, провожу в ноябре (во время осенних каникул).
Поддерживаю тесный контакт с воспитателями детского сада – они являются моими помощниками. С воспитателями составляем план работы по осуществлению преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой, план работы с родителями. От правильно спланированной работы с родителями зависит успех образовательного процесса. Перед первой встречей с родителями обязательно посещаю несколько занятий с детьми в группе, знакомлюсь со своими будущими первоклассниками. С воспитателем готовим родительский уголок «Скоро в школу», традиционный «почтовый ящик» «Спрашивайте – ответим». Воспитатель и учитель отвечают на волнующие родителей вопросы, интересов по данной теме. По анализам наблюдений, вопросов родителей совместно с воспитателем проводим встречу в системе взаимодействия «воспитатель- учитель- родитель». На встрече присутствуют родители, воспитатели, заведующая ДОУ, старший воспитатель, учитель начальных классов. Главной целью является изучение ценностных ориентаций родителей в области подготовки детей к школе, содействовать продуктивному взаимодействию родителей и педагогов в вопросах подготовки детей к школе. Первая часть встречи проводится на открытом занятии. Воспитатель проводит открытое предметное занятие по плану группы. Родители имеют возможность наблюдать за своими детьми, оценить уровень подготовленности к школе. Вторая часть встречи проводится в форме круглого стола. Неформальный характер общения педагогов с родителями даёт положительный и эмоциональный фон, равноправное положение и активность всех участников встречи. Такая форма сотрудничества «воспитатель-учитель-родитель» дает возможность родителям узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ и школе.
Следующие встречи с родителями проводятся на зимних и весенних каникулах, знакомлю с учебной программой, по которому будут заниматься первоклассники, с учебниками и учебными принадлежностями. Для этого готовлю наглядную педагогическую пропаганду через выставку, где представляю необходимую информацию об учебно-методическом комплекте и учебных принадлежностях. Заканчивается встреча в дошкольном учреждении праздником « В добрый путь, выпускник!», где официально принимаю своих первоклассников и их родителей.
В сентябре, когда мамы и папы приводят своих детей в первый класс мы уже встречаемся как старые знакомые. Теперь моя задача – заинтересовать родителей школьной жизнью, привлечь их к внеклассной работе.
Особенно тщательно готовимся к 1 сентября, привлекаю своих помощников – родителей. Сыграть роль, придумать конкурсы, оформлять зал, класс – это творчество моих родителей. И каждый раз я на память делаю фотографию вместе с учениками и их родителями. И я думаю такой командой мы можем преодолеть все.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, через месяц после начала учебного года провожу первый открытый урок для пап и мам своих учеников. Наблюдения за своими детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание, как и какую помощь, оказать сыну или дочери. Родители постепенно убеждаются, что заинтересованный труд ребенка приносит более ощутимые результаты, нежели окрик, понукание и постепенно привыкают использовать приёмы и методы, которые демонстрирую им на открытых уроках.
Стало традицией делать последний день учебы днем открытых дверей для родителей. К этому дню мы тщательно готовимся. Уроки строим так, чтобы родители поняли, как многому мы научились за год. Родители видят, что дети учатся не только читать, считать и писать, но и быть любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей. На день открытых дверей готовим праздничный концерт и памятные сувенирчики для родителей.
Классное родительское собрание является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Обычно родительские собрания проходят традиционно: выступление классного руководителя по проблемам реализации образовательного процесса и обсуждение организационных вопросов. Родители на таких собраниях не проявляют активности. Поэтому для повышения эффективности собрания провожу их таким образом. Это: родительское собрание с элементами тренинга, с элементами практикума, с элементами дискуссии, с элементами деловой игры, с элементами наглядной педагогической пропаганды.
В основе собраний-дискуссий лежат конкретные педагогические ситуации: могут быть это ситуации, пережитые родителями и детьми, могут быть предложены и педагогами, психологами. Также на собрания- дискуссии подбираю газетный материал или книжный материал, посвященные проблемам семейного воспитания. Цель дискуссии – выработка оптимального подхода к решению той или иной ситуации.
Собрания с элементами деловой игры проходят бурно, так как оно ближе к реальной обстановке, нужно родителям быстро принимать педагогически верные решения в тех или иных ситуациях, также увидеть и исправить ошибку в данной ситуации. Цель деловых игр: закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации.
Собрания с элементами наглядности позволяют познакомить родителей с некоторыми вопросами воспитания: например, трудовое, эстетическое, нравственное воспитание детей в школе. Представляю вниманию родителей творческие работы детей на уроках труда «Наши руки не для скуки», выставка «Наши первые тетради», сочинения «Моя семья», «Моя мама», фотографии «Как мы работаем», «Как мы отдыхаем», грамоты, дипломы «Наши успехи».
Собрания с элементами практикума тоже направлены на выработку педагогических умений и навыков мам и пап. После теоретического материала предлагаю родителям проиграть различные жизненные ситуации. Проигрывание различных ситуаций помогает родителям посмотреть на ситуацию со стороны и посмеяться над ситуацией и найти способы решений конфликтных ситуаций.
Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки тетрадей, детских рисунков, поделок, сочинений, фотомонтаж прошедших мероприятий.
В работе с родителями практикую проведение родительских конференций для пап, и для мам.
Конференция для пап.Накануне праздника «Дня защитника Отечества» со своими первоклассниками наблюдаем за папами: просим пап обвести свою руку на бумаге, теперь за дело берутся мои первоклассники: в воскресенье целый день наблюдают за папами: что он делает целый день. Затем мы оформляем стенд «Папины руки». И что интересно, папы так удивляются, откуда такая информация. К этому празднику готовим стенгазету «Мой папа –солдат». «Я – будущий защитник Родины», «Защитники Отечества в моей семье» Дети приносят фотографии пап в военной форме и с кратким описанием, когда и где служил. Готовим праздник для пап, например, «Два корабля» (это театрализованная игра – соревнование между двумя равносильными командами взрослых и детей: папы моряки, а дети – юнги).
Или «С папами на рыбалку» (тоже шуточная театрализованная игра – соревнование с настоящей ухой).
После мероприятия провожу конференцию для пап «Плохо тому сыну, которого отец не воспитывал». На этой конференции главной задачей считаю, обмен опытом воспитания. Мысли высказанные родителями и подкрепленные их своим же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Привожу пример из жизни, из газетных материалов. Такие конференции играют важную роль в воспитании детей со стороны пап, так как папы обычно редко ходят на собрания.
Таким же образом провожу конференцию для мам «Мать, помни, ты – главный воспитатель». Для мам готовим стенд «Моя мама самая красивая», выставку рисунков «Моя мама», мамы готовят любимое блюдо семьи. Проводим развлекательную программу «На поляне с мамами», готовим для них поляну с бумажными подснежниками, в которых написаны пожелания для всех мам. «На поляне с мамами – это тоже театрализованное представление с элементами соревнования. Для проведения таких конференций нужно тщательно продумать вопросы, заранее провести анкетирование, чтобы посмотреть на проблему их глазами.
Накануне женского праздника один раз в 4 года провожу встречу с мамами в неформальной обстановке за чашкой чая, не могу их обойти вниманием, ведь участниками собраний обычно бывают мамы, уроки делают с детьми мамы, и много- много другое.
Наше женское счастье…
Что ты?
Каждый день бегом на работу,
А с работы с сумкой домой,
Накорми, постирай, успокой!
Наше женское счастье, где ты?
В этих буднях, тревогах и бедах,
В наших детях, любви и победах.
Провожу различные семейные конкурсы. Не все родители по каким – либо причинам не могут часто приходить в школу. Поэтому проводим семейные конкурсы. 2008 год объявлен годом семьи, объявили конкурсы:
- «Мой дом – моя крепость»
- «Моя семья – моя радость»
- «Моя родословная»
- «Мой папа тоже был солдатом»
- «Защитники Отечества в моей семье»
Родители принимали активное участие в конкурсах. Защищали свой проект как родители, так и дети. Конкурс «Мой дом – моя крепость» проводился по этапам:
- Подготовительный этап (родители и дети готовили семейные работы по 4 направлениям: История дома, история семьи, древо жизни, увлечения родителей и детей.
- Защита проектов на школьном уровне (дети представили свои работы и защищали)
- Заключительный этап (защита проекта на муниципальном уровне: выступила Кибардина Анастасия на научно-практической конференции в секции «Духовный мир» и заняла 2 место)
На конкурсе «Моя семья – моя радость» победителем стала семья Зайцевых. Они оформили стенгазету «Всей семьей на отдыхе .. в Голландии». Они были приглашены на классный час, где рассказали о Голландии, показали презентацию. Самым интересным было выступление самой ученицы – первоклассницы.
На конкурсе «Моя родословная» представила лучшую презентацию семья Рукавишниковых. Защищала свой проект первоклассница Диана. Она очень хорошо знает свою родословную, как по маминой линии, так и по папиной линии.
Проект «Мой папа тоже был солдатом», «Защитники Отечества в моей семье» представили все семьи. Защищали свою работу третьеклассники, а четвероклассники и их родители участвовали в конкурсе рисунков «День защитников Отечества». Интересный материал представила семья Мушкиных о защитниках Отечества в семье: дедушка, папа, брат. Рукавишникова Регина собрала материал о братьях Рукавишниковых о папе и о его братьях, которые проходили службу в Афганистане.
Традиционные мероприятия «Папа, мама и я – спортивная семья», «Папа, мама и я – читающая семья» ежегодно.
В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. С помощью и при участии родителей в классе проходят различные экскурсии, посещение театра, конкурсы и праздники. В осенние каникулы мы побывали в городе в кукольном театре, посетили музей, побывали на аттракционах. Помог организовать это мероприятие родительский комитет.
Провели совместный праздник с родителями «Рождественские забавы на лесной поляне», обязанности подготовки к празднику взял на себя родительский комитет. Такие мероприятия сплачивают как классный коллектив, так и коллектив родителей.
Итоговым собранием является подготовка к празднику «Прощание с начальной школой». Родители всю ответственность берут на себя, а я направляю инициативу родителей и детей. Готовят песни, танцы, сценки, оформление зала. По окончанию мероприятия – чаепитие, игры, развлечения.
В целом целенаправленно формируемая совместная деятельность школы и семьи дарит и детям, и взрослым ощущение сплоченности, взаимных достижений, а главное возможность понять, что все мы вместе – сила. В таких школах, классах, где проявляется тесная связь родителей, детей и учителей меньше правонарушений и успешных воспитанников.
|