Описание опыта работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в рамках интегрированного образовательно-воспитательного пространства и дополнительного образования
Submitted by Валентина Ивановна Корытько on чт, 31/03/2011 - 21:29
«Самые большие подвиги добродетели были
совершены из любви к Отечеству».
Руссо Ж.-Ж.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и образование детей и молодежи в настоящее время стало одним из полноправных направлений образовательно-воспитательной работы с учащимися.В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года президент РФ Д.А. Медведев обратил внимание, что «…в воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни».«Система образования, — подчеркнул Д. А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Среди ценностей, общественных идеалов и нравственных принципов президент выделил те, которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода;жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации. «Таковы наши ценности, — подчеркнул Д.А.Медведев, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры, А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Модель воспитательной системы, в рамках которой я осуществляю воспитательный процесс, является выражением глубоко осознанной потребности в изменении традиционных подходов к воспитанию. Название воспитательной модели «Вектор роста» я определила в соответствии с её назначением: интеллектуальным, духовным, нравственным, гражданским, патриотическим, культурным, физическим, экологическим, творческим «ростом» моих воспитанников в процессе их воспитания.
Существенным резервом повышения эффективности воспитательного процесса в рамках модели считаю системный комплексный подход к воспитанию, при котором воспитательный процесс как бы «пронизывает» системообразующие факторы всего образовательного пространства. Воспитательный процесс, направленный на воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, в моём понимании, должен быть многогранным, всеобъемлющим области практической деятельности школьника, как и сама воспитательная проблема. Поэтому воспитание своих учеников я осуществляю на интегративной основе всех учебных предметов, а также через внеурочную образовательную и воспитательную деятельность и дополнительное образование.
Такой комплексной формой, объединившей на интегративной основе компоненты воспитательного процесса в систему, в классе выступает авторская воспитательная программа «Радуга», которая отражает основные положения воспитательной концепции класса:развитие и воспитание духовно и нравственно богатой личности школьника гражданина и патриота своей Родины через народную культуру и творческую деятельность детей.
Оригинальность программы в том, что решение воспитательных задач предполагается осуществлять в рамках единого комплексного интегрированного образовательно-воспитательного пространства по нескольким направлениям, объединенным общими целевыми установками, задачами и идеей.
Цель программы: создание условий для воспитания всесторонне развитой личности гражданина и патриота своей страны и малой родины, сочетающего в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации через интеграцию воспитательного процесса в образовательный и другие сферы деятельности младшего школьника.
Систему воспитательно-образовательной деятельности в рамках программы можно представить в виде следующей схемы:
Взаимодействие со школьным сообществом, молодежными и общест-венными организациями поселения: программа «Живой родник»
Воспитание детей
в семье:
программа «Школа родительской любви»
Комплексная интегрированная воспитательная
программа «Радуга»
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников:
программа «Истоки»
Образовательная деятельность в областях: филология, обществознание, искусство; курс ОПК.
Внеурочная образовательная деятельность в рамках ФГОС-2:
модуль «С чего начинается Родина»
Одним из центральных связующих звеньев воспитательного процесса выступает предмет «Основы православной культуры», который даёт мне возможность знакомить моих учеников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании христианами нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества; воспитывать их как благочестивых граждан, обладающих такими добродетелями, как терпимость и милосердие, осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своём поведении по отношению к каждому человеку.
Работая по программе «Православная культура», я пришла к выводу, что уроки по ней могут быть только личностно-ориентированными, а это значит, что необходимо обеспечить личностное отношение ребёнка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться. Методически реализую это через диалог. Часто использую эвристические и проблемные методы обучения. Обучение организую так, чтобы на начальном этапе сформировать потребность к изучению предмета, а затем, опираясь на интерес детей, показать роль православной культуры в жизни русского народа на протяжении веков. Такая последовательность позволяет постепенно подвести учеников к пониманию духовной сущности православной культуры.
Уроки ОПК - неисчерпаемый кладезь возможностей для всех направлений воспитательного процесса.
Уделяя большое внимание воспитанию детей в рамках внеурочной образовательной деятельности, с 2006 года реализую в классе образовательно-воспитательный модуль «С чего начинается Родина», целью которого выступает создание условий для формирования высоко-духовной и социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу на основе патриотических ценностей, культурных и исторических традиций русского народа и донского казачества через расширение области воздействия на гражданско-патриотические чувства младших школьников.
Программа модуля разработана для реализации в личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентированного подхода к воспитанию, цель которых - развить и заложить в ребёнке механизмы 6 «с»: самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самоадаптации, самовоспитания, - необходимых для становления самобытной личности гражданина и патриота.
Для более эффективной практически-направленной воспитательной деятельности в рамках модуля мною разработаны рабочие тетради для 1-4 классов, задания в которых позволяют младшим школьникам в занимательной игровой форме постигать азы гражданственности и патриотизма, любви к Родине и своему народу, гордости за прошлое и настоящее родной земли.
Воспитательная проблема, над которой я работаю в течение последних лет «Воспитание духовности и нравственности через народную культуру и творческую деятельность детей» решается мною и в процессе реализации авторской воспитательной программы «Истоки»,девизом и основной идеей которой стали слова К.Д.Ушинского «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в лучших воспитательных системах».
Программа «Истоки» разработана на основе патриотических ценностей, культурных и исторических традиций русского народа и донского казачества и направлена на полноценное формирование личности младшего школьника как гражданина и патриота с высоким духовно-нравственным потенциалом. Программа является подпрограммой Целевой комплексной воспитательной программы школы «Живой родник», соавтором и координатором которой я являюсь.
В 2008 году программа «Истоки» была представлена на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» и стала обладателем Диплома IIстепени регионального тура конкурса.
Работая по воспитательной программе «Истоки», много внимания уделяю воспитанию школьников на основе культуры и традиций родного края, исторических примеров героического прошлого и настоящего родной земли. Обогащая социальный опыт личности через пробуждение интереса к истории и культуре своего народа, формирую психически здоровую личность с позитивным отношением к миру и окружающим людям, воспитывая тем самым здоровый гражданский патриотизм, нравственность и духовность.
В рамках программы мною разработана серия классных часов, праздников и проектов духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности: «Герои в нашем селе», «Святые места Донской земли», «Пасхальный благовест», «Светом первой звезды входит к нам Рождество», «Прощеное воскресенье - масленице венец»,«Флаг, герб, гимн России», «Наша Родина – Россия», «Я – гражданин, что это значит?», «Путешествие по родному краю», «У России руки золотые», «Богатырская наша силушка» и другие. Подготовка к таким классным часам требует усилий не только от педагога, но и от учеников, так как каждый из них – это итог исследовательской, творческой, а иногда просто мыслительной деятельности детей. Практическая направленность воспитательного процесса неоспорима: только те семена доброго, умного, вечного глубоко прорастают в детской душе, которые прошли через эмоциональную сферу ребёнка, его руки, ум, сердце.«Ребёнок не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь».Этот афоризм, как никакое другое высказывание о сути воспитательного процесса, выражает суть проблемы воспитания.
Осознавая позитивную направленность деятельности по программе «Истоки»
в воспитательном плане, стараюсь привлечь к ней как можно больше своих учеников. С этой целью использую нестандартные инновационные формы организации внеурочной деятельности: проектирование, виртуальные путешествия, творческие мастерские, выставки творческих работ, конкурсы чтецов, вокалистов, экскурсионную и музейную деятельность.
Традиционными в классе стали экскурсию по Православным святыням родного края, выставки творческих работ «Мой православный мир», конкурсы стихов «Рождества крылатый дух». В рамках программы в классе создана вокальная группа «Звонница», участники которой исполняют русские народные и православные песни. Мои ученики принимают активное участие в ежегодных районных конкурсах чтецов и вокалистов «Рождественские мотивы» и «Пасхальная капель».
Занимаясь по программе дополнительного образования «Русский дом» в кружке народной культуры, ремёсел и быта, дети разучивают народные игры, песни, танцы, узнают народные ремёсла и промыслы, знакомятся с бытом и укладом жизни русского народа и казачества на протяжении веков, узнают историю хутора, района, Донского края. Они становятся участниками таких народных праздников как «Покров в казачьей станице», «Рождественские посиделки», «Радости масленицы», выставок творческих работ по тематике народных праздников. В рамках программы организованы экскурсии в краеведческие музеи городов Шахты, Новочеркасск, Ростов, в станицу Старочеркасскую, встречи с участниками боевых действий в горячих точках, представителями казачества, проживающими на территории нашего хутора.
Встречаясь со старожилами хутора, героями труда ребята записывают их воспоминания, легенды об истории создания хутора, первых его жителях, названиях улиц, знаменитых односельчанах. Всё это учит чувствовать красоту родного края, народной культуры, языка, традиций, осознавать себя гражданами страны.
Большое внимание в воспитательном процессе уделяю организации и разработке творческих проектов, в том числе социально значимых. Итогом работы над проектом«У России руки золотые» стал кабинет народной культуры, ремёсел и быта «Русский дом».
За время работы над проектом детьми и их родителями были собраны и изготовлены образцы изделий прикладного народного творчества, куклы, старинная посуда, музыкальные инструменты, орудия труда (всего около 70 экспонатов). Оформлены стенды («Русский костюм», «Деревянная игрушка», «Русская кукла», «Народные промыслы России»), собраны альбомы («Мы рисуем нашу Русь», «Гордость земли русской» и другие). Родители помогли изготовить народные костюмы, приобрели магнитофон и аудиокассеты с записями народной музыки, видеофильмы по тематике народной культуры и народных промыслов России.
Материал, собранный в кабинете, помогает растить знатоков родного края и русской земли, воспитывать любовь к Родине, родной земле, чувство гордости за её прошлое и настоящее.
Кабинет в школе востребован как «мини – музей», накопленные в нём экспонаты постоянно «работают»: на экскурсию в «музей» приходят учащиеся из других классов, преподаватели используют экспонаты при проведении уроков изобразительного искусства, истории, литературы, музыки, внеклассных занятий.
Организация мониторинга уровня воспитанности духовно-нравственных и гражданско-патриотических приоритетов у учащихся класса.
Осуществляемый ежегодно мониторинг уровня воспитанности духовно-нравственных и гражданско-патриотических начал у моих учеников показывает стабильный рост уровня сформированности таких качеств, как честность, ответственность за порученное дело, милосердие, гражданственность, принципиальность, высокий уровень учебной мотивации. Сравнивая полученные результаты за 4 года, выявила тенденцию к повышению уровня воспитанности у учеников класса морально – этических качеств и уровня общей культуры.
Основной инструментарий, который я применяю для диагностики, – наблюдение за деятельностью детей, общение с ними в неформальной обстановке, создание ситуаций поведенческого выбора, анкетирование, оценка классного сообщества работниками школы, родителями, представителями общественных организаций.
Для проведения диагностики использую приёмы: методика неоконченных предложений, ранжирование понятий, анкеты, опросы. Данные виды диагностики провожу ежегодно.
Проводя ежегодный мониторинг воспитанности по методике «Ранжирование понятий», получила результаты, позволяющие говорить о позитивной динамике развития у детей гражданско-патриотических начал:
При оценке уровня воспитанности у своих учеников духовно-нравственных и гражданско-патриотических начал я опираюсь на критерии социальной зрелости коллектива, предложенные Л.И.Уманским:
- показатели коллективной социально-значимой деятельности.
Проводя ежегодный мониторинг воспитанности духовно-нравственных начал по критериям Л.И.Уманского, получила результаты, позволяющие говорить и о позитивной динамике развития у детей духовно-нравственных приоритетов:
Анализ данных ежегодного мониторинга позволяет понять направленность личности каждого воспитанника, выявить доминирующие ценности в поведении, отметить рост таких морально-этических качеств у моих учеников, как гражданская ответственность, честность, благородство, терпимость, трудолюбие, милосердие, ответственное отношение к порученному делу, высокий уровень учебной и социально-деятельностной мотивации.
Об уровне воспитанности учащихся класса мне позволяют судить и внешние проявления поведенческих стереотипов школьников, отзывы о них родителей, учителей, представителей школьного сообщества.
Среди родителей провожу опросы и анкетирование, позволяющие выявить отношение к школе, учителю, воспитательному процессу в рамках класса, степень удовлетворенности его качеством, к семейному воспитанию.
Совместные усилия классного руководителя и родителей в воспитании детей дают неизменно хорошие результаты: мои ученики приветливы, отзывчивы, дисциплинированны, творчески активны. Это отмечают не только родители учеников, но и представители школьного сообщества.
Важным показателем повышения уровня гражданской ответственности и духовно-нравственных начал выступает инициативность школьников в организации и проведении КТД, «акций милосердия», трудовых десантов, экологических экспедиции, «дней улыбки», семейных праздников и соревнований и т.д.
В рамках «акций милосердия» ребята готовят театрализованные представления и концерты к праздникам, организуют сбор подарков для детей-инвалидов, детей из реабилитационного цента «Огонёк», военнослужащих, находящихся на лечении в военном госпитале города Новочеркасска. Операция «Моя школа – мой дом» воспринимается моими воспитанниками как дело чести каждого ученика класса. Уход за зелёными насаждениями, работа по благоустройству школьного двора и территории у мемориала, погибшим воинам - односельчанам – виды общественно-полезной деятельности в рамках операции.
Позитивным моментом мониторинга гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в классе выступает четкая организация и постоянное развитие классного самоуправления, в рамках которого возможно выявить показатель сознательного отношения каждого ребёнка к своим обязанностям, выполнению поручений, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми.
Доверие детям, поощрение и поддержка детской инициативы, классного самоуправления, уважение мнения коллектива помогают мне эффективно осуществлять руководство детским коллективом, добиваться высоких результатов в воспитании своих учеников настоящими гражданами и патриотами своей Родины с активной жизненной позицией и позитивным настроем на завтрашний день.
С переходом в среднее звено мои воспитанники отличаются дисциплинированностью, требовательностью к себе и другим, наличием активной жизненной позиции. Отличительными чертами моих учеников являются: коммуникабельность, самостоятельность, внимательное отношение к природе и людям, уважительность, умение видеть и ценить прекрасное, широкий кругозор, богатый словарь, высокий уровень навыков культуры поведения. Это отмечают не только родители учеников, но и преподаватели среднего звена, куда переходят учиться мои вчерашние четвероклассники.