Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка "по УМК С.И.Львовой"

Фото пользователя Лариса Александровна Комарова
Submitted by Лариса Александровна Комарова on Fri, 01/04/2011 - 18:14

 

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5 классе

(УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова)

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Комаровой Ларисы Александровны

 

Развитие речи самая сложная область методики преподавания русского языка. Несмотря на то, что появились многие научные исследования, раскрывающие лингвистические, методические и психологические основы развития  речи, еще многие учителя испытывают трудности в организации этого процесса. Ни для кого не секрет, что речь сегодняшних школьников  невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, не развиваются умения владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.

  Обогащению словарного запаса школьников специально отобранными словами, активизации процесса усвоения лексики способствует УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету. В условиях апробации данного учебно-методического комплекта (в нашей школе обучение по УМК  под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова проводится второй  год)  требуется большая, серьезная подготовка к каждому уроку русского языка.

Одним из лучших  источников  обогащения речи является живое общение и литература, где слово сверкает всеми своими гранями. Важны в рамках данной работы приемы объяснения значений слов. Их  классификация  (по М.Р.Львову) такова: самостоятельные, то есть без прямой помощи учителя: значение слова выясняется детьми по картинке, по сноске в книге, по словарю в учебнике, по толковому словарю или словарям смысловых системных связей слов,  по контексту, в результате морфемного анализа слова; с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителя, введение слова в текст, который разъясняет его значение, выяснение значений слова через этимологический или словообразовательный анализ; помощь учителя в поиске слов по словарю; обучение использованию словарей и справочников.

В  УМК под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова  тексты подобраны  как речевое произведение. Они становятся  объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на  уроках развития связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. 

Большую помощь в работе по развитию монологической речи учащихся оказывают  задания под рубрикой «Устное высказывание». Даже самые слабые ученики  могут составлять рассказ на лингвистическую тему с опорой на схему (упр. № 580,стр.8;  упр. №687, стр.45) 

Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в  учебнике,  обращаю  внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:

                1. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

                2. Какова роль этого предложения в тексте?

                3. Что представляет собою этот текст – описание, повествование,   рассуждение? Почему?

После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. Большое  внимание на уроках уделяю   работе  по формированию у учащихся умения облекать свои мысли  в адекватную содержанию языковую форму, а это требует  навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

 

   Один из эффективных видов работы по развитию речи - письмо по памяти.

Тексты, помещенные в учебнике, интересны  в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту предлагаю выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста, например:

Тихо струи (тся, ться) река с_ребристая

В царств_  в_чернем   зеленой весны.

Со(?)нце  сади(тся, ться) за горы  л_систые,

Рог золотой  выплыва_т  луны.             (С. Есенин)

Задание: 1. Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания. 2. Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу. 3. Является ли данный отрывок текстом? Определите стиль речи.

 Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника как  сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать  необходимый материал,  систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.  На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок. 

Например:  Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?

 Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов.

Следует отметить, что в учебник под редакцией С. И. Львовой включены тексты для изложений. Наличие такого текста в самом учебнике характеризуется следующими положительными моментами:

    - подобрав текст для изложения, авторы действительно облегчили труд учителя, теперь он тратит меньше времени на поиски литературного материала;

 - тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;

  - тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке.

 Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника – надёжная  опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной. Рассмотрим такой вид работы на примере текста упражнения 206.

    Добрая берёза не только согр_вала, осв_щала, оч_щала, исц_ляла, но и укр_шала жизнь русского человека. Д_вным-д_вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в_личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сеёчас сохр_нилось в укр_инском языке название апреля – березнь.

      «Берёзовый» Новый год на Руси просуществовал до середины тринадцатого века, когла начало года было перен_сено на сентябрь – время сбора Ур_жая. А праздник берёзки остался, им отм_чали ок-нчание в_сенних п_левых работ.

   Шли в л_са девушки и н_ряжали берёзку лентами, венками, в_дили хороводы, расп_вали песни, г_дали.

               Праздник берёзки сохр_нился в некоторых деревнях, где бер_гут добрые традиции русского народа.

              Данный текст относится к типу речи – повествование, заключает в себе познавательный аспект,           требует внимания к языковому анализу,  к деталям. Текст  входит в раздел «Орфография», поэтому для анализа предлагаются следующие задания:

 -  Вставить пропущенные буквы. Выделить корни в этих словах, объяснить написание.     

- Написать подробное изложение по данному тексту.

 

 

 

 Таким образом,  в ходе обучения по учебнику, который является частью УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова, реализуется  системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к Единому государственному экзамену

              

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.С.И. Львова, В.В.Львов .Русский язык. Учебник для 5 класса. Мнемозина.2009 год.

 

2.С.И. Львова Русская орфография. Самоучитель.

3.И.П.Васильевых. Уроки русского языка в 5 классе ( под редакцией С.И.Львовой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изложение по тексту учебника в  5 классе     (Из опыта работы)

 

(УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова)

  В учебник «Русский язык, 5 класс» под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова включены тексты для изложений. Наличие текста для изложения в самом учебнике – факт необычный. Поэтому необходимо отметить то ценное, что несёт в себе этот вид работы.

   Подобрав тексты для изложений, авторы облегчили труд учителя, теперь он тратит меньше времени на поиски литературного материала.

 

            Тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;

 

            Тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

 

            Но главное заключается в том, что наличие текста в учебнике влияет и на методику проведения изложения. В этом случае, необходимо сделать работу учащихся при подготовке к изложению наиболее результативной.

 

            Обычно учитель имеет в своём распоряжении один экземпляр текста; учитель читает, учащиеся слушают, а затем – пишут.

 

            Учащимся трудно вникать в текст, они не всматриваются в те языковые средства, которые автор использует для выражения своих мыслей. Не всегда ученик, вслушиваясь, понимает фразу до конца, у него нет возможности перечитать её ещё раз.

 

    -6-        Работая, по учебнику «Русский язык, 5 класс» под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова на уроках обучающего изложения, все ученики располагают текстами. Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Не обращаться  в основном к механической памяти: где? когда? с кем? происходили те или иные события. Если же текст перед глазами учеников, то можно обойтись совсем без этих вопросов или, по крайней мере, значительно раньше перейти к вопросам, выясняющим понимание содержания: почему? зачем? Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине.

Когда раскрыто содержание, обращается внимание на его языковую форму. И очень важное условие для работы над языком – наличие текста у учащихся. При анализе языка писателя иногда бывает важно держать в поле зрения какое-то предложение или абзац, неоднократно возвращаться к нужному слову или фразе, зрительно воспринимать весь текст. Учащимся трудно, а порой совершенно невозможно охватить при устной работе порядок слов в предложении, структуру словосочетания, особенности в построении синтаксических конструкций, членение текста. Для этого нужно вчитаться в текст, подумать над ним. Учебник создаёт благоприятные условия для проведения изложений с языковым разбором, потому  что  учитель не только прочитает текст, но и объяснит, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие, почему он построил предложения так, а не иначе и  расположил именно в таком порядке, поможет учащимся понять приёмы писательской работы, чтобы при изложении ученик воспользовался ими сознательно.

 

            Первым чтением, бесспорно, должно быть чтение текста учителем. Так как он находится перед глазами учащихся, разумно предложить прочитать его выразительно ученикам, а не пересказывать устно. Такое чтение поможет закрепить анализ.

 

            Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Ученик видит слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения.

 

            Когда на уроках изложения используется текст учебника, учащиеся проявляют большую активность, текст помогает включиться в работу и слабым ученикам. Для такого учащегося текст в учебнике – надёжная опора, а для учителя – возможность дифференцированно подойти к каждому.

 

            Как учебник помог учащимся справиться  с текстом изложения по учебнику, проследим на примере одного из уроков.

      =7=                Для изложения предложен текст:

               Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

       Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то  отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит.  

 

                Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот. Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие.

 

                Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами. Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.

 

                Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

 

(По Г. Снегирёву)

 

            Этот текст содержит повествования с элементами описания и рассуждения. Изложение его, следовательно, потребует внимания к языковому анализу, внимания к деталям. Данным текстом завершается в учебнике раздел «Текстоведение». Ученики познакомились с типами речи, научились определять тему, основную мысль текста, составлять план высказывания, подготовлены к разговору о том, как живёт слово в контексте.

 

            После чтения текста изложения вслух, учитель предлагает учащимся придумать заголовок. Для успешного выполнения этого задания, можно обратиться к упражнениям учебника 508, 509.

 

         -8-

   После чтения учителем вся дальнейшая подготовительная работа идёт при открытых учебниках. При комментировании текста обращаем внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица. Рассказчик – сам автор. Его глазами мы смотрим на происходящие события, помочь ребятам не только запомнить то, что увидел и услышал автор, но и вместе с ним пережить события. Следует предупредить учащихся, что эту форму изложения (рассказ от 1-го лица) нужно будет сохранить и в изложении.

 

        Далее параллельно с чтением отрывка проводится языковой разбор текста и беседа по содержанию:

 

            -   Какие слова выделяются, произносятся с логическим ударением?

             -  Почему?

             -  В каком сочетании выражен главный смысл сообщения?

             -  Определите основную мысль описательной части, повествовательной.

             -  Составьте тезисный план текста.

              - Выразите своё отношение к описанному событию.

              - Пользуясь планом, перескажите текст сначала устно, затем письменно.

 

            Порядок слов в предложении, интонация, паузы, ритм фраз – всё это сосредоточивает внимание учащихся на том, что произошло. Насколько подробным будет анализ, учитель определяет сам, в зависимости от обстановки. Учителю необходимо помочь учащимся представить описанную автором картину зрительно, чтобы избежать фактических ошибок, искажения содержания.

 

            После анализа содержания и работой над языком уместно прейти к словам и предложениям, трудных  с точки зрения орфографии и пунктуации:

 

            - Выделите слова с безударными гласными в корне  слова, подберите проверочные слова.

 - Выделите из текста слова с предлогами, объясните написание.

           - Найдите  в  тексте слова:  корабль,  чудовище, исчезло, впереди, кашалот, фонтан, экватор и объясните их правописание.

После заключительного чтения текста ученики приступают к самостоятельной работе.

 Работы,   выполненные  учащимися  показывают, что хорошо осмыслив содержание, учащиеся пишут свободно, уверенно, они не боятся изменить авторский вариант словесного оформления содержания. Такой подготовкой  к изложению речевые ошибки сводятся к минимуму, а методика работы становится более гибкой, более эффективной.

 

Литература

1.С.И. Львова, В.В.Львов .Русский язык. Учебник для 5 класса. Мнемозина.2009 год.

 

2.С.И. Львова Русская орфография. Самоучитель.

3.И.П.Васильевых. уроки русского языка в 5 классе ( под редакцией С.И.Львовой)

 

 

           

 

                                              


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн