Submitted by Елена Николаевна Боброва on пн, 04/04/2011 - 18:04
ТЕМА: КОГДА ЖИЛИ ДИНОЗАВРЫ?
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о животных прошлого
ЗАДАЧИ:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ. В нём есть ошибка, поэтому слушайте внимательно.
В жарких районах
На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
- Какие ошибки вы обнаружили?
(Во время этой работы группа учеников выполняет другое задание: разгадывает слово. Они должны вписать первые буквы слов.
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Первый месяц зимы.
2. Первый месяц лета.
3. Сутки – это день и …
4. Время года, которое сменяет лето.
5. Самое холодное время года.
6. Второй весенний месяц.
7. Второй день недели.
8. Отгадайте загадку: Цветное коромысло над рекой повисло.
III. Работа над новым материалом
- Какое слово получилось у вас ребята? (динозавр)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
- Нам предстоит путешествовать в далёкое прошлое. Перенестись туда нам поможет цветик-семицветик. Закройте глаза и произнесите: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались там, где жили динозавры.» (1 слайд)
- Как вы думаете, на сколько лет назад мы с вами переместились? (2 слайд)
- В то время на Земле не было зверей. Птиц, а тем более – людей. Даже растения были другими. Это был фантастический мир. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озёр, болот. (3 слайд)
- Землю покрывали леса из гигантских деревьев, похожих на пальмы, а траву заменяли папоротники. В этом мире жили черепахи, ящерицы, громадные стрекозы. Но хозяевами были не они. Хозяевами были динозавры. (4 слайд)
- Что вы знаете об этих животных?
- Слово «Динозавр» означает «ужасная ящерица». Эти чудовищные создания населяли моря, сушу, воздух. Детёныши динозавров вылуплялись из яиц, которые их мать откладывала в песок на земле. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров. Но все они жили в разное время. О некоторых видах динозавров вам расскажут ребята.
Брахиозавр был одним из самых больших и тяжёлых динозавров. Весил он 50 тонн. Длина тела достигала 23 метра. У него была длинная шея. На голове у динозавра высокий гребень. Брахиозавр был невероятно прожорлив. Питался он растениями.
Тиранозавр один из самых свирепых хищников. Передвигался на двух ногах. У него были крошечные конечности. Вес его тела приближался к 7 тоннам. В длину он был 12 метров. У тираннозавров были громадные челюсти. Некоторых животных он проглатывал целиком.
Компсогнат – это маленький двуногий хищник. Длина тела – 75 см., вес – 3-5кг. У него длинный заострённый хвост. У динозавра двупалые кисти с когтями. Он имел острые зубы.
Стегозавр – крупный травоядный динозавр. Передвигался на четырёх лапах. Ноги толстые и короткие. Длина тела почти 9 метров. На спине двойной ряд пластин. На хвосту - шипы.
Трицератопс – травоядный динозавр. Весил 6 тонн. Длина тела 9 метров. Голову украшал костяной вырост. Два рога над глазами. Рог на носу. Ступни похожи на копыта. У динозавра длинный толстый хвост.
( Заслушиваются сообщения о динозаврах, которые сопровождаются слайдами 5 -14)
- Кто из вас запомнил, чем питались динозавры?
- Мы с вами выяснили, на какие две группы по типу питания можно разделить динозавров? (15 слайд)
- Посмотрите внимательно на головы этих динозавров. Как вы думаете, какой из них был хищником, а какой питался растениями? (16 слайд)
Физминутка
Мы теперь все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернись!
Лапки вверх и лапки вбок!
И на месте прыг и скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
- Рассмотрите следующую картинку и скажите, могло ли быть такое на самом деле? (17 слайд)
- Во время динозавров на земле ещё не было людей. Ни один человек не видел никогда живого динозавра! Откуда же люди тогда знают, какими они были?
- Помогают нам узнать о динозаврах учёные – палеонтологи. Они осторожно откапывают кости. Соединяют их. (18 – 22 слайд)
- Посмотрите на зуб в руке человека. Этот зуб – важная находка учёных. По нему можно судить о том, каким огромными были некоторые динозавры. Кому принадлежит этот зуб: травоядному или хищнику? (23 слайд)
- В Москве есть Палеонтологический музей, в котором очень интересно побывать. (24 – 32 слайд)
Физминутка
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка по коленкам).
Если нравится тебе, то делай так ( 2 притопа ногами).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!».
Если нравится тебе, то делай всё.
IV.Творческая работа
- Учёные не смогли восстановить голос и окраску динозавров. Попробуем сами представить это. Откройте рабочую тетрадь на с.33. Раскрасть динозавров.
V.Закрепление
- А теперь пора вернуться домой. Закройте глазки и повторяйте за мной: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Вели, чтобы мы оказались в своём классе.»
-Сейчас я хочу проверить, кто внимательно работал на уроке. Отметьте правильные ответы в тесте.
(Два ребёнка работают за компьютером)
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что интересного вы узнали о динозаврах?
- Когда жили динозавры?
- Названия каких динозавров вы запомнили?
- С представителями других видов динозавров вы можете познакомиться из книг, которые находятся на выставке.
- Дома слепите динозавров из пластилина и на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получится.
- Если вам понравилось наше путешествие поднимите красный квадратик, если не понравилось – синий.