Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект «Что могут знать старшие дошкольники о человеке?»

Submitted by Наталья Николаевна Семенченко on Wed, 06/04/2011 - 18:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семенченко Наталья Николаевна
Место работы, должность: 

Дудинский детский сад комбинированного вида "Сказка", воспитатель

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Цель урока: 

 

 

Тип  проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Форма проведения:  занятия, экскурсии, развлечения, работа с родителями, ведение индивидуальных «Тетрадей здоровья», самостоятельная деятельность детей. Игровые методы подачи материала: «путешествия»  по анатомическим таблицам, различные дидактические пособия, беседы, работа с микроскопом, с муляжами органов, элементарные опыты по анатомии и физиологии.

 

Актуальность: быть здоровым - естественная потребность человека. Но,быть здоровым – не значит, не болеть, это значит – иметь знания о себе, своём организме, его органах, уметь заботиться о себе.Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, которая подведёт его к осознанию потребностей в знаниях о себе и своём организме и сформирует привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.  Декларативное  требование - "нельзя совать в ухо карандаш, там барабанная перепонка",  малоэффективно. А рассматривание муляжа "уха", его внутренностей, проведение опыта с воронкой, даст лучший результат в познании себя и своего организма.

 

Цели:

Познакомить с первичными представлениями о частях тела и некоторых внутренних органах человека, их местонахождении, значении, основных функциях.

Научить видеть сходство в строении человека и животных, понимать гомологичность органов: руки и ноги равноценны лапам животных, волосы – шерсти и т.д.

Научить основам ЗОЖ. Знакомить с физиологическими понятиями: понимать значение  полезных продуктов, чистого воздуха, воды для человека; знать основные условия, необходимые для жизни человека (тепло, свет, общество других людей);  понимать значение спорта для полноценного развития организма; отличать живое от неживого на сознательном уровне.

Оснащение материально-технической базы по данной теме.

 

Задачи:

 

Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому организму и его возможностям, формирование внутренней мотивации к ЗОЖ.

Создание  системы мониторинга здоровья и физического воспитания: анкетирование, тестирование, исследования функциональных показателей жизненной ёмкости лёгких, коэффициента выносливости, мышечной силы кистей рук (индекс Пинье).

Систематизация научно – методической базы (методической литературы, дидактических материалов, пособий, муляжей и т.п.). Обобщение опыта работы через презентацию.

 Осуществление взаимодействия ДОУ и спортивной школы в пропаганде физического развития и ЗОЖ.

Выявление участия родителей в оздоровлении детей в семье, популяризация ЗОЖ. Фотогазета.

Воспитание у детей жизненного приоритета здоровья, заботливого и бережного отношения к нему. Выработка практических навыков здоровой жизнедеятельности. Формирование навыков безопасного поведения.

Изменение внутренней позиции личности по отношению к людям с ограниченными возможностями (слепым, глухим и др.)

 

Предполагаемый результат: сохранение осанки детей, активизация умственной деятельности и раскрепощённость суждений; цикл познавательных конспектов, серия открытых занятий для педагогов ДОУ и города, физкультурно-театрализованное представление, фотогазета.

Краткое описание: 
<p> Проект &quot;Что могут знать дошкольники о Человеке&quot; по знакомству с частями тела и некоторыми органами: скелет, глаза, уши, кожа, зубы и приобщению к здоровому образу жизни.</p>

 

 

Перспективный план работы с детьми :

 

Сентябрь: знакомство с индивидуальными «Тетрадями здоровья», заполнение первых страничек  «Мой автопортрет» и «Мои параметры». Викторина «Спорт – это здоровье».

 

Октябрь:«Неделя здоровья», спортивный праздник, открытое  занятие №1  «Обзорное валеологическое», заполнение странички «Ступеньки здоровья» в индивидуальных тетрадях. Фотоколлаж для родителей. Консультация для родителей на стенде: «Здоровый образ жизни».  Антропометрия.  Диагностика «Индекс Пинье».

  

Ноябрь:    участие в конкурсе «Самый забавный Мойдодыр», открытое познавательно – исследовательское занятие №2 «Главная опора нашего тела». Заполнение новой странички «Личная гигиена» в индивидуальной тетради. Консультация для родителей на информационном стенде «Комплекс физических упражнений для исправления осанки».

 

Декабрь: экскурсия в детскую спортивную школу, открытое познавательное занятие № 3 «Познакомимся со своей кожей», фотоколлаж для родителей. Заполнение странички «Здоровая задачка № 1» в индивидуальной «Тетради здоровья». Консультация для родителей «Наряд безопасности» (Новый год). Фотоколлаж.

 

Январь:     заполнение новой страницы «Здоровая задачка № 2» в «Тетради здоровья».  Открытое валеологическое занятие № 4 «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят». Консультация для родителей на информационном стенде «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми».

 

Февраль:   открытое валеологическое занятие № 5 «Самая быстрая улитка в мире» (знакомство с ухом). Заполнение новой страницы в «Тетради здоровья».  Мнемотаблица. Консультация для родителей «Банк игр для профилактики плоскостопия». Фотоколлаж.

 

Март:      валеологическое развлечение «Легенда о зубе». Новая страничка в «Тетради здоровья». Мнемотаблица. Информация для родителей.

 

Апрель:     интегрированное занятие № 6 «Где живут витамины?». Заполнение новой странички в «Тетради здоровья». Консультация для родителей ДОУ. «Ошибки в питании». Фотоколлаж.

 

Май:          Валеологическое развлечение «Как Наташа здоровье искала?» Диагностика – индекс Пинье. Заполнение последней странички «Тетради здоровья».

 

 

 

 

Обзорное валеологическое занятие №1.

                                                                    «Представление о человеке, как о целостной системе, его внешнее строение. Этапы развития».

Программные задачи:познакомить детей с тем, как устроен наш организм,  учить различать понятия «часть тела» и «орган». Уточнить,  для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём наблюдения и экспериментирования. Активизировать мыслительные процессы. Формировать у детей способности анализировать возникающие ощущения и формулировать выводы.

Словарная работа:пополнить словарь детей терминами «часть тела», «орган". Тренировать навыки связной речи.

Оборудование:  фотографии или рисунки младенца, ребёнка 5-10 лет, , взрослого и пожилого человека. Муляжи: мозг, глаз. Повязки для глаз. Пособие "Малыш поранился".

Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические умозаключения.

Ход:

Дети рассматривают фотографии. Как можно назвать всех, кто изображён на фотографии одним словом (люди). Чем отличаются люди на фотографии? Чем похожи? Правильно, ребята. Когда человек рождается, тело у него маленькое. Постепенно человек растёт, растёт и его тело. У молодых людей оно крепкое,  а у стареньких появляются морщинки. Но…какими бы разными не были люди по цвету глаз, волос и кожи, по возрасту, все люди похожи друг на друга своим телосложением. Что же есть у человека?

Ей окрестность вся видна, сидит на шее….голова.

Моя бабушка больна , у неё болит… спина.

Я споткнулся через Генку и ушиб себе…коленку.

Съел еду я всю, и вот мой наполнился… живот.

Я верчу ей как умею, голова сидит на…шее.

Ничего чтоб не болело, закаляйте ваше…тело.

Ребята, давайте разберёмся, что такое «часть тела», а что такое «орган». У животных, например, всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Подойди, пожалуйста, Владик. Голова есть? Есть!   Туловище есть? Есть! Есть ли у человека хвост? Сейчас посмотрим (весёлая минутка). А у животных хвост есть! Вот, ребята, у человека две части тела: голова и туловище. А органов очень много. Я буду называть органы, а ты, Максим, показывай их, хорошо? (Глаз, рука,  ухо, сердце....не более четырёх).

Что располагается выше всего у человека. Правильно, голова. А что очень важное находится в голове? Да, очень важный орган - мозг, который состоит из множества крошечных клеточек (демонстрация муляжа мозга). Эти клеточки очень умные,  могут запомнить что угодно на долгие годы. 

Давайте вспомним,  до чего же очень умного и полезного додумался человек (космос, телевидение, компьютер). Чтобы быть умным наш мозг нужно тренировать. Существуют правила, которые следует выполнять, чтобы мозг проявлял свои замечательные способности: хорошо высыпаться,  кушать полезные продукты, стараться не злиться и не ссориться, смотреть детские передачи, а не "ужастики" и взрослые фильмы, когда пойдёте в школу, много читать. И тогда ваш мозг будет быстро думать и хорошо соображать. Ребята, а вы эти правила выполняете? Сейчас проверим, к нам пришли загадочные телеграммы из леса, а  я не могу понять от кого они, помогите мне, ребята!

*Приходите ко мне в гости, адреса не имею, потому что свой домик ношу всегда на себе.

*Друзья, кому нужны иглы, обращайтесь ко мне!

*Надоело ползать! Хочу взлететь, кто одолжит крылья?

*Помогу всем у кого сломался будильник.

*Прошу разбудить меня весной. Просьба приходить с мёдом.

*Что - то стало скучно одному выть на луну.

*Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь вокруг пальца обведу.

Самым удивительным органом на голове человека  являются, пожалуй, глаза (муляж). Они, как два сверкающих окна, через которые мы смотрим на мир. Давайте закроем глаза, мы попали совсем в другой мир. Вам нравится там, в темноте, ребята? А почему? Игра-аттракцион "Приставь нос Буратино"(сначала с открытыми глазами).

А какие органы на голове и в голове вы ещё знаете?

Теперь переходим к туловищу. Какие органы на туловище и в туловище вы можете назвать?

Ребята, очень ценным нашим органом являются руки и  особенно пальцы. Расскажите, что умеют делать наши руки? (слова-действия).Только человек может дотянуться до большого пальца всеми остальными пальцами, поэтому он так много умеет делать руками. А мы даже стихи умеем рассказывать руками, правда!? Давайте покажем.

"Как на горке снег-снег, и под горкой снег-снег(Руки над головой, пошевелили пальчиками,  затем присесть и развести руки, пошевелить пальчиками).

Там, под горкой спит медведь, тише-тише, не шуметь!"(Показ указательным пальцем на слово"там", руки над головой, ладошки под щёчку на слово "спит", кулачки на голову на слово "медведь",  "грозим"  указательным пальчиком на фразу "не шуметь". 

Самые трудолюбивые у нас - это ноги. Животным легче, у них сколько лап. Правильно четыре, а у человека всего две ноги .Вы видели собаку, у которой болит одна лапка, она бегает на трёх. А мы так, к сожалению не можем, поэтому, ноги тоже нужно беречь, беречь суставы - это то место, где сгибаются руки и ноги. В хорошей форме помогает поддерживать суставы зарядка: "Чтобы суставы были в порядке, каждое утро делай зарядку, а без зарядки суставам грустно, тогда хрустят они как капуста".

                                                                           

Ритмическая зарядка.

Игра "Дорисуй недостающую часть тела" (при наличии времени)

Пособие "Малыш поранился"(у гостей большие картинки, дети подбирают по три соответствующие к каждой).

"Человек бывает разный: средний, маленький большой,

И не так-то просто сразу разобраться, кто - какой.

Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки...

Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри.

Так, что дело не в обличье, суть совсем не так проста.

Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.

Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри -

Очень важно, что снаружи, но важнее - что внутри!

 

 

Познавательно-исследовательское занятие № 2

«Главная опора моего тела».

 

Цель: познакомить детей со строением и значением скелета и мышц,  значением рук и ног при помощи  игры и  экспериментирования.

Программное содержание: рассмотреть настоящие кости (куриные, проваренные в стиральном порошке для удаления жира),познакомить с некоторыми их свойствами; методом самообследования  выяснить сколько костей входит в состав отдельных частей скелета; подвести к пониманию значения отдельных элементов скелета; развивать способность анализировать свои тактильные и мышечные ощущения. Продолжать формировать понятия: значение рук и ног человека, сходство и различие в строении двух рук и ног, сходство и различие в строении человека и животных.

Словарная работа:

Материал и оборудование:  у детей на подносах чистые куриные кости (трубчатые), пластмассовые ножички, салфетки влажные; копии изображения скелета. Элементы костюма Сказочницы. Диск с записью спокойной мелодии.

Ход:      Дети,  сегодня я расскажу новую сказку, я буду сказочницей (элемент сказочного костюма).  Однажды (изображение звёздного неба) Солнце собрало все планеты и все звезды на космический совет.  Они узнали, что на Земле и  дети  часто болеют, и решили помочь им. Солнце сказало: "Давайте, превратим главные силы природы в волшебных мальчиков и девочек. Назовем их юными учителями здоровья и отправим на Землю. Пусть они научат детей узнавать, что у них есть, какие части тела, органы и как беречь своё здоровье, заботиться о себе".  Звезды одобрительно замигали, Солнце продолжало: "Первым юным учителем здоровья будет мой помощник  Солнышко, оно научит детей любить себя и других людей". Закончилась сказка, наступило утро,  вы пришли в детский сад, а у вас гость (кукла на тросточке- солнышко).

Здравствуйте, дети! Я - Солнышко. Я желтого цвета и всё состою из солнечных лучиков. Вас тут так много, давайте познакомимся .  

Ппсихогимнастика "Ласковушка" (Дети передают друг другу маленькое солнышко, называют ласковым именем того, кому передают.)

 

Вот я и познакомилось с вами. Я радо, что вы по-доброму относитесь друг к другу. Хотите, я покажу вам самое дорогое, что есть на свете? Я принесло волшебные зеркала (раздаются маленькие зеркала). Посмотрите в них, и вы увидите: себя. Вы и есть самое дорогое на свете. А чтобы вы не забыли этой мудрости, давайте повторим волшебные слова, которые вы будете говорить перед зеркалом.

Свет мой, зеркальце, скажи,   правду, путь мне укажи:  кто на свете всех дороже,   всех милее и пригоже?

Вижу в зеркальце ответ: "Пред тобою меркнет свет! Каждый встречный и прохожий - для себя он всех дороже"

Любим мы и пап и мам,     но  дороже всех я сам!             

Вот вы и узнали, что каждый из вас есть самое дорогое на свете. Мне рассказали, что вы уже знаете кое-что о себе, своем теле, органах. Это очень хорошо, вот вам новое задание (красивый пакетик). А мне пора, до свидания, спешу к другим мальчикам и девочкам.

Ушло Солнышко, но оставило нам желтые камешки.  В следующий раз, когда захотим увидеть его, возьмем в руки желтый камешек, сожмем его в руке и, Солнышко вновь придет к нам в гости. Что же здесь за задание? (из пакета достаётся детское платье). Ничего не понимаю, зачем это, а,  да тут записка. Ребята, может ли платье, например, стоять само вертикально? Что нужно сделать, чтобы оно не лежало на полу, как тряпка бесформенная? Правильно!  Человек может не падать, как платье, потому что у нас внутри есть что?  (из пакета, подаренного солнышком достаются куриные косточки). Давайте рассмотрим куриные кости, какого они цвета, проверьте их на прочность, попробуйте их сломать, попробуйте разрезать ножичком. Что скажете о прочности? Теперь давайте рассмотрим свои кости. Конечно, резать мы никого не будем. Сложите из ладошек шалашик и накройте им глаза. Глаза не закрывайте,  и ладошки сильно не прижимайте. Сложите пальчики так, чтобы свет не пробивался. Поворачиваемся к свету и ждём, когда глаза привыкнут к темноте. Расскажите, что видите?(всё красное, а внутри тёмное).Так вот эти тёмные полоски и есть наши кости.

 

Все кости нашего тела называются   скелетом,  это наша опора и ещё он защищает внутренние органы (показ изображения скелета).

Посмотрите, череп похож на что? На шлем, что он защищает? А что защищает грудная клетка? Назовите части скелета и покажите их (череп, верхние и нижние конечности, грудная клетка, позвоночник).

Игра "Собери главную опору нашего тела"(из пакета)

Ребята, иногда про людей говорят, у него кожа да кости, когда человек очень худой. Такого не может быть на самом деле. Если бы так было, человек не смог бы двигаться.

Словесная игра "Что умеет человек ?"(движения)

Молодцы, да, ребята,  так вот даже чтобы моргать человеку нужны мышцы.  Мышцы - главные силачи, они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Сожмите кулак и руку в локте, почувствовали, как мышца напряглась? Расслабьте руку, чувствуете - мышца расслабилась. Мышцы напоминают маленьких мышат, которые бегают под кожей. Даже слово "мышца" похоже на слово "мышь", а слово "мускул" происходит от слова "мышонок".Чтобы  мышцы были сильными , их надо тренировать.  А что нужно делать?(физкультура и спорт). Давайте наши мальчики проверят силу своих мускулов.

Игра "Силачи"

Ребята, мы всегда говорим вам "сядьте прямо, не горби спину", зачем мы это говорим? Правильно, потому что если маленькие дети научатся держать спину прямо, то когда они вырастут спина у них не будет болеть. И у них будет правильная осанка. А хотите проверить свою осанку?

Игра "Волшебные мешочки" (под спокойную музыку дети ходят с мешочком на голове")

Мы проверили осанку и свели лопатки,

 мы проходим на носках и пойдём на пятках,

 а затем - как все ребята,

и как мишка косолапый.

Правила для поддержания правильной осанки: укреплять мышцы спины, правильно сидеть за столом, на стуле, не горбиться, нельзя носить тяжёлое в одной руке, надо распределить поровну в обе руки, вредно спать на мягкой постели и высокой подушке, когда стоишь, тоже держать спину прямо.

Если случилась неприятность. Дидактическое пособие "Малыш поранился".

Ты должен знать своё тело, знать и любить.

Самое первое дело - в мире с ним жить.

Сделай его сильным, сделай его быстрым.

Сделай его ловким, сделай его чистым!       Сюрприз.

 

 

                                                                                                   Познавательное валеологическое занятие № 3

                                                                                                                «Познакомимся со своей кожей».

Цель:дать сведения о коже человека, о её значении.

Программные задачи: познакомить детей с внешним строением кожи, её значением: греет, защищает, украшает. Упражнять в развитии тактильной чувствительности, развивать образную память на ощущения от прикосновений. Формировать умение объяснять полученные ощущения. Развивать внимание, зрительную память. Учить предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья и дать знания об оказании элементарной помощи в случае травмы, пореза.

Методы обучения: наблюдение, самообследование, логическое рассуждение, игра, ТРИЗ (хорошо-плохо).

Материалы и оборудование: иллюстрации или атрибуты Севера, Африки, бассейна или пляжа; тактильные дощечки, незаполненная мнемотаблица, муляж «Кожа», цветик-семицветик.

 Ход:Ребята, приглашаю вас  в путешествие по разным местам нашей планеты, как она называется? Правильно, Земля! А поможет нам путешествовать вот этот знакомый вам цветок, как он называется? Да, молодцы, цветик-семицветик. Если его попросить, он перенесёт нас в любое место, которое мы назовём. Давайте перенесёмся на Северный полюс, ещё дальше, чем наша Дудинка (в группе на видных местах иллюстрации Северного полюса, Африки, бассейна). Там вечные снега, и мороз сильнее, чем у нас. Ну, цветик, помоги оказаться на Северном полюсе (идёт обыгрывание ситуации, когда очень холодно, побуждение детей делать движения, которые помогают согреться). Ой, ребята, замерзаем, давайте,   перелетим туда, где жарко. Цветик - семицветик, хотим в Африку! (обыгрывание ситуации, когда очень жарко). Цветик, помоги, хотим купаться! Ах! Как хорошо, какая прохладная водичка. Теперь позагораем, и возвращаемся в детский сад. Понравилось путешествие, ребята? А какой орган нам подсказывал, что на полюсе северном холодно,  в Африке  жарко, а в бассейне  прохладно?

Конечно, это наша кожа, это тоже наш орган, как глаза, уши и другие. Кожа покрывает почти всё наше тело. Давайте её рассмотрим: потяните кожу, подёргайте. Можем мы её снять, как рубашку? Нет, ребята, кожа прирастает к глубоким слоям тела. Потрогайте кожу на щеках, на локтях, на шее, под глазами.   Везде она одинаковая по толщине? Вывод:  кожа разная по толщине. Попробуйте оттянуть кожу на тыльной стороне и на самой ладони, на шее спереди и на затылке. Где сильнее оттягивается?

Вывод: лучше всего оттягивается на  шее, локте, тыльной стороне ладони. Прирастает плотно на ладошке, на лбу. Посмотрите друг на друга и скажите, а  всё ли у нас покрыто кожей?(глаза, ногти, полость носа и рта).

Ребята, я хочу показать вам один интересный предмет, вы помните,  я показывала вам муляж мозга,  умные взрослые сделали и муляж кожи. Смотрите. Под кожей много кровеносных сосудов, по этим сосудам бегут к ней витамины, а также есть поры, через которые кожа дышит и есть волоски.

Ребята, наша кожа может о многом нам рассказать. Давайте поиграем и узнаем, что можно узнать с помощью кожи.

Игра  «Чудесный  мешочек».

Кожа рассказала нам о форме, о твёрдости и мягкости  предметов. Что же ещё может определять наша кожа?

Эксперимент с баночками горячей и холодной воды. Кожа различает температуру.

 А теперь ущипните себя, но не сильно. Что почувствовали? Правильно, кожа чувствует, когда вам больно. У животных кожа толстая и грубая, они не замечают, например, крапиву, а человек  может  обжечься об неё,  и ему будет больно. А вот интересно, ребята, все ли участки  кожи чувствуют одинаково.

 

Экспериментирование с предметами

 (детям завязывают глаза, они пытаются, соединив тыльные поверхности кистей, определить предметы, затем кожей ноги, шеи, щеки и, наконец, пальцами). Вывод: самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Предлагаю поиграть вот с этими замечательными дощечками. Кожу называют вторыми глазами человека. Мы можем закрыть глаза, но всё равно определим, где какая дощечка.

 

Игра с тактильными дощечками + ассоциации.

Физминутка «Передай холодный снежок»

Дыхательная гимнастика «Погреем руки»

 

Давайте вспомним, чем полезна наша кожа. Заполнение Мнемотаблицы.

     1.    платье

   2. солнышко

     3. ёжик

4.снежинка

5.К

6.  микроб

7.полотенце

8.мыло

     9.  вода

 

 

 

 

 

 

 1-  Кожа, как и одежда, защищает тело. 2-4 – кожа реагирует на жару и холод. 3- уколы и порезы вредны для кожи.  5 – первая буква в слове «кожа».6- кожа защищает от микробов.  7,8,9 –мыться и купаться; менять полотенце не реже 1 раза в неделю.

Итак, кожа нас греет, защищает, украшает, помогает многое узнавать. Значит, мы должны её беречь? Что же самое лучшее для кожи? Правильно, чистота. А ещё? (ответы детей: зимой не ходить без рукавиц и губы на морозе не облизывать,  летом не кутаться, загорать, но не сильно. Не ковырять болячки и всякие прыщики,   если поранился на улице – сразу идти к маме, а в садике – к воспитательнице).

Давайте проверим ваши знания в игре.

Игра ТРИЗ. « Здоровая кожа – больная кожа».

Сюрприз.

 

 

 

 

Познавательное валеологическое занятие № 4.

«Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят».

 

Программное содержание: изучить свойства зрительного аппарата методом экспериментирования. В доступной форме познакомить детей со строением и функцией глаз; помочь понять, почему человек имеет два глаза; воспитывать бережное отношение к органу зрения, воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

Методы:рассказ, наблюдение, экспериментирование, игра.

Материалы: косынка для завязывания глаз, книга, карандаш, бумажный самолётик, обруч,  «чудесный мешочек», геометрическая фигура, киндер-игрушки, зеркала на каждого ребёнка, фонарики для закрывания глаз; мольберт, листы А-4 с нарисованными кругами, сюрприз.

Ход: ребята, в прошлый раз мы с вами изучали уши, и решили, что они нам очень  нужны. Сегодня поговорим о глазах. Может быть нам хватит одних ушей, и глаза вовсе не нужны? (одному ребёнку завязывают глаза).

- Скажи, Костик, что я держу в руках? (нет ответа). А что я делаю? (педагог взмахивает руками, снимает очки, поправляет причёску). Теперь сними повязку и скажи, зачем человеку глаза?

А сколько у человека глаз, ребята? Закройте один глаз и скажите, что я держу в руке? (книгу). Если мы так хорошо видим одним глазом, зачем нам второй? Давайте проведём опыты (перед детьми мольберт, на котором  круги). 

1.Иди, Артём, поставь точку жирную в середине жёлтого круга; а теперь мы завяжем Артёму один глаз и он нарисует точку в середине розового круга. Скажите, когда середина, центр определён более точно.

2. Теперь Лера подержит обруч, а Саша бумажным самолётиком попробует попасть в него. А теперь с завязанным глазом.  Легко ли  было выполнять задание,Саша?

3. Сейчас вы сядете за столы и обведёте контур фигурки вверху листа, а внизу листа обведёте эту же фигурку с закрытым глазом. Придерживайте локтем лист бумаги, а один глаз закройте рукой. Когда было удобнее выполнять задание?

4. Теперь ребята этого ряда повернутся лицом к этим детям. Вы будете делать глазами то, что я скажу, а вы будете наблюдать за глазами своих товарищей. Что вы заметили? (глаза двигаются).

А теперь очень трудное задание, попробуёте сделать так, чтобы один глаз повернулся влево, а другой – вправо. Что можно сказать о движении обоих глаз? Я даю вам домашнее задание: проверьте,  у кого есть дома кошки или собаки, могут ли они двигать глазами.

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите свои глаза, аккуратно, не надавливая,  закрыв глаз,  пощупайте его пальцами. Расскажите, что вы почувствовали,  какой глаз? (плотный, круглый). За это, ребята, его прозвали глазным яблоком. Посмотрите, в глазном яблоке есть белая оболочка, а серединка не белая, а окрашенная. Поля, у тебя какого цвета серединка, а у тебя, Кирилл? Правильно, глаза бывают разного цвета, какого? А ещё, ребята, бывают такие случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой коричневый, его называют карий. Но это бывает очень редко, а нам повезло, потому что у нас в группе есть такой редкий мальчик, это наш Алёша. А бывают глаза красные, у мышей белых, например. Теперь снова внимательно приглядитесь к глазу, видите, в середине окрашенного кружочка есть небольшая чёрная точка, это не точка оказывается, ребята, а отверстие, называется «зрачок». Через  него в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал идёт в мозг, и человек не только видит, но и понимает, что он видит, т.е. глаз и мозг работают дружно, помогают друг другу. Давайте проверим, как умеют работать ваши глаза и мозг. Для начала сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Блок 1.Глаза могут различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета. Игра.

Блок  2.  Глаза выражают настроение. Мимические этюды.

Блок 3.   Глаза умеют читать и считать. Игровое упражнение.

Блок 4.   Глаза умеют подавать сигналы. Физминутка.

Нужно ли беречь глаза? Какие у глаз есть защитники у нас на лице? (веки, реснички и брови защищают глаза от ветра, пыли, грязи, воды и пота).  Зачем? В каких случаях могут возникнуть повреждения глаз? 

Главное правило: не трогать глаза даже чистыми руками, только чистым платочком.

Заключительная игра «Здоровые глаза больные глаза». Пособие по валеологии.

Сюрприз.

 

 

 

 

 

Познавательное валеологическое занятие № 5. «Самая быстрая улитка в мире».

Цель: познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Программные задачи: дать детям расширенные знания об одном из важнейших органах чувств – слухе, простейшие понятия о строении и функционировании уха. Показать значимость этого органа для человека, приучать беречь слух, соблюдать правила гигиены по уходу за ушами.  Продолжать формирование способности к самонаблюдению,  анализу полученных результатов.

Материалы и оборудование: корабль из модулей, запись звуков моря, морские раковины, у каждого ребёнка воронка из бумаги.У педагога: воронка пластмассовая, картон, вода, ширма, предметы шумовые,….

Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, игры, рассказ, беседа, экспериментирование фронтальное  и демонстрационное.

Ход:Ребята, мы с вами путешествовали по Африке, были на Северном полюсе, а сегодня я приглашаю вас путешествовать по морю, мы поплывём на паруснике к острову (звучит запись звуков моря). Волны бегут навстречу, пахнет солёной водой, мы стоим на палубе, и брызги попадают прямо на щёки.Но вот мы у берега, давайте посмотрим, что есть на берегу, сколько интересных предметов выбрасывает волна на берег:камешки, водоросли, ракушки. Ох! Какая красивая ракушка, смотрите (большая раковина)! Природа подарила морю такое украшение. Как она удивительно закручена и похожа на то, что есть у нас у всех (ухо). Зачем нужны уши, ребята? Правильно, чтобы слышать. Послушайте и запомните загадку :  …………..      

Давайте теперь закроем глаза и послушаем звуки нашего острова (звуки леса). Что вы услышали? Да, ребята, это целый мир волшебных звуков, без которых человеку было очень тяжело жить на свете.ч

Вы хотите узнать, как получается, что человек слышит? Давайте рассмотрим, как устроено наше ухо и как оно работает (муляжи уха и мозга): наружные ушные раковины лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук.ч

 

 

Посередине ушной раковины – маленькое отверстие, отсюда начинается слуховой проход. Путь звуку преграждает барабанная перепонка. С другой стороны перепонки находится среднее ухо. В нём расположены три крохотные косточки – молоточек, наковаленка и стремечко. Они вздрагивают от колебаний перепонки. Внутреннее ухо закручено, как домик улитки. Видите, какой сложный механизм придумала природа.

Давайте проведём опыт. Представьте себе, что вот эта воронка – ухо. Широкая часть-это ушная раковина, а узкая-это наружный слуховой проход, вода пусть будет звук, который проходит в ухо, картон – это барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Звук через ушную раковину идёт к барабанной перепонке (лью воду через воронку на картон) и ударяется об неё, перепонка дрожит. Теперь давайте проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте её к уху узким концом, а потом уберите. Слушайте музыку без воронки и с воронкой. Когда лучше слышно?

Ребята, знаете почему уши так именно выглядят? Вот посмотрите, удобно переливать воду из бутылочки в бутылочку, из горлышка в горлышко? А через воронку? Легко! Вот так и наше ухо  ловит звуковые волны отовсюду и направляет внутрь.

Ребята, смотрите мы гуляли по берегу нашего острова и не заметили мешочек. Что же в нём? Да, ребята, волной на берег выбрасывается всякие палочки, веточки, камешки, море умеет конструировать. Давайте и мы попробуем.

Игра «Сложи рыбку».

Давайте, ребята,  проверим, хороший ли у вас слух. Я буду произносить слова, а вы их повторяйте (сначала обычным голосом, а потом всё тише). Когда лучше слышно: когда я говорила тихо или когда громко? А что вы делали, чтобы услышать тихий голос? Сейчас я включу музыку, мы будем плотно закрывать уши ладонями и открывать их.ч

Игра «Делай как я» (вначале с небольшим интервалом, затем всё быстрее). Когда лучше слышно: при открытых ушах или при закрытых?ч

Опыт: заткнём воронку ватой, почему не слышим удара воды о картон? Правильно, вода до него не доходит. Вот и звук при закрытых ушах не доходит до перепонки. 

Ребята, давайте выясним, что могут  наши уши.

Опыты:   * определение расстояния. Ключи.

                   *определение направления звука. Игра «Узнай по голосу».

Игра«Чьи это уши».

Ребята, как вы думаете, уши - важный орган? Зачем они нам нужны? Значит нужно их беречь? А как?

Сценка «Спросим у доктора»:

Доктор, доктор, как нам быть? Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть? Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор гневно:Еже…еже…ежедневно!!!

Итак, как нужно беречь уши?

Игра «Хорошо – плохо» ТРИЗ (пособие «Валеология»)

 

 

Познавательно – валеологическое занятие № 6 «Полон хлевец белых овец».

 

Цели: дать некоторые представления о строении и значении зубов.

Программные задачи: познакомить со строением зубов, уточнить знания о назначении зубов, об их функции. Познакомить детей с расположением зубов в полости рта, их названием и количеством.

Материалы и оборудование: у каждого ребёнка зеркало, чайная ложка, салфетка сухая и влажная,  фонарики с изображением больного и здорового зубиков, кусочки моркови на блюдце.  У педагога: проектор, экран, муляж челюсти с зубами, зубная бутафорская щётка, муляжи полезных и не очень полезных продуктов.

Методы обучения: рассказ, беседа, самообследование, логические рассуждениСловарная работа: челюсть, зуб, корень, десна, жевательные зубы, эмаль.

Ход:ч

Ребята, отгадайте загадку «Полон хлевец белых овец». Да, сегодня мы будем говорить о наших зубах (Слайд №1.Весёлый зубик). Мы пользуемся ими каждый день, но ещё с ними не знакомы. Скажите, где расположены зубы? Зачем они нам нужны? А зачем животным нужны зубы?ч

Блок №1.

Рассмотрите свои зубы в зеркале. Какого они цвета? Попробуйте их согнуть язычком. А теперь очень аккуратно постучите по зубам ложечкой. Что можете сказать о твёрдости зубов? Мы можем просто так взять и вытащить зуб? Нет, не получится, потому что зубы сидят прочно в кости, которая называется челюстью. Ребята, внимание на экран (Слайд №2). Мы же не можем вытащить зуб и рассмотреть его, но нам поможет экран. Рассматривание строения зуба. Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из 3х основных частей:ч

*Коронка – это часть зуба, которая видна во рту.

*Корень – часть зуба, которая находится в челюсти.

*Шейка – часть зуба между коронкой и корнем, она прикрыта десной.

Нижняя часть зуба называется корнем. Давайте найдём, где у нас корни. Оботрите пальчик влажной салфеткой и потрогайте челюсть пальчиком, проведите по ней. Чувствуете небольшие бугорки, вот в этих утолщениях и находятся корни наших зубов. Сверху челюсть покрыта мягкой тканью, она называется десной. Она очень нежная и её легко поцарапать, её можно поцарапать косточкой от рыбы или обжечь очень горячим чаем. А можно зуб сломать? Да, если сильно ударить по зубу или грызть что-то очень твёрдое.

Блок №2.

Ребята, первые зубы появляются у малышей на первом году жизни  (слайды № 3 и 4).  Как их называют? А в 6-7 лет их уже почти 20. Некоторые уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10 годам у вас у всех будут постоянные зубы. Постоянные зубы нужно очень беречь, потому что, если потеряешь постоянный зуб, больше он уже не вырастет.

Блок №3. 

Ребята, а все ли зубы у вас одинаковые? Давайте рассмотрим их ещё раз (влажные салфетки). Вначале посмотрите на передние зубы, запомните, как они выглядят, затем отодвиньте немножко губу и рассмотрите зубы за щекой. Проведите по поверхности передних зубов и задних.  Чем же они  отличаются? (Передние заострённые, а задние плоские с бугорками). Давайте проверим, зачем же нужны эти бугорки? Возьмите кусочек моркови, откусите  и пожуйте передними зубами, удобно? А теперь оставшийся кусочек пожуйте задними зубами. Какими удобнее откусывать, а какими жевать? Вот вы и сами догадались, какие зубы называются жевательными, а какие резцами?

Блок №4.

Ребята, вы получали домашнее задание: сосчитать, сколько у каждого из вас зубов, я записываю на доске. А у меня вот какое число, я вас всех победила, что ли? А почему, знаете? Да, потому что я взрослая и  вы,   когда вырастите,  будете тоже иметь  32 зуба.

Блок №5.Работа со стихотворением С.Михалкова «Как у нашей Любы…».  Как вы думаете, почему болели зубы у Любы?

Блок №6.Игра «Здоровый зуб - больной зуб».  Дети поднимают  фонарик с весёлым  зубиком,  когда видят полезный продукт, на вредный для зубов  – поднимают фонарик с больным зубом.

Блок №7.Сценка «Легенда о зубе».

 

 

  

 

 

Продолжение следует…..


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн