Официальный сайт ysaa 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гроза двенадцатого года

Размещено: Марина Александровна Сабаева - пт, 08/04/2011 - 21:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сабаева Мария Александровна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 7 г. Альметьевск

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Сформировать представления учащихся о войне 1812 года, познакомить с определением  «отечественная война».

Развивать память, воображение, умение обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее истории. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Окружающий мир. Мое Отечество авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов

Используемое оборудование: 

Карта  «Отечественная война 1812 года»,

портреты М. И. Кутузова, Наполеона Бонапарта,

в/материал «Бородинское сражение», костюм гусара,  кроссворд, тесты, инд. карточки с текстом. 

Краткое описание: 
<p> урок открытия новых знаний с использованием проблемно- диалогической технологии</p>

Ход урока:

I.Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в 1812 году, познакомимся с понятием «отечественная война».

II. Проверка домашнего задания.

- Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.

- О какой эпохе в жизни истории России  мы говорили  на прошлых уроках? (Российская империя). Я предлагаю решить кроссворды  по этой теме и вспомнить изученный материал.

1 кроссворд

1. Имя русской императрицы, считавшей себя продолжательницей дела Петра 1.

2. Великий русский полководец, которому принадлежит фраза: «Побеждают не числом, а уменьем.

3.  Турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова.

4. Так называли крестьян, которых дворянин мог продать и купить.

5. Люди, которые помогали императору управлять государством.

2 кроссворд

1. Какое прозвище получил Петр 1 в истории России?  (Великий)

2. Кем стал Петр 1  с1721 года?

- Давайте вспомним, что нового появилось в России при Петре1

3. Он создал новый … (флот)

4. При нем была выпущена первая … (газета)

5. Открыт первый … (музей)

6. Открыта первая … (библиотека)

7. Появился новый … (календарь)

Кроссворд «Российская империя»

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

2

3

1

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

 

 

1

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа над новой темой.

- Какие слова спрятались в кроссворде?

- Кто знает, кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (Ответы детей)

Послушайте сообщение, которое подготовила  …..

- Кто такой Наполеон Бонапарт? Послушайте сообщение, которое подготовил …..

-В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция непрерывно воевала.

Работа с картой. Постановка проблемы.

- Рассмотрите карту на странице 42 «Европа 1799 – 1815 гг.», перечислите страны, завоеванные армией Наполеона.

- Он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. Посмотрите внимательно на карту, кто мешал мировому господству французского императора?

- Какая угроза нависла над Россией в 1812 году?

- Перед вторжением в Россию Наполеон заявил: «Через 3 года я буду господином всего мира, … остается Россия, но я раздавлю ее».К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях военачальники.

« Я иду в Москву,- говорил Наполеон, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

Работа с картой. Постановка проблемы.

- Летом 1812 года Наполеон вторгся на территорию России и направился к Москве. Началась война, которую называют Отечественной войной. Как вы думаете, почему?

- Наполеон был уверен в скорой победе, но война приняла затяжной характер. Уклоняясь от окружений и сражений, русская армия отступала, отходила на восток, но не сдавалась.

Русский поэт М. Ю. Лермонтов написал об этом так:

Чтение учеником ( в форме гусара)  наизусть отрывка

из стихотворения «Бородино»

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли,  командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

Но русские командиры не боялись «изорвать чужие мундиры», а тщательно готовились к генеральному сражению. Во главе русских войск стояли генералы П. И. Багратион, Барклай де Толли и др. Главнокомандующим русской армией был М. И. Кутузов.

26 августа в 110 км от Москвы у села Бородино произошло решающее сражение, оно длилось 15 часов и в истории это сражение известно как Бородинское. 120 тысяч русских солдат и 135 французов принимали участие в этой битве.

Просмотр видеоматериала  о Бородинском сражении

- Послушайте,  как описал это сражение в своем произведении М. Ю. Лермонтов.

Чтение учеником ( в форме гусара)   наизусть отрывка

из стихотворения «Бородино»


 

 

Вам не видать таких сражений!

Носились знамени, как тени,

В дыму огонь  блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

 

 

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой!


 

- Кто же победил в этой битве? Каждая воюющая сторона оставила победу за собой. Наполеон позже писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские боролись за право быть непобедимыми».

Постановка проблемы.

Но через несколько дней на военном совете Кутузов принял решении: отступить и оставить Москву врагам. Почему? (Узнав о потерях русской армии, Кутузов понял, что сражение нельзя продолжать). Кутузов сказал: «Потеря Москвы не есть потеря России: здесь приготовим мы гибель неприятелю» Как?

Просмотр видеоматериала.

Наполеон, войдя в пустую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Но, напрасно! Как вы думаете, почему?

Давайте познакомимся с воспоминаниями Наполеона.

Работа в парах

Прочитай их и ответь на вопросы в конце текста.

ВоспоминанияНаполеона  БонапартаопожареМосквы,

записанныееговрачом.

 «Черездвадняпосленашегоприбытияначалсяпожар. Сначалаоннеказалсяопасным, нонаследующийденьогоньувеличился. Наследующееутроподнялсясильныйветер, ипожарраспространилсясогромнойбыстротой. Сотнибродяг, нанятыхдляэтойцели, рассеялисьпоразнымчастямгородаиспрятаннымиподполамиголовешкамиподжигалидома, стоявшиенаветру, этобылолегковвидувоспламеняемостипостроек. Этообстоятельстводаещесилаветраделалинапраснымивсестаранияпотушитьогонь…Яподвергалсяопасности, волосыибрюкимоибылиобожжены, одеждагореланамне. Всенашиусилиябылинапрасны, таккакоказалось, чтобольшинствопожарныхтрубиспорчено. Ихбылооколотысячи, амынашлисрединих, кажется, толькооднупригодную. Этотужасныйпожарвсеразорил. Ябылготовковсему, кромеэтого…Ктобымогподумать, чтонародможетсжечьсвоюстолицу?»

Вопросы:

1. Что, с точки зрения Наполеона, явилось причиной пожара?

2. Почему, по мнению Наполеона, пожар быстро распространился?

3. Как вы думаете, все ли в воспоминаниях Наполеона может быть полной правдой? Почему можно усомниться в правдивости воспоминаний французского императора?

- Какую гибель приготовили Наполеону в Москве?

Пожар бушевал 6 дней. Три четверти домов было уничтожено. Сгорели все провиантские склады, на которые рассчитывало французское командование для обеспечения своей армии. Над армией Наполеона нависла угроза голода. Москва, таким образом, превратилась в ловушку для «великой армии».

Только ли армия сражалась с Наполеоном?

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 43.

Как помогали крестьяне и горожане русской армии?

- В итоге французская армия ушла из Москвы и стала отступать к границам. Как вы думаете, почему? (Голод, холод,  постоянные столкновения с партизанами)

 

IV. Итог урока.

- Почему война 1812 года называется Отечественной?

- Чем прославился  полководец  М. И. Кутузов?

 

V. Проверка изученных знаний.

 

Тест «Отечественная война 1812 года»

1. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец …

    1). Багратион           2). де Толли                3). Наполеон   

2. Французская армия вторглась в Россию …

    1). 1821 году            2). 1812 году              3). 1818 году

3. Главнокомандующим русскими войсками был назначен …

   1).  М. И. Кутузо      2). А. В. Суворов       3). Ф. Ф. Ушаков

4. Бородинская битва произошла  …

   1).26 января 1812 года   2). 26 августа 1821 года         3). 26 августа 1812 года

5. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

   1).  оставить Москву;       

   2).  дать под стенами Москвы еще одно сражение;

   3). признать Наполеона победителем.

6. Война 1812 года называется Отечественной потому, что …

   1).  главное сражение произошло под Москвой;

   2).  на войну поднялся весь народ;

   3). вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Шифр:   _____________________________________________

 

Фронтальная проверка: 3  2  1  3  1  2 

 

VI. Оценивание. Домашнее задание.

 1)  № 54 (тетрадь) – работа с контурной картой.

 2). По выбору:53 – решить кроссворд или  составить свой кроссворд по теме. 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн