Вы не зарегистрированы

Авторизация



Колонка редактора 10.04.2011

Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай
Submitted by Ирина Ивановна Кацай on вс, 10/04/2011 - 21:33

Стратегические планы

 

Уже не только учителя информатики, но и все остальные педагоги – пользователи средств ИКТ – знают, что для полноценной работы нужны две составляющие – собственно «железо» и программное обеспечение, в более узком педагогическом понимании – цифровой образовательный ресурс. Порассуждаем?!

 

Прошлый раз (Колонка редактора 03.04.2011) мы с вами посмотрели, как «железо» может влиять на организацию учебного занятия, на изменение движения информационных потоков, и даже в целом на образовательную технологию. Надеюсь, не составит труда каждому заинтересованному педагогу построить схему своего урока с применением ИКТ и оценить, создается ли в классе среда, на основе которой можно построить/усилить интерактивный урок или нет.

 

Для рассмотрения вопроса о том, что можно, а что нельзя сделать на уроке при применении различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), будет опираться на работы двух ученых. К сожалению, сами работы не опубликованы в открытом доступе (ну или мной не обнаружены), поэтому, в лучшем случае выдержки из них можно найти в работах других исследователей.

 

Первое основание – это классификация методов обучения с позиции открытости элементов для ученика по В.В. Гузееву. Под элементами в процессе обучения понимаются: начальные условия, конечный результат, промежуточные задачи и пути решения промежуточных задач. Тогда сама классификация выглядит следующим образом. Последняя строка изменена мной, так как и сам автор в работах уже стал называть модельный метод исследовательским, и в работах его последователей схема этого метода выглядит по-разному.

 

Схема

 

Название

 

 

Объяснительно-иллюстративный

 

Программированный

 

Эвристический

 

Проблемный

или

Модельный или исследовательский

 

Видно, что при движении по таблице сверху вниз меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до субъекта учения, самостоятельно добывающего информацию и конструирующего необходимые способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора он превращается в организатора коммуникаций и эксперта. (Гузеев В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии. Автореферат … докт. пед. наук. – М, 1999. – С. 17-18.)

 

Второе основание – это «сценарная стратегия» профессора Бента Б. Андресена и его коллег (авторов специализированного учебного курса «Мультимедиа в образовании», ИИТО ЮНЕСКО), согласно которой типологические особенности представления образовательной информации по степени наращивания интерактивности лежат в основе классификации соответствующих стратегий преподавания (сценариев). Классифицируют мультимедийные ресурсы по уровню интерактивности и разделяют их на линейные, нелинейные ресурсы и мультимедийные средства мониторинга учебной деятельности (обучающие и контролирующие программы).

 

Классификация стратегий преподавания тогда выглядит так:

  • Сценарий 1: Использование линейных мультимедийных ресурсов.
  • Сценарий 2: Использование нелинейных мультимедийных ресурсов.
  • Сценарий 3: Использование обучающих программ или электронных учебных курсов.
  • Сценарий 4: Создание учащимися мультимедийных ресурсов.

 

Авторами данной классификации было выполнено обобщение сценариев, их преимуществ и недостатков. Возьмем это за основу, но больше сконцентрируемся на возможных методах и формах обучения.

 


 

Сценарий

 

 

Применение

 


 

1. Использование линейных мультимедийных ресурсов

 

 

Рекомендуется применять при изучении новых тем. От учащихся не требуется большого умения использования ИКТ. Оптимально и логично использовать в лекционном режиме. Метод обучения объяснительно-иллюстративный.

 


 

2. Использование нелинейных мультимедийных ресурсов

 

 

Целесообразно применять в индивидуальной работе (1 ученик – 1 компьютер) на этапе самостоятельной работы в рамках изучаемой темы. В этом случае достигается индивидуализация учебного процесса, ученик сам выбирает траекторию изучения материала, темп работы. В зависимости от содержания предъявляемой информации метод обучения может быть объяснительно-иллюстративным (теоретический материал), или программируемым, если предъявляются практические задания. Однако в последнем случае обучение будет эффективным, если контроль продвижения ученика выполняет учитель.

 


 

3. Использование обучающих программ или электронных учебных курсов

 

 

В зависимости от типа ЦОР (обучающие, контролирующие) возможны разные способы обучения. Контролирующие (тесты) ресурсы целесообразно проводить в индивидуальной работе (1 ученик – 1 компьютер). Дидактические игры могут стать основой групповой работы.

Обучающие и контролирующие ресурсы – основа для программируемого метода обучения.

В зависимости от сложности дидактической игры метод обучения может быть расширен до эвристического или проблемного.

Например, игра представляет собой квест. Все пути, по которым может двигаться школьник, нельзя определить как правильные или нет, скорее – в каждом необходимо найти оптимальное решение.

Другой пример, если ресурс позволяет провести деловые игры, соревнования или исследования, где используются приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

 


 

4. Создание учащимися мультимедийных ресурсов

 

 

Применение этого сценария переводит обучающихся из роли пассивных слушателей в роль создателей новой информации, что позволяет реализовать усвоение знаний на продуктивном, творческом уровне.

Рекомендуется использовать для развития критического и творческого мышления школьников.  От учащегося требуется хорошее знание предмета, а также профессиональное владение ИКТ. Учитель в данной ситуации выступает в роли организатора и помощника в структурировании информации и генерации идей, а также в использовании средств создания мультимедиа.

В зависимости от поставленной перед учеником задачи может быть реализован как эвристический, так и проблемный или модельный методы.

Сценарий может быть реализован разными способами обучения: в индивидуальной или групповой работе со школьниками.

 

 

Как частный случай можно рассмотреть сценарий проведения урока с использованием социальных сервисов, позволяющих одновременно создавать ресурс разными участниками. Особенность и целесообразность проведения таких уроков уже обсуждалась ранее. А достоверность этой цитаты подтверждается тем, что метод обучения (какой бы изначально не был задуман педагогом) обязательно если не полностью трансформируется, то уж обязательно примет черты модельного.

 

Представленный материал есть лишь еще одно подтверждение специфики ИК-технологии в части неразделенности методов и средств. Комплект аппаратных и программных средств действительно создают предпосылки для появления на уроке разнообразных методов обучения. Однако, чтобы метод заработал, необходимо тщательное проектирование учебного занятия: постановка целей, четкое описание деятельности педагога и учащихся. Так что все должно начинаться со стратегических планов.

 

 



Фото пользователя Наталия Викторовна Ярчикова

На: Колонка редактора 10.04.2011


С Бентом Б. Андресеном, да простит меня Юнеско, не согласна. Типологические особенности представления образовательной информации по степени наращивания интерактивности: 1. Линейные 2. Использование нелинейных мультимедийных ресурсов3. 3 3. Использование обучающих программ или электронных учебных курсов ...и т.д.

Интерактивность, т.е. наличие обратного взаимодействия можно оценить только по тому, какой уровень активности ребенка этот ресурс вызывает (может вызвать). "Просто посмотреть" - это одно, "ответить и проверить ответ" (при этом, возможно, и не индивидуально, в группе) - это другое и т.д., так можно уровень за уровнем рассматривать. А линейность и нелинейность - очень технологический подход.

Одолела нас эта технологичность!! На уроках, красивых, оснащенных все чаще и чаще демонстрируют, как работает... техника. Не дети и не педагог, а документ-камера, интерактивная доска и  т.д. Работает техника не плохо, а результат обучения детей не меняется. Нам бы золотую середину. Если перефразировать фразу Рошаля " хороший доктор в хлеву вылечит", то и "хороший учитель и бараке выучит". Не хотелось бы конечно, в бараке... Но во главу всего - "хорошего педагога!" Который не боится, если ответ не совпадает с тем, что приготовлен у него на следующем слайде, сказать, что "давайте разберемся!", а не промямлить "не правильно!" А почему "не правильно", не уточнит.

Хороший педагог+Хороший ресурс. Нам с педагога нужно начинать. Учить(ся) выбирать, оценивать ресурсы, применять "по уму" - это 1 этап и не самый сложный. Учится самим размышлять, рассуждать и взаимодействовать с учениками, создавать атмосферу исследования, размышления (учителям, уж не до ресурсов тут) - это 2, и гораздо более сложный этап. И не последний:)

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Yarctik, Tue, 03/05/2011 - 12:05).

С уважением, Ярчикова Наталия Викторовна, доцент кафедры ИТО, ВОИПКРО




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 10.04.2011


Наталия Викторовна, так не из-за этого ли и затевался разговор? Как раз и хотелось обратить внимание коллег, что "интерактивность ресурса не равна интерактивной методики обучения".  smiley

Но почему же опять и опять как мероприятие так конкурсы презентаций того и этого? sad

Как план-конспект урока, опубликованный в ОК (да за который еще настойчиво просят выдать сертификат о публикации), так на 80% монологическая речь учителя? sad

Конечно глупо отказываться и от документ-камер и от интерактивных досок, все с умом примененное даст положительный результат и в отношении деятельности ученика. Сколько времени только пройдет на эту "болезнь роста"?

 

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Людмила Ивановна Парукова

На: Колонка редактора 10.04.2011


Здравствуйте, коллеги!Согласитесь ,действительно,сейчас любой конкурс, открытый урок, не обходится без презентации темы.Это веение время.Презентация должна присутствовать , вместо таблиц,для показа явлений. Неплохо иметь и интерактивную доску,и док-камеру и компьютеры в кабинете  и Интернет ,но нужно все это использовать для мотивации обучения ,учитывая рекомендации санпина.Наша школа базовая в районе и через кабинет стоят проекторы,док.камеры.В сельских школах это будушее (во многих),но и без ИКТ есть другие интерактивные методы.С уважением,Людмила Ивановна! 




Фото пользователя Галина Семеновна Фролова

На: Колонка редактора 10.04.2011


 

«Комплект аппаратных и программных средств действительно создают предпосылки для появления на уроке разнообразных методов обучения. Однако, чтобы метод заработал, необходимо тщательное проектирование учебного занятия: постановка целей, четкое описание деятельности педагога и учащихся. Так что все должно начинаться со стратегических планов…»

Хочу продолжить эту мысль еще тем, что  стратегические планы предметника должны быть согласованы со стратегическими планами других предметников, работающих на классе. Если каждый из них запланирует проведение в течение четверти, триместра, полугодия, хотя бы нескольких уроков с применением ИКТ, даже разных сценариев, интерес (мотивация) к ним будет понижаться, все будет становиться привычным… Лучшее спасение здесь проектные, активно-деятельностные формы обучения...




На: Колонка редактора 10.04.2011


Да компьютер нужен  и детям очень нравиться, и учителю хорошее подспорье в работе , но что делать , если в школе он в единственном экземпляре?




Фото пользователя Татьяна Анатольевна Новичихина

На: Колонка редактора 10.04.2011


Без компьютера и интерактивной доски в классе уже и не обойтись!




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

На: Колонка редактора 10.04.2011


"Без компьютера и интерактивной доски в классе уже и не обойтись!"

Это утверждение тривиально для многих (не для всех!) городских школ. А как действовать учителю сельской школы, в которой на всех один компьютер?

 

ТСО - лишь один из факторов новой организации образовательного процесса. Как перестроить мышление и действия учителей, чтобы запустить инновации в школах? Вот вопрос в русле "стратегических планов".

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 10.04.2011


Не совсем поняла, к чему относится вопрос "что делать?". К тому, откуда взять еще компьютеры? Или к тому, как его делить?

В любом случае приведенный в колонке текст не про это. Но даже если выпадает счастье (или очередь) сегодня на уроке использовать компьютер конкретному педагогу, то лучше сразу же ему задуматься "а зачем?".

Без компьютера и интерактивной доски в классе уже и не обойтись!

Кому не обойтись? Вот для начала первый вопрос, на который надо ответить самому себе. Учителю или ученикам?

Как перестроить мышление и действия учителей, чтобы запустить инновации в школах?

Например, как сделано это с внедрением ФГОС в начальную школу - директивно все с 1 сентября 2011 года.

 

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Елена Ивановна Ковалева

На: Колонка редактора 10.04.2011


Здравствуйте, коллеги! К счастью, в нашем учебном заведении проблем с обеспечением компьютерами нет. Проблема в другом - отсутствии четкой отработанной методики использования всего этого в учебно-воспитательном процессе. Конечно, есть некоторые наработки, но не хватает методической базы. Хотелось бы поблагодарить ОК за  всеобуч для учителей. Я случайно попала на проект "ЭОР: ступени мастерства" и очень этому рада.  Получается обучение в сотрудничестве. Столько нового узнала для себя! Спасибо!

Елена Ивановна




На: Колонка редактора 10.04.2011


Я согласна с Вами по поводу отсутствия четкой отработанной методики использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 10.04.2011


отсутствии четкой отработанной методики использования всего этого в учебно-воспитательном процессе

Дак а есть ли она какая-то новая методика? Стоит ли тратить время, усилия на ее поиск? Или все же сосредоточиться на известных интерактивных подходах и дополнить их этими новыми ИКТ-штучками?

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Новая методика или старая с "ИКТ-штучками"?


Спасибо, Ирина Ивановна, за принципиальный вопрос: стоит ли тратить время на поиск "новой методики"? Или достаточно обновить старое мышление и приёмы коммуникации "ИКТ-штучками"? Разговор об интерактивности на уроке выводит на проблемы перестройки стилей поведения.

 

Каждый отвечает на поставленный вопрос со своих позиций. Кто-то рад освоить новую программу для презентации. Кто-то ищет пути перестройки учебного процесса ( в т.ч. от монологичности и контроля к интерактивности и другим типам поведения на основе ПК и Интернет). Тратит на поиски дополнительное время сейчас, чтобы в стратегической перспективе получить существенную экономию времени. Дороги, которые мы выбираем...

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 15/04/2011 - 23:15).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Колонка редактора 10.04.2011


Проблема в другом - отсутствии четкой отработанной методики использования всего этого в учебно-воспитательном процессе.

Думаю, эта проблема не только в Вашем ОУ. Года два назад, читая листы рефлексии с проведенного методического семинара, нашла среди прочих такой отзыв: "Большое спасибо за то, что наконец-то объяснили нам и показали, для чего нужна эта штука, которая висит у нас в кабинете информатики. А то нас уверяли, что на ней удобнее фильмы просматривать". Речь шла об интерактивной доске.

Все будет хорошо! Я узнавала!




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

От простого к сложному в ОК


Спасибо, Ирина Ивановна, за продолжение разговора о стилях учебного процесса на основе ИКТ (монологический "учитель-ученики", активный "ученики-учитель", интерактивный "между учениками с поддержкой учителя"). В Открытом Классе вижу тенденцию перехода от простых операций (освоение отдельных ИКТ и вебсервисов) к проектированию сложных комплексов современного учебного процесса на основе ИКТ. Примеры: Универсальные учебные действия (УУД), Клуб любителей социального проектирования, Виртуальный методический кабинет, "Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах"

 

Пока в ОК сложное проступает в виде островков в океане простых действий. И это  естественно: большинство пользователей ОК только приступает к информатизации учительского труда; многие, получив сертификат о прохождении курса за 72 часа, покидают ОК (хотя номинально числятся в ОК)); оставшиеся работают в ОК в свободное от школьных обязанностей время, часто - за счёт сна. Написать короткий комментарий, поместить фото или ссылку на понравившийся ЦОР можно и за краткое посещение сайта.

 

Те, кто не останавливается на нижних ступеньках простого, рано или поздно переходят к сложному для достижения стратегических целей. Настаёт пора реализовать долговременные стратегии через проектирование последовательности простых действий. В сообществе "Повседневное саморазвитие..." есть план недельных модулей - сравнительно простых тем для сотрудничества. В апреле модули посвящены разработке индивидуальных программ саморазвития. Это - один из примеров саморазвития от простого к сложному на основе обратных связей в сетевых сообществах.

 

PS: ещё пример сложного: этот пост размещён как комментарий к тексту Ирины Ивановны. А можно было разместить его как дочернюю страницу в подшивке. Решение, по какому пути пойти, зависит от стратегического плана. Для выработки такого плана нужно сетевое сотрудничество всех потенциальных авторов подшивки.

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, пн, 11/04/2011 - 10:53).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)