Организация деятельности учащихся на разных этапах урока
Submitted by Елена Игоревна Дьяченко on Tue, 12/04/2011 - 18:50
Дьяченко Е.И. - учитель истории и обществознания
лицей №35
г. Челябинск
Организация учебно-познавательной деятельности на разных этапах урока.
Для реализации стимулирующих возможностей урока требуется организованная активность педагога, его деятельность, неизбежно несущая на себе все свойства гуманитарности урока. Нормирование педагогической деятельности, по мнению многих исследователей (О.С.Гребенюк, Н.С. Пряжников, Н.Е. Щуркова и др.), осуществляется при помощи принципов. Именно они задают «русло» протекания процесса, характер поведения педагога, определяют способы реагирования на ситуации и характер собственной активности. Иначе говоря, принципы являются доминантами бытия педагога, определяющими смысл его деятельности, обеспечивающие его выбор из вариантов профессионального поведения позиции педагогического взаимодействия. Цепочка этих выборов и определяет динамику становления субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока, стиль педагогической деятельности, структуру содержания образования.
Основные принципы педагогического взаимодействия (О. Майцкалова. Педагогическое взаимодействие на уроке как основа гуманитарного пространства. – Учитель, 2003, №6):
принцип признания человеческого достоинства (предоставление учащемуся права и возможности «самостоятельно реагировать на обстоятельства» (О.С. Гребеюк))
принцип культуросопричастности (создание на уроке особой атмосферы творчества, общественного мнения, выработку традиций урока, выведение изучаемого материала и применяемых методов обучения в социокультурный контекст)
принцип ценностно-смыслового равенства педагога и учащегося (равенство в своём прирождённом человеческом праве неограниченного познания мира)
принцип педагогической поддержки (педагог выступает как посредник между ребёнком и всей человеческой культурой, помогая ему найти своё место в обществе)
Данные ориентиры, на мой взгляд, позволяют педагогу решить наиболее важные воспитательные и образовательные задачи, создать для учащихся то самое гуманитарное пространство, которое позволит в процессе учебной деятельности развить у учащихся способность к самоопределению, самопознанию и самооценке.
В современной педагогике вопрос о том «как учить?» становиться ни чуть не менее важным, чем вопрос о том «чему учить?». Какие же способы учебной деятельности будут наиболее целесообразными и соответствовать принципам педагогического взаимодействия? Рассмотрим в таблице 1 те из них, которые можно использовать на разных этапах урока, или, по словам В.В. Гузеева, в «модулях учебного процесса» (В.В. Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. М., 2000.). .
Таблица 1
Способы организации учебной деятельности
Модули учебного процесса
Приёмы учебно-познавательной деятельности
Примеры
1. Организация деятельности (начало урока)
1) Терминологические ассоциации
2)Интеллектуальная разминка
3)Игра «Американский студент»
1)Учащиеся получают задание: записать наибольшее количество терминов, соответствующих, по их мнению, теме за определённый промежуток времени, а затем учитель просит дать наибольшее количество определений.
2)Учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которых составляет определённое количество вопросов по теме группе оппонентов. Условие: учащиеся должны сами знать ответ на задаваемый вопрос.
3)Учитель или учащийся изображают американского студента (он всё понимает, но не может говорить, знает только 2 слова - «да» и «нет»), загадывают тему или основное понятие темы, остальные должны отгадать
2. Повторение
1)Последовательный
проговор
2) Резюме
3) Командное первенство
1) учащиеся образуют цепочку, по сигналу начинают проговор темы, главное не нарушить последовательность и логику изложения материала
2) Письменное изложение своего отношения к теме
3) Класс делится на команды и при выполнении заданий на повторение набирает очки
3. Изучение нового материала
1) Работа в группах
2) Вопросы к тексту
3) Учебный мозговой штурм:
4) Пресс-конференция
5) Проблемный диалог
5) Деловая игра
1)- группы получают одно и то
же задание;
- группы получают разные задания
- группы получают разные
задания, но работают на один
результат
составить вопросы к тексту, классифицировать по сложности
решение творческих, эвристических задач в группах (создание банка идей, анализ идей, обработка результатов)
группа учащихся отвечает на вопросы представителей прессы, роль которых играют их товарищи
обсуждение наиболее важной проблемы в режиме диалога при соблюдении обязательных правил:
- слушать и дослушивать
- слушать и слышать
- слушать и говорить
- говорить и думать
6) моделирование реальной
деятельности
4. Закрепление
1) Опорный конспект
2) Список контрольных вопросов
3) Список вопросов, расширяющих тему
4) Пересечение тем
5) Свои примеры
составить опорный конспект урока
составить список контрольных вопросов по теме
составить список вопросов, которые могут расширить представления о предмете изучения
4) найти точки соприкосновения, установить связи с предыдущими темами предмета, с другими предметами
5) привести свои примеры, аналогичные услышанным на уроке
5. Контроль
1) Самоконтроль
2)Взаимоконтроль
3) Экспертный контроль
1) самостоятельная проверка по вопросам к теме
2) взаимная проверка по вопросам к теме
3) группа наиболее подготовленных учащихся
выступает в роли экспертов
6.Коррекция
1) Опрос-итог
2) Выступи в роли (психолог, связник, подводящий черту, спонсор знаний, хранитель времени и т.д.)
1) размышления на тему: что
удалось, и что не получилось на уроке, почему?
2) размышление на ту же тему, но с позиции своей роли
Спасибо, Елена Игоревна, за отличные методические рекомендации! Попробую обязательно игру "американский студент". Только вопрос: Почему "американский"? Не французский, не английский, не иностранный? С уважением Морозова Ю.Г., учитель истории
На: Организация деятельности учащихся на разных этапах урока
Спасибо, Елена Игоревна, за отличные методические рекомендации! Попробую обязательно игру "американский студент". Только вопрос: Почему "американский"? Не французский, не английский, не иностранный? С уважением Морозова Ю.Г., учитель истории