Вы не зарегистрированы

Авторизация



Приемы активизации мыслительной деятельности школьников по географии

Фото пользователя Ирина Гергардовна Борисенко
Submitted by Ирина Гергардовна Борисенко on Tue, 19/04/2011 - 09:48

 

Приведу примеры использования приемов на практике.

1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание урока интересных сведений, фактов, исторических данных.

Тема урока «Природные уникумы Дальнего Востока», 8 класс. В начале урока знакомлю детей со следующей информацией: «Самый  крупный метеорит, упавший  на территорию  России, - железный Сихотэ - Алинский метеорит (демонстрация картины).

12 февраля 1941 года в юго - западных острогах хребта «Сихотэ - Алинь» на Дальнем Востоке выпал метеоритный дождь. Железный метеорит весом 70 тонн, вошел в атмосферу и распался на осколки, которые упали в малонаселенной таежной местности. При падении образовались 24 ударных кратера. Это единственный случай падения небесного тела, сопровождавшегося образованием кратеров, на глазах современного человека».

 

А какие еще уникальные природные объекты можно встретить на Дальнем Востоке?

После такого настроя и показа картины метеоритного дождя у учащихся появляется повышенный интерес к тому, что еще уникального есть на Дальнем Востоке, и дети активно включаются в работу. Прием новизны реализую при объяснении нового не только по содержанию, но и нового в данной ситуации материала.

2.  Прием семантизации заключается в возбуждении интереса учащихся к изучаемому материалу с помощью вопроса, обращающего их внимание на смысловое значение слова или словосочетания, и тогда ребенок легко усваивает понятие и может его применить.

Тема урока «Рельеф Евразии», 7 класс.

Почему самые высокие горы в Сибири называют Алтай ?

/в переводе с тюркского «алтын» - золотой. Алтай - золотые горы/.

В Китае есть горы «Куньлунь», в переводе с местного «луковые горы».Почему они так названы?/Так как отдельные склоны хребтов поросли диким луком/.

Учащиеся заинтересованы и поэтому стараются сами найти ответ на этот вопрос.

3.  Прием создания проблемной ситуации. Источником проблемной ситуации может быть не только новизна учебного материала, но и случаи рассмотрения известных учащимся предметов и явлений.

Пример. Тема урока «Внутренние воды Северной Америки», 7 класс.

«Сотни и тысячи лет падает со скального уступа Ниагарский водопад. И мало кто знает, что более 100 лет назад водопад останавливался на 30 часов».

Почему остановился Ниагарский водопад?

Я советую решение данной проблемы связать с темой «Климат Северной

Америки». В процессе дискуссии, споров дети находят причины возникновения

данного явления.

/оказывается, 29 марта сильный ветер сдвинул лед на озере Эри и тонны льда

забили сток реки у города Буффало. Ледяная запруда продержалась более

суток.

4.  Прием значимости. Повышенный интерес и внимание может вызвать хо рошо известный предмет, но для этого должна быть поставлена на первое место его значимость. Поэтому я создаю установку на необходимость изучения материала в связи с его географической ценностью.

Пример 1. Тема урока «Грибы Красноярского края», 5 класс.

Есть ли ядовитые грибы в Енисейском районе, а на станции Абалаково?

Какими грибами можно отравиться?

Пример 2. Тема урока «Население России», 9 класс.

Урок начинаю со слов «Кто ты?» Ребята по очереди, не повторяясь, дают ответы.  Как  только  возникает  заминка,  предлагаю  каждому  на листочке, записать 8-10 характеристик своей личности и обвести 1-2 самые важные.

Данная    статистика    поможет    начать    беседу    о    значимости    семьи,    о воспроизводстве населения.

5.     Эвристический прием. Сущность данного приема состоит в том, что я задаю учащимся трудный вопрос /на сообразительность/ с дополнительными наводящими вопросами, чем побуждаю их к догадке.  В результате такой деятельности учащиеся более глубоко, более осознанно усваивают материал. Пример. Тема урока « Охрана почв», 8класс.

1. Что происходит с почвой весной во время таяния снега? /почва сносится в реку/

2. Чем питаются реки? /подземными водами/

3. К чему приводит попадание почвы на дно русла реки? /почва закрывает выход грунтовых вод /

4. Что происходит с рекой? /она мелеет/

5. Что вместе с почвой попадает в русло реки? /удобрения/

6. Как удобрения влияют на растительный и животный мир реки? /размножение растений, «цветение воды»/.

Пример. Тема урока «Природный комплекс»,7 класс. Я задаю вопрос «Можно ли по листу дерева определить климат?» Затем я раздаю листья деревьев /плакаты, гербарии, натуральные объекты/. Дети разглядывают форму, размеры листа. Затем даю задание: 1/ схематично зарисовать листовую пластинку, 2/записать особенности климата , которые повлияли на форму листа, 3/ определить название дерева. Ответы сверяются в паре. В результате этой работы дети лучше понимают связи в природном комплексе.

6.  Сократический прием. Беседу с учениками я строю таким образом, что бы вызвать их на обсуждение спорных вопросов. В ходе беседы отдельными вопросами я направляю на характер живого обсуждения.

Пример. Тема урока «Государственный строй и территориальное устройство», 10

класс.

Чем отличается страна от государства?

/страна   -   это   территория,   имеющая   определенные   границы,   обладающая

государственным суверенитетом,  а государство - политическая организация

общества с определенной формой правления/

А Россия - страна или государство?

Дети в ходе беседы доказывают и обосновывают свои суждения, используя весь

имеющийся запас знаний, наглядные пособия, справочную литературу.

7.  Исследовательский прием. Сущность данного приема состоит в том, что учащимся предоставляется возможность на основе проведенных наблюдений или опытов, изученных фактов, литературных данных самостоятельно решить какую - либо познавательную задачу, сформулировать вывод.

Пример 1. «Можно ли по рецептам приготовления блюд определить территорию, на которой скорее всего это блюдо было придумано?» Дети сомневаются. Раздаю рецепты. «Пельмени. Смешать молоко с солью. Высыпать муку на стол горкой, сделать в ней углубление. Добавить в него молоко, яйцо, масло и замесить крутое тесто. Филе горбуши, кеты, свинину и лук дважды пропустить на мясорубке. Добавить соль, перец, воду и хорошо перемешать. Готовить пельмени обычным способом». /Ответ: дальневосточные/. Ребята определяют ключевые слова, места добычи, затем сообщают результат. Если

дети ошиблись, исследование продолжают все, помогают, консультируют. Но главное,    ребята    развивают    образное    мышление,    которое    основано    на ощущениях.

8. Прием «Домашнее задание»

Даю  такое  задание,   которое  будет  востребовано   на  последующих  уроках.

Поэтому ребята заинтересованы,  одним заданием  готовятся     к нескольким урокам.

Пример. После изучения темы «Миграции», 9 класс, даю задание – подготовить самый длинный список песен о миграции. / «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать», «Из - за острова на стрежень...» /и т.д.

На  следующем  уроке  определяем  виды  миграции,  а     при  изучении  темы «Транспорт» возвращаемся к этим спискам для определения видов транспорта,

способов передвижения.

Используемые вышеперечисленные приемы в процессе обучения, помогают учащимся понимать сущность изучаемого, осмысливать новую информацию, возбуждают познавательный интерес.