Вы не зарегистрированы

Авторизация



Битва за Москву

Фото пользователя Светлана  Пулина
Submitted by Светлана Пулина on пн, 02/03/2009 - 04:00
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1. Дать представление об обороне Москвы в 1941 г, о значении битвы под Москвой в декабре 1941 г. Продолжить работу с историческими понятиями, терминами. Продолжить работу над составлением исторического словаря. Совершенствовать навыки работы с картой, формировать умение ориентироваться в исторической карте, понимать условные обозначения. Развивать умение рассказывать о событиях и их участниках, выражать свое отношение к ним. Формировать познавательный интерес к изучаемому учебному предмету, расширять кругозор. Развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание. Продолжить оформление электронной книги памяти «ГОРОДА-ГЕРОИ», совершенствовать навыки работы с программой PowerPoint 2. Воспитывать активную гражданскую позицию детей; чувство патриотизма; уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое советского народа.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

 Учебник  Н.И. Ворожейкиной «Наша Родина и современный мир. Прошлое
и настоящее. Беседы по истории России»

Используемая методическая литература: 

 Программа Н.И. Ворожейкиной «Наша Родина и современный мир. Прошлое
и настоящее»

Используемое оборудование: 

 Карта «Великая Отечественная война 1941 -1945 годов», мультимедийный проектор, экран, презентация, фотографии военных лет.

Краткое описание: 
Битва за Москву

  

 

1.      Орг момент.

 

2.      Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

22 июня – известная дата, но не праздник. Почему?
 Война – страшное слово в человеческой жизни.
v     Что обозначает это слово?
v           Между какими государствами велась Великая Отечественная война?
v           Что значит Отечественная война?  
На прошлом уроке мы начали составлять электронную книгу Памяти о ВОВ. Наша книга посвящена городам-героям. Давайте вспомним:
v     Какой крепости присвоено звание КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ?
v                 Расскажите о подвиге защитников крепости.
  Сегодня мы продолжим заполнять книгу памяти, заполним следующую главу.
Вторая глава называется «Битва за Москву».
 

3. Изучение нового материала

Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Гитлеровцы собирались уничтожить нашу столицу. Гитлер так и заявлял: «Я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро…» Фашисты не сомневались в успехе. Гитлер даже назначил парад в Москве.
30 сентября 1941 года 77 гитлеровских дивизий начали наступление на Москву.
v                 Как вы думаете, почему гитлеровцы так стремились к Москве? Почему Гитлер хотел уничтожить  город?  Ответы детей.
Командовать войсками, защищавшими подступы к Москве, был назначен выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков.
Жукову и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Был разработан специальный план обороны Москвы,
·        Подумайте, какие меры надо было принять для защиты Москвы? Предположения детей.
Давайте проверим ваши предположения. План состоял из трех основных направлений  
a)      Защищать столицу с неба.
b)      Защищать столицу на земле, не допустить врага в Москву.  
c)      Отбросить врага от Москвы.
v                 Как вы думаете, как защищали Москву с неба? Проверим ваши предположения.
Для защиты столицы с неба были использованы маскировочные сетки.
·              Ваше мнение.  Для Чего?
 Ложные мишени.
·        Как вы думаете, что это за ложные мишени? 
  Аэростаты,
Зенитные орудия.
 Маскировочными  сетками  укрывали золотые купола церквей, исторические памятники, здания Кремля. На Красной площади, на улицах Москвы были сооружены ложные мишени.  
Выборочное задание: Два ученика получают карточки и готовят сообщение о ложных мишенях и зенитных установках.
   Остальные учащиеся находят ответ на вопросы
·        Что такое  аэростат?  Для чего аэростаты поднимали в небо столицы?Запишите определения в словарь
 Ответы детей
 Главными защитниками неба были отважныелетчики. Если им не хватало боеприпасов, они шли на таран. Такой случай произошел в ночь на 8 августа 1941 года. Летчик Виктор Талалихин на высоте около 5 тысяч метров обнаружил вражеский бомбардировщик, направляющийся бомбить город. Талалихин смело пошел на сближение и открыл огонь. Попадание было точным. Правый мотор тяжелой машины задымил, но и на одном моторе фашистский самолет мог причинить много вреда, сбросив свой смертоносный груз. Но тут у Виктора закончились боеприпасы. Тогда он принимает, казалось бы, безрассудное решение – идти на таран и винтом отрубить хвост немецкого самолета. Бомбардировщик воспламенился и рухнул на землю. Виктор Талалихин один из первых применил ночной таран.
 
Сейчас вам предстоит узнать, как защищали столицу на земле. Продолжаем работать с текстом учебника.
v                 Какая была создана система препятствий на дорогах, ведущих к Москве?
v                 Что такое противотанковый «еж»? Запишите определение в словарь.
Защищали столицу на земле, не допускали врага в Москву  не только с помощью этих сооружений, но и ценой собственной жизни.
На подступах к  Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Группа истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково. Разъезд находится в 118 километрах от Москвы. Перед солдатами была поставлена задача: не пропустить врага на Волоколамское шоссе, ведущее к столице.

Давайте вернемся к плану обороны. Третий пункт.  Для того чтобы не только защитить, но еще и отбросить врага от Москвы, нужно было поднять боевой дух советских солдат.
v                 Как вы думаете, как это сделать, как можно поднять боевой дух солдат?
Ответы детей.
 Гитлер собирался провести военный парад в Москве, даже дату назначил! Так вот советское командование знало о планах Гитлера. Поэтому было решено провести военный парад на Красной площади. Но это был парад наших войск. Советские люди показали Германии, что будут стоять насмерть, до последней капли крови, но Москвы - не отдадут. Прямо с Красной площади солдаты уходили на фронт… 
И вот наступило утро 6 декабря 1941 года, в этот день советские войска перешли в контрнаступление.  Советская армия  нанесла серьезный удар по фашистским войскам. Это было первое поражение немецкой армии. Немецкие войска были отброшены от столицы на десятки километров. Наша армия отстояла Москву! Страна выстояла самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных потерь и человеческих жертв.
v                       Подумайте, какое значение имела победа советских войск под Москвой?
 
Высказывания детей.
В результате контрнаступления под Москвой Германия потерпела первое крупное поражение во второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Окончательный крах потерпел гитлеровский план «молниеносной войны» против СССР.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик  в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Москве присвоено почетное звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
 

4.      Закрепление.

В книге памяти, которую мы создаем, обязательно должна появиться  глава о Москве.
·        Давайте подумаем, что мы запишем?
·        Как называется глава?
·        С чего начнем рассказ?     
·        Кого назначили командовать войсками?     
·        В чем заключался план обороны Москвы?   
·        Значение битвы       
 
Вы сейчас становитесь хранителями памяти о городах-героях, о солдатах Великой Отечественной войны, о победах нашей армии. Вы оформляете индивидуально или в паре одну страничку (слайд презентации), но все вместе вы заполняете и сохраняете очень важную главу нашей истории. Учащиеся садятся за компьютеры. Дети работают с программой PowerPoint  Каждая пара учащихся создает отдельный слайд презентации, которые затем будут объединены в одну общую презентацию.
 
 

5 .Итог урока

Показ презентации. Слайды появляются на экране, а ученики сообщают, о чем их слайд.

»  Размещено в сообществах: