5) развивать чувство прекрасного при общении с искусством;
6) воспитывать бережное отношение к культурным традициям разных народов, интерес к истории искусства своего народа, внимательное отношение к творчеству товарищей.
Оборудование и материалы: 4 магнитофона, 4 диска с музыкальными отрывками, доска, мел, костюм Жар-птицы, перо.
Наглядность: иллюстрации с изображениями мифических птиц.
Раздаточный материал: на каждого участника бейджик с названием команды (по 6 – «Клювик», «Крылышко», «Хвостик», «Лапка»), 4 листа с текстами театральных заданий, ½ альбомного листа на каждого участника, тушь, перья, цветные карандаши, восковые мелки.
План занятия.
I. Орг. момент.
1. Приветствие и организация внимания
2. Введение в тему
II. Основной этап
1. Мозговой штурм
2. Мини-лекция
3. Деление на команды для работы над заданиями
4. Танцевальный образ сказочной птицы
5. Театральныйобраз сказочной птицы
6. Художественный образ сказочной птицы
7. Анализ образа
III. Заключительный этап
1. Игра – энергизатор
2. Завершение занятия
Ход занятия
I.Орг. момент
1. Приветствие и организация внимания
2. Введение в тему
1) Звучит музыка (трек 1). Появляется Жар-птица и исполняет танец (педагог по хореографии)
Жар-птица улетает и теряет перо.
2) Педагог поднимает перо и читает стихи:
«Светит поле, словно днём;
Чудный свет кругом струится…
Но не греет, не дымится,
Тут лежит перо … Жар – птицы!»
Педагог: - Кто сейчас был у нас в гостях и потерял прекрасное перо?
Ответы участников: - Жар-птица.
II. Основной этап
1. Мозговой штурм
Педагог: - Каких вы знаете ещё сказочных и мифических птиц?
Архетип яйца и сотворившей его птицы прослеживается на протяжении всей истории древнего русского мировоззрения, сохраняясь в сакральных народных обычаях и обрядах: Алконост, Гамаюн, Сирин, Курочка Ряба, Феникс, Жар-птица.
Алконо́ст— в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. На голове Алконоста обычно изображается корона. Согласно изображению на русских лубочных картинах, спецификой Алконоста является наличие женской груди и рук, в одной из которых она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. В качестве места обитания Алконоста иногда называется река Евфрат, иногда остров Буяне, иногда просто славянский рай Ирий.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Гамаю́н — в русской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Птица Гамаюн имеет наиболее древний и смыслообразующий образ. Она имела женское лицо. Имя образовано от славянского слова «гам», «гомон». Птица Гамаюн считалась вещуньей, говоруньей, вестницей богов, хранительницей тайны прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира, Вселенной.
Си́рин — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто изображается вместе с другой райской птицей Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг нее нимб. Сирин также поет песни радости, тогда как Алконост — песни печали.
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина, прототипом которого она является.
Слово «жар» в имени чудесной птицы означает «сияние», «горение». Жар-птица — это огненно-сияющий образ всемирной мифологии, уходящей корнями в космическое представление древнего пранарода, имевшего устойчивую систему знаний об устройстве и эволюции мироздания.
Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым
Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Фе́никс — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что Феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Феникс - это универсальный символ бессмертия. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда возникает новый феникс.
Феникс в мифах описывается как птица размером с орла, но его глаза мягкие и нежные. Его клюв имеет цвет роз. Его шея переливается всеми цветами радуги, но еще более яркое и оживленное. Тысяч оттенков золота блестели на его оперение. Его ноги, казалось смесь пурпурного и серебром.
На Руси у Феникса был аналог Жар-птица.
Рух или птица-слон — в средневековом арабском фольклоре огромная (как правило, белая) птица размером с остров, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов и каркаданнов.
Симург — фантастическое существо в иранской мифологии, царь всех птиц. Считалось, что Симург выглядит как огромный сокол с женской грудью или как хищная птица с чертами льва или собаки. Его часто изображали на талисманах. В зороастрийских текстах говорится, что Симург сидит под Мировым Древом, на котором произрастают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету; в более поздних легендах Древо и Симург отождествляются.
Образ Симург имеет различную трактовку. Чаще она воспринимается как вещая птица справедливости и счастья, но в некоторых мифах она является сторожем, восседающем на горе, отделяющей потусторонний мир.
Стимфалийские птицы — в древнегреческой мифологии хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Вскормлены Аресом и имели медные клювы, крылья и когти. Они нападали как на людей, так и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе, либо также поедали людей.
Грифо́ны — вымышленные крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья.
Кетцаль— небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.
Акахах - петух — вещая птица в армянской мифологии, глашатай утреннего света. Считалось, что у него была очень важная функция - он должен был воскрешать людей от временной смерти — сна и отгонять от них духов болезней.
Педагог: - Чем волшебные птицы похожи на настоящих?
Ответы участников: - У них есть одни и те же части тела: клювы, перья, крылья, лапы, хвосты.
Педагог: - Чем они отличаются от настоящих?
Ответы участников: - Одним из них приписывают некоторые волшебные качества, а внешний вид других придуман человеком (такие птицы не существуют в реальном мире).
3. Деление на команды для работы над заданиями
Разделить всех присутствующих на команды: Клювик, Крылышко, Хвостик, Лапка (по порядку всех присутствующих определяют в названную команду, рассаживаются по командам, выдаётся бейджик с названием команды).
В командах распределить роли и озвучить, что каждый выполняет:
1)Хронометрист (у кого самые большие часы) - отслеживает время;
2) Режиссёр (у кого самые густые волосы) - представляет выбранный образ;
3) Ассистент режиссёра (у кого сейчас самая толстая тетрадь) - получает магнитофон с диском, листы с заданием;
4) Актёр (оставшиеся члены команды) – показывают выполнение задания.
4. Танцевальный образ сказочной птицы
Задание:прослушать музыкальный отрывок, определить характер музыки. Пластически изобразить образ сказочной птицы по характеру музыки. (Создать танцевальный образ сказочный птицы.)
На выполнение задания 5 минут.
Просмотр танцевальных композиций. Представление образа птицы.
5. Театральныйобраз сказочной птицы
Задание:прочитать стихотворный отрывок с заданной эмоцией (грусть, радость, гнев, удивление). Для каждой команды одинаковый отрывок с разными эмоциями.
«Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то – сущий смех!
Чай таких у куриц нету;
А уж сколько, парень, свету.
Словно батюшкина печь!»
(отрывок из сказки П. П. Ершова «Конёк - Горбунок»)
На выполнение задания 3 минуты.
6. Художественный образ сказочной птицы
Педагог: - Художников разных стран и разных времён всегда привлекал образ сказочных птиц. В своих фантастических образах они отражали красоту и изящество, переплетали реальность и вымысел. Выразительный язык звучал в этих изображениях особенно звонко и ярко: необычные формы крыльев, клювов, тела, гармоничные интересные цветовые решения, красивые линии тщательно прорисованных фантазийных перьев. Я предлагаю вам нарисовать свою сказочную птицу. Материал можете выбрать: цветные карандаши, тушь с пером, восковые мелки.
- Расскажите, какой образ фантастической птицы у вас получился?
(Участники, по желанию, описывают свой художественный образ)
III. Заключительный этап
1. Игра – энергизатор
Педагог: - Мы вспомнили сегодня, что у всех птиц, и вымышленных, и настоящих есть общие части тела. Сейчас мы поиграем в музыкальную игру на английском языке. Повторяем за мной слова и показываем движением эти части тела.
Головки – heads,
Туловище – bodes,
Лапки – legs,
Хвостик – tails,
Глазки – eyes,
Клювики – beaks,
Пёрышки – feathers,
Крылышки – wings.
А теперь по-английски поём и двигаемся.
1 куп. (повт. 2 раза) Heads and bodes,
Legs and tails.
2 куп. (повт. 2 р.) Eyes and beaks,
Feathers and wings.
2. Завершение занятия
Педагог: - Большое спасибо за интересную работу на занятии. Я думаю, что вы все сегодня смогли проявить себя в творчестве! А кто-то увидел в себе новые таланты!
Литература
Сборник сказок русских писателей / сост. В. Колчин. – Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1980.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / сост. Е. П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007.