МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4» Г. НАЗЫВАЕВСКА
Учебная программа кружка «Юный математик»
Автор: Лупинос Людмила Владимировна воспитатель
Учебная программа кружка «Юный математик» «Юный математик» – это мир приключений, где математика стала просто веселой игрой. Основная идея программы - научить детей исследовать, экспериментировать, мыслить логически, эффективно решать сложные задачи. Легкость подачи материала поможет детям преодолеть страх перед математикой, полюбить и понять эту науку. Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса. Занятия в кружке «Юный математик» способствуют формированию и развитию интереса к предмету, интеллектуальному развитию воспитанников, развитию творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы, повышению математической подготовки детей.
Пояснительная записка
Математическое мышление – творческое мышление, со всеми особенностями, присущими творческому мышлению. Процесс решения нестандартно поставленной математической задачи – творческий процесс. Ребенок, умеющий решать сложные математические задачи, чувствует себя более взрослым, ощущает свою значимость и самостоятельность, становится более критичным и к себе, и к любой, преподаваемой ему информации, способен творчески интерпретировать эту информации в своем сознании. Новизна, актуальность Новизна программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из решения головоломок, математических игр, шарад, считалок, магических квадратов, математических пословиц и хитрого счёта. Характерной особенностью кружковой работы является занимательность изложения материала, использование различных форм и методов проведения занятий. При проведении занятий используются различные виды деятельности, игровые и занимательные задания для развития мышления, конкурсы, КВНы, вечер, беседа. Актуальность программы определяется возросшей потребностью развития способности логически рассуждать и творчески мыслить.
Цели: развить математическое мышление дошкольников и их творческие способности; углубить знания, умения и навыки; научить самостоятельно добывать знания.
Задачи: развивать математические и творческие способности детей; способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления; воспитать творческую активность детей в процессе изучения математики.
Формы и режим занятий
Программа предусматривает одновременную работу нескольких детей или групп детей. Формы организации занятий: массовые (проведение коллективных творческих дел, викторины), групповые (занятия теоретические и практические), индивидуальные (участие в олимпиадах, самостоятельное выполнение определённых заданий, беседы).
Ожидаемые результаты
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей детей и привитие стойкого интереса к предмету математике.
Учебно-тематический план (подготовительная группа)
№
|
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
|
Кол – во часов
|
Форма проведения
|
1 |
Введение.
Числа и действия с ними
|
1
|
викторина
|
2 |
Крылатые слова, пословицы, поговорки в математике
|
1
|
практикум - игра
|
3 |
Задачи в стихах
Задачи в считалках
Задачи на смекалку
Задачи-шутки
|
4
|
беседа,
практикум - игра
|
4 |
Числа и слова
Числа вокруг нас
Найди число в слове
|
3
|
беседа,
практикум - игра
|
5 |
Числовые великаны
Головоломки
Логические блоки Дьенеша
|
2
|
конкурс
игровые упражнения
|
6 |
Конкурс решения логических задач
|
1
|
практикум - состязание
|
7 |
Могущество и красота математической мысли
Превращения
Придумай и составь слова
Прочитай пословицу
|
4
|
проблемно-поисковая беседа
|
8 |
Оригами
Волшебные треугольники
Волшебные круги
Магические квадраты
|
5
|
беседа,
практикум - игра
|
9 |
Расшифруй!
Шарады
Считалки
|
4
|
практикум - игра
|
10 |
Продолжи ряд
Лишнее число
Найди закономерность
|
2
|
игровые упражнения
|
11 |
Математический КВН
Подготовка к КВН
|
1
|
практикум - состязание
|
12 |
Числа и фигуры
|
1
|
игровые упражнения
|
13 |
Математические выражения
|
1
|
игровые упражнения
|
14 |
Найди знаки и геометрические фигуры
|
1
|
беседа,
практикум - игра
|
15 |
Развиваем глазомер
|
1
|
проблемно-поисковая беседа
|
16 |
Цвет и форма предметов
|
1
|
игровые упражнения
|
17 |
Попробуй сосчитай!
Считай, не зевай!
Хитрый счёт
|
2
|
игровые упражнения
|
18 |
Волшебные палочки
Палочки Кюизенера
|
2
|
практикум - игра
|
19 |
Итоговое занятие
|
1
|
конкурс
|
Литература
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 224 с.
- Михайлова З, А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Никитина Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
- Тихомирова Л.Ф. Математика в детском саду: развивающие игры, задания, упражнения – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Учебно-тематический план кружка «Юный натуралист» (младшая группа)
Месяц
|
1-я неделя
|
2-я неделя
|
3-я неделя
|
4-я неделя
|
Сентябрь
|
Ориентировка в помещении группы. Рассматривание игр
|
Где лежат игрушки? (На полках, на полу, на столах.)
|
«Что катится?» Упражнения с шарами икубами
|
«Что это? Предмет или картинка?» (называние, сравнение игрушек и картинок)
|
Игровое упражнение «Цветные человечки» Освоение эталонов цвета
(с повторением)
|
Игровое упражнение «Пирамидка» и «Лесенки» Освоение цвета и длины
(с повторением)
|
Октябрь
|
Развивающая ситуация Различение предметов по размеру
|
Игровая ситуация Освоение умений составлять комплекты одежды
|
Развивающая ситуация Освоение умений находить такой же по цвету и размеру предмет
|
Игровая ситуация Составление силуэтов из частей
|
Игровое упражнение «Собака». Отбирать полоски по показу или словесному указанию (с повторением)
|
Игровой сюжет «Кукла Катя»
|
Игры: «Детеныши», «Я изучаю размер»
|
Игровой сюжет «Домик куклы Кати»
|
Ноябрь
|
Развивающая
ситуация
(с усложнением)
|
Игровая ситуация Различение: большой маленький, длинный – короткий
|
Развивающая ситуация
(с усложнением)
|
Игровая ситуация Выбор пути в лабиринте. Восприятие условных изображений
|
Игровое упражнение «Ленточки в подарок». Освоение эталонов цвета
(с повторением)
|
Игровой сюжет «В гости к кукле Кате»
|
Игра «Сложи квадрат» Составление квадратов на основе подбора элементов одинакового цвета
|
Игровой сюжет «Приключение котенка»
|
Декабрь
|
Развивающая ситуация
Сравнение предмета с картинкой
|
Игровая ситуация Освоение формы предметов
|
Игра «Сложи квадрат». Выбор элементов по цвету и составление квадратов
|
Игровой сюжет «Строители»
|
Игровое упражнение «Сделаем подарки цветными». Составление изображений из полосок
|
Игровой сюжет «Катя угощает друзей»
|
Игровое упражнение Составление ковриков
|
Игровой сюжет «Катя в цирке»
|
Январь
|
Развивающая ситуация (с усложнением) Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол». Ориентировка в пространстве
(с повторением)
|
Игровая ситуация Составление целого из частей Игровой сюжет
«Самое-самое
вкусное»?
|
Игра «Уголки».
Составление
фигур.
Игровой сюжет
«Строители»
(с усложнением)
|
Развивающая
ситуация
Различение
размера и
формы
предметов
Игра «Уголки».
Составление
фигур
|
Февраль
|
Игровое упражнение
«Коврик для КОШКИ»
Различение полосок по цвету и длине
(с повторением).
Различение их
по цвету, форме
|
Игровая ситуация
Подбор пар
предметов
Игровой сюжет
«Катя наводит
порядок» Сопоставление квадратов
по размеру
|
Развивающая
ситуация
Освоение отношений
групп предметов
по количеству Игровое упражнение «Коврик для котенка».
|
Развивающая
ситуация (с
усложнением)
Освоение
отношений трех
предметов по
высоте
|
Март
|
«Составь!»
Составление
силуэтов из
произвольного
набора фигур
|
Игровая ситуация
Восприятие цвета в разных условиях
|
Развивающая
ситуация
Освоение отношений
«много — мало»
|
Развивающая
ситуация
Различение
групп предметов
по количеству
|
Игровое упражнение
«Составляем рамочки для картинок»
|
Игровой сюжет
«Неправильное
окно»
|
Игровое
упражнение
«Коврик для
собачки».
Составление
прямоугольника
|
Игра «Радужное
лукошко».
Составление
форм
|
Апрель
|
«Сложи квадрат»
|
Игровая ситуация
Установления соотношения по цвету и количеству
|
Игровое упражнение
«Какие лесенки умеет строить зайка». Освоения числового значения цветных полосок
|
Развивающая ситуация Составление
силуэтов из блоков Дьенеша.
|
Конструирование на плоскости. Материал: блоки Дьенеша
|
Игровой сюжет «Строим дом»
|
|
Игровая ситуация Сравнение групп предметов
|
Май
|
«Пирамидки и лесенки». Составление из цветных полосок (с усложнением)
|
Игра «Сложи узор».
Составление узоров из четырех кубиков
|
«Игровой квадрат». Преобразование одних форм в другие
|
Игровая ситуация Сравнение групп предметов
|
Игровой сюжет
«Любимая
игрушка»
|
Игровое упражнение «Какие лесенки умеет строить зайка»
|
Игра «Сложи квадрат»
|
Играем в любимую игру
|
Литература
- Математика — это интересно: Рабочая тетрадь. 2—3 года / Авт.-сост. И.Н.Чеплашкина.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
- Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. — М.: Просвещение, 1996.
|