Внеклассное занятие по математике "Ключи к победе"
Submitted by Екатерина Петровна Галкина on Tue, 10/05/2011 - 14:07
Тема: Игра-соревнование «Ключи к победе»
Цели:
познакомить учащихся с известными учёными – математиками;
развитие и укрепление интереса к математике;
развитие математических способностей, сообразительности, логического мышления, укрепление памяти учащихся;
расширение кругозора учащихся.
Тип занятия: игра-соревнование
Оборудование: ключи, раздаточный материал с заданиями
Ход занятия
Не из учебника задача,
А потрудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значит
Простые с виду десять цифр.
Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
Сегодня мы окажемся участниками интересной игры – эта игра "Ключи к победе". В ней участвуют две команды, которые пройдут ряд испытаний, где надо проявить все свои знания по математике.
За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключ.
Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах и отгадать само слово.
Следить за ходом игры будет жюри.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, познакомимся с командами: 1 команда - …, 2 команда - … (название, девиз)
I этап: “Математическая эстафета”
Ведущий: Для каждой команды приготовлено задание. Команды начинают считать одновременно. Жюри внимательно смотрит: кто быстрее справится и поднимет руку, проверяют выполнение.
(Ответ: 2000) - /Приложение 1/
Ведущий: Уважаемое жюри, кто же заработал ключ в этом испытании?
Жюри: Первый ключ получает ....
Ведущий: Считать умеете, а умеете ли вы мыслить?
II этап: “Клетка со львами”
Ведущий: Чтобы спасти свою жизнь вам необходимо как можно быстрее составить из данных карточек высказывание, на задание даётся 2 минуты.
Ведущий: Какое высказывание получилось?
(Ответ: Математика – царица наук.) - /Приложение 2/
Ведущий: Да, это начало высказывания известного немецкого математика 19 века. Как его звали? (Карл Гаусс)
Ведущий: Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты своего отца с каменщиками. А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, чтобы надольше занять ретивых учеников, он сложил все числа от 1 до 100 и получил правильный ответ – 5050.
Жюри: Ключ получает ....
Ведущий: А мы отправимся дальше.
III этап
Мы попадаем в гости...
Послушаем к кому.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин,
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Ведущий: Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей!”
Ответ Греческий учёный-математик Архимед, основатель гидростатики, создатель катапульт, кранов. Он определил приближённое значение числа p. И в физике осталось его имя: винт Архимеда, закон Архимеда.
Сейчас на знание теории будут каждой команде заданы вопросы. Нужно за данное время дать как можно больше правильных ответов. Кто отгадал имя учёного, отвечает первый. (Или у кого больше ключей)
На отгадывание отводится 2 минут, жюри следит за временем.
Вопросы для 1-ой команды
Как называется сотая часть числа? (процент)
Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)
Наименьшее натуральное число. (1)
Можно ли при умножении чисел получить нуль? (да)
32 = 9, 42 = 16, а чему равен угол в квадрате? (90о)
Единица измерения скорости на море. (Узел)
Sкв. = 49 см2. Чему равен его периметр? (28 см)
Чему равна сумма чисел от -200 до 200? (0)
Какие цифры употребляются в десятичной системе счисления? (арабские)
Чему равен объём 1 кг воды? (1 л)
Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3)
Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3? (,)
Как найти неизвестное слагаемое? (из S - 2-е слаг.)
Как называется натуральное число, имеющее более 2-х делителей? (составное)
НОД взаимно простых чисел? (1)
Французский математик, который ввёл координатную прямую? (Декарт)
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности? (масштаб)
Число, определяющее положение точки на прямой? (координата)
Прибор для измерения углов? (транспортир)
На сколько нужно разделить 2 чтобы получилось 4? (1/2)
Вопросы для 2-ой команды
1% от 1 рубля (1 коп)
Как найти неизвестное вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть разность)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
Чему равен 1 пуд? (16 кг)
Периметр прямоугольника равен 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром? (16 см)
Разделите 100 на половину. (100 : ½ = 200)
Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (тьма)
Чему равна ¼ часа? (15 мин)
Чему равна масса 1 дм3 воды? (1 кг)
К натуральному числу справа приписали 3 нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 1000)
Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)
Как называется натуральное число, делящееся без остатка на 2? (чётное)
5 * 5 = 25, 6 * 6 = 36, 7 * 7 =? (49)
Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от нуля? (сокращение)
Отрезок, соединяющий точку на окружности с её центром? (R)
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (противоположные)
Величина, равная самому числу для положительных чисел и противоположному числу для отрицательных чисел? (модуль)
Прибор для построения окружности? (циркуль)
Какая команда лучше знает теорию? Слово жюри?
Жюри: Ключ получает ....
Ведущий: А мы отправляемся дальше.
IV этап
Вам нужно выбрать любую пирамиду, таким образом получить задачу. Выбирает один член команды, а решают все. Первой будет выбирать та команда, которая получила ключ за предыдущий этап. Время прохождения этапа – 5 минут.
(Задачи отдельно)
1. Задача Алкуина. Однажды на привале после удачной охоты ирландский учёный монах Алкуин в шутку предложил Карлу Великому задачу. Ответ короля показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике.
За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 фунтов?
Ответ: 75 прыжков
2.Задача о школе Пифагора. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у тебя учеников.
- Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть - исследует тайны природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь ещё к ним трёх девушек. Сколько учеников я веду к рождению вечной истины. Сколько учеников было у Пифагора?
Ответ: 28 учеников.
3. Летела стая гусей, а навстречу им летит ещё один гусь и говорит:
- Здравствуйте, сто гусей!
- Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ещё ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей. Сколько гусей было в стае?
Ответ: 36 гусей.
Ведущий:Пока команды думают, мы с вами проведём конкурс для болельщиков. Я буду задавать вопросы и задачи, а вы будете отвечать, за верный ответ получаете жетон.
Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? [1]
Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один позади, и два впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? [3]
Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько яблок у неё было? [60]
Две богомолки отправились в Троице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая, если шли они с одинаковой скоростью? [60 вёрст.]
Сколько концов у четырёх палок? [8]
Арбуз стоит 10 коп. и ещё пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? [20 коп.]
Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей? [8 ч.]
6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? [6 дней.]
Половина – треть числа. Какое это число? [1,5]
В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек? [19 мальчиков и 16 девочек.]
Какое число делится на все числа без остатка? [0]
Когда частное равняется делимому? [Когда делитель 1]
Горело пять свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? [2]
В названиях каких литературных произведениях встречаются числа 3, 20 , 80, 20000, 12, 2?
Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа? [ Одинаково]
На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? [Ни одной]
Электропоезд идёт с востока на запад, ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым? [Электропоезд не дымит.]
Итоги этапаВедущий: Кто же получает ключ? Слушаем первую команду.
V этап, на котором ключ получает та команда,
чей представитель будет более внимательным
Ведущий: Сначала послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссёр К.С. Станиславский.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли.
Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко. ”Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его магараджа. – Ты видел, как тебя пугали? ” ”Нет, повелитель, я смотрел на молоко”.
Не слышать и не видеть ничего постороннего, – вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд.
(Таблица с числами)/Приложение 3/
По одному участнику от команды выходят к доске. Необходимо найти все числа в порядке возрастания, при этом зачеркивать их. Кто быстрее найдёт все числа, та команда и получит ключ.
VI этап
Из элементов нужно собрать рисунок собаки, используя имеющийся контур рисунка.
Ключ получает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Время – 2 минуты. (Задание - собака) /Приложение 4/
VII этап Последнее препятствие на пути
к финишу, к разгадке слов
Сейчас по одному человеку от команды выступают в роли рыбаков. Вы будете одновременно ловить рыб-шарады. Вытянули одну и всей командой разгадываете. Победит и заработает ключ та команда, которая отгадает шарад больше.
Какая меры длины определяется двумя нотами?
Какие ноты при соединении образуют только часть?
Какая ягода образуется при попадании твёрдых атмосферных осадков в праздничный напиток для взрослых?
Что может вырасти на лице, если в сосновом бору читать хвалебные стихи?
Какое получиться ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка?
Какое появляется насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?
Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева?
Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 м2 звучит нота?