Проектная задача
по русскому языку в 4 классе
Составитель: Лемешова М.В.
учитель начальных классов
МОУ ОСП «Печорская гимназия»
Название проектной задачи
|
Состав слова
|
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
4
|
Тип задачи
|
Предметная рефлексивная
|
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
|
- Выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме “Состав слова”.
- Отследить степень сформированности навыков групповой работы.
- Выявить умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.
|
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
|
- Умение разбирать слова по составу.
- Знать способы образования слов (приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный).
- Умение образовывать слова известными способами.
- Различать однокоренные слова и формы слова.
|
Общеучебные умения
|
- Умение работать в группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
- Умение работать согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу).
|
Планируемый педагогический результат
|
1. Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.
2. Восстановить пробелы в знаниях.
3. Умение, работая в группе, создать конечный «продукт»- создать сказку, в которой будет употреблено много однокоренных, родственных слов.
|
Способ и формат оценивания результатов работы
|
При подведении итогов работы оценивается:
1. Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
2. Оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде оценочного листа, в котором фиксируются результаты действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в группе.
|
Замысел проектной задачи.
В игровой форме проверяются знания по теме «Состав слова». Необходимо вспомнить, как могут образовываться однокоренные слова (способы образования), какие слова называются родственными, решаются творческие задания, требующие применение имеющихся знаний, но в нестандартной ситуации.
Цель, которую должны достичь дети.
Детям предлагается сочинить сказку для книжных героев, используя много родствен - ных и однокоренных слов, подвести итоги работы группы, оценить свою работу по оценочному листу.
Описание проектной задачи.
Ребята, вам всем известны книжные герои: Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик. Они решили стать кладоискателями и отправились, как уже это было однажды, в лес на поиски клада. Каждый из них мечтал найти что-нибудь ценное: кот Матроскин – деньги, для покупки ещё одной коровы; Шарик – целый сундук костей или последнюю модель фотоаппарата для подводной и наземной съёмки. А вот Дядя Фёдор не знал, чтобы он хотел найти, но был убеждён, что это должно быть по-настоящему важным и значимым для любого человека.
Задание 1.
Шли-шли и заблудились, решили сесть, отдохнуть и перекусить. Стал Дядя Фёдор припасы доставать и неожиданно нашёл записку. Стал читать её, а понять ничего не может. Помогите героям прочитать, что было написано в этом обращении. Но для этого вам придётся вспомнить изученные правила орфографии.
Ребята!
Я боюсь, что вы прападёте. Вернётесь ли, целы и невредимы? Все вдиревни скучяют, переживают. За вашей каровой я присматрю. Помоч мне вызвался дет трофим. Удачи!
Почьтальон Печькин.
Комментарий к заданию 1.
Дети разделены на группы по 5 человек. Каждой группе дана карточка, где напи - сано послание. Учащиеся каждой группы читают письмо, ищут ошибки, определяют типы орфограмм. Проверяется орфографическая зоркость группы, умение увидеть ошибки, исправить и определить правило к которому оно относится.
Задание 2.
Дядя Фёдор, Матроскин и Шарик прочитали письмо Печкина. И тут увиделима - ленькими буквами ещё приписка сделана.
Р.S. Если заблудитесь, поможет вам дорогу найти этот л…сок, ду…, тра…ка, берё…ка, р…ка, б…бёр. Они необычные, а волшебные. Перебирайте « родственников» этих слов. Может, они вам и помогут.
А вы сами можете назвать эти родственные слова? Как вы обозначите домик, в котором живёт корень этих слов?
Комментарий к заданию 2.
Каждой группе достаётся одно слово. Дети первоначально вставляют пропущен - ную букву, определяют тип орфограммы. Подбирают родственные слова, выделяют корень. Каждая группа отчитывается, слова выписываются на доску. Слово б…бёр вынесено на доску. Работа с ним проводится коллективно всем классом.
Задание 3.
Ребята, а кто из вас догадался, почему Печкин написал именно эти слова нашим героям? (мнения детей). В этих словах Печкин зашифровал карту, как выбраться из леса. Можете её расшифровать? (варианты детей). Дяде Фёдору и его друзьям надо сначала преодолеть лесок, затем они увидят большой дуб, окружённый высокой травой. За дубом увидят берёзу и так дойдут до реки. А в реке живёт бобёр, давний друг Шарика. Помните он как-то спас его из речки?
Вот наши герои и отправились в путь. Спустя некоторое время они благополучно вышли к реке и увидели старого знакомого бобра. Тот как всегда трудился, делал запруду и ремонтировал хатку. Берёт он в свои лапки строительный материал, а он превращается… А вот как, это задание вам. Записать новые слова, используя суффикс.
Твёрдые камни - твёрд(енк, еньк, инк, иньк)ие камушки
круглые камни – кругл(енк, еньк, инк, иньк)ие камушки
мягкие водоросли – мяг(онк, оньк)ие водоросли
грязные ветки – грязн(енк, еньк, инк, иньк)ие веточки
Лёгкий мох – лёг(онк, оньк)ий мох.
Подберите прилагательные с таким же суффиксом.
Комментарий к заданию 3.
Каждой группе детей достаётся одно словосочетание. Они выбирают орфографи - чески верный суффикс. И подбирают слова (прилагательные) с таким же суффиксом. После выполнения задания, учащиеся озвучивают свои варианты ответов, проводится анализ проведённой работы каждой группы.
Задание 4.
Дядя Фёдор, Матроскин и Шарик поприветствовали бобра, и попросили им помочь определить в какой стороне находится их деревня, чтобы знать, куда возвращаться домой после их путешествия. Бобёр согласился помочь, но прежде загадал загадку.
Ребята, помогите героям выполнить задание, чтобы они смогли после путешествия вернуться домой.
В этих пословицах спрятался главный враг бобра, от которого страдают многие молодые неопытные бобрята. Прочитайте пословицы, в каких из этих пословиц упоминается не тот, кто в остальных?
- … бояться – в лес не ходить.
- С … жить – по волчьи выть.
- За двумя… погонишься – ни одного не поймаешь.
- Работа не … - в лес не убежит.
- …ноги кормят.
В оставшихся пословицах употребляются однокоренные слова?
Комментарий к заданию 4.
Задание даётся общее, но выполняется по группам. Детям необходимо вспомнить содержание пословиц, исключить лишнюю. Ответить на вопрос. Применяются знания по разграничению понятий форма слова и однокоренные слова.
Ну, что ж, вы узнали, кого боятся бобры. Но как и любые звери, они стараются оберегать себя и других сородичей от этих хищников. Оказывается, бобры ударом хвоста по воде пугают волков и одновременно этим звуком предупреждают других бобров о приближении опасности.
Наши герои получили подробные инструкции о том, как вернуться домой и не сбиться с пути. Попрощавшись с бобром, они двинулись дальше искать клад. Ходили – бродили по лесу наши кладоискатели, и тут, на опушке леса, увидели нечто непонятное. Подойдя поближе, они разглядели, что это блестит на солнышке металлическая дощечка. Хотели они её поднять, да не тут-то было. Она оказалась врыта в землю. Взяли друзья инструмент и дружно принялись за работу – стали её откапывать.
Задание 5.
Через некоторое время, уставшие и обессиленные они выкопали древний сундук. Обрадовались друзья такой находке. Захотели посмотреть, что же там внутри. Но на сундуке был странный кодовый замок на странном языке.
1. Зайчиха – орокс
Зайчонок – э оро
Волк – муф
Волчонок – э муф
Как на этом языке будут называться заяц, волчица?
2. Слониха – цаберс
Слонёнок – о цабе
Лось – кру
Лосёнок – о кру
Как на этом языке будут называться слон, лосиха?
3. Кошка – свепт
Котёнок – а све
Бобр – шли
Бобрёнок – а шли
Как на этом языке будут называться кот, бобриха?
4. Ежиха – озирт
Ежонок – у ози
Лис – кра
Лисёнок – у кра
Как на этом языке будут называться ёж, лиса?
5. Гусыня - ныфт
Гусёнок – э ны
Медведь – апо
Медвежонок – э апо
Как на этом языке будут называться гусь, медведица?
Комментарий к заданию 5.
Дети выполняют задание по группам. Необходимо проанализировав способ образования слов, понять, как образовать новое по заданию. При выступлении каждой группы, слова – задания выводятся на экран, для контроля и анализа другими группами.
Ребята, с вашей помощью Дяде Фёдору, Матроскину и Шарику удалось открыть сундук. И там, как и хотел Дядя Фёдор, лежала по-настоящему важная и значимая для каждого человека вещь. Как вы думаете, что это может быть? Откуда человек узнаёт много нового, интересного, передаётся человеческая мудрость, опыт?
Задание 6.
Это была книга. Самое ценное сокровище, которое могли только найти наши герои. И это была книга сказок. Скажите, вы любите сказки? Как итог нашего урока, вы должны сочинить сказку или интересную историю с нашими героями, используя родственные и однокоренные слова.
Комментарий к заданию 6.
Учащиеся в каждой группе совещаются, что нужно записать в мини-сказку или мини-историю.
После данного этапа группами проводится предъявление результатов выполненной работы, которая оценивается написанием отзывов на работу, выполненную другой группой или публичной защитой результатов своей работы.
Оценочный лист
№ задания
|
Критерии оценок
|
Количество баллов
|
1
|
Текст записан верно
|
3
|
Допущена одна ошибка
|
2
|
Допущены 2-3 ошибки
|
1
|
Допущено более 3 ошибок
|
0
|
2
|
Представлено более 5 родственных слов и правильно выделен корень родственных слов
|
4
|
Представлено 4-5 родственных слов и правильно выделен корень родственных слов
|
3
|
Представлено 2 – 3 родственных слов и правильно выделен корень родственных слов
|
2
|
Представлено менее 2 родственных слов и правильно выделен корень родственных слов
|
1
|
Представлено менее 2 родственных слов и неправильно выделен корень родственных слов
|
0
|
4
|
Задание выполнено правильно
|
3
|
Допущена 1 ошибка
|
2
|
Допущены 2 ошибки
|
1
|
Допущено более 2 ошибок
|
0
|
3
|
Дан правильный ответ с объяснением.
|
2
|
Дан правильный ответ без объяснения.
|
1
|
Дан неправильный ответ.
|
0
|
Дано 3 правильных ответа без объяснения.
|
2
|
Даны 1 - 2 правильных ответа без объяснения.
|
1
|
Ответы неправильные.
|
0
|
4
|
Задание выполнено правильно
|
3
|
Допущена 1 ошибка
|
2
|
Допущены 2 ошибки
|
1
|
Допущено более 2 ошибок
|
0
|
5
|
Правильно названы все животные. Дано объяснение.
|
4
|
Правильно названы все животные без объяснения.
|
3
|
Представлен один правильный ответ.
|
0
|
6
|
Творческое задание выполнено оригинально.
|
5
|
Спасибо
за
внимание!
Спасибо
|